СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"На пороге экологической катастрофы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"На пороге экологической катастрофы"»

Классный час по экологии, 8 класс

Классный час, посвященный проблемам экологии

Проводится в форме устного журнала. Ключевые понятия: «экологическая катастрофа», «экологическая культура», «экологическая грамотность».

Цели: расширить представление детей о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания помощи природе; ознакомить с фактами уничтожения природы в России; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств личности, как экологическая культура, экологическая грамотность; пробуждать у детей стремление к здоровому образу жизни, желание участвовать в природоохранных мероприятиях.

Форма проведения: устный журнал.

Подготовительная работа с детьми: распределить материалы устного журнала (9 журналистов, 1 юрист-эколог).

Оборудование:

- компьютер для демонстрации слайдов;

- фотографии, картинки, слайды с изображением природы (должен подготовить ведущий фоторепортажа).

Оформление:

Музыкальное оформление: классическая музыка для сопровождения фоторепортажа о природе (Л. Бетховен «Лунная соната», А. Вивальди «Времена года», И. Бах «Токатта и фуга ре-минор» и т. п.).

План классного часа

I.  Вступительное слово «На пороге экологической катастрофы».

II. Устный журнал «Эко»:

1. Природа взывает о помощи (Передовая статья).

2. Тревожные факты (Лента новостей).

3. Доходы из отходов (Репортаж со свалки).

4. Экопрожектор (Результаты рейда).

5. Чудо по имени Природа (Фоторепортаж).

6. Преступления против природы (Интервью с юристом).

7. Как помочь природе? [Дискуссионный клуб)

8. На досуге (Экологическая викторина).

III. Заключительное слово.

IV. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1. Вступительное слово «На пороге экологической катастрофы»

Классный руководитель. Добрый день, ребята, уважаемые гости. Мы рады видеть вас на нашем мероприятии. Мы поговорим с вами о природе, о экологии. Тема сегодняшнего классного часа - «На пороге экологической катастрофы».(слайд1).Эпиграфом я взяла слова Е.Евтушенко.(слайд 2)

Катастрофа - это очень страшное слово. Наши журналисты провели соцопрос среди учащихся и учителей нашей школы (ВОТ КАК ОНИ ОТВЕТИЛИ - ВИДЕО)

Классный руководитель. Действительно, катастрофа - это и непоправимая беда, и трагедия, и авария, и крушение, и катаклизм. А экологическая катастрофа - это крушение жизни на Земле. И это, конечно же, может привести к трагическим последствиям для всего человечества.

Чтобы сохранить планету, нужно объединить всех людей, повысить экологическую культуру каждого человека. Экологической культуре и посвящен наш классный час. Сегодня мы проведем его в форме устного журнала, который подготовила группа журналистов, репортеров из нашего класса.

Передаю слово главному редактору - Айрапетян Джульете.

2. Устный журнал «Эко»

Ведущий 1 (Айрапетян Д). Здравствуйте, уважаемые слушатели. Предлагаем вашему вниманию устный выпуск экологического журнала «Эко». В переводе на русский язык слово «эко» обозначает «дом», «среда обитания». Проблемам окружающей среды и посвящен наш журнал. В журнале есть такие разделы-рубрики (слайд 3) «Новости», «Репортаж», «Фоторепортаж», «Экологический криминал», «Дискуссионный клуб» и раздел «На досуге». Итак, открываем первую страницу журнала. «Природа взывает о помощи» - так называется редакционная статья, которую подготовила (Григорян В.).

Природа взывает о помощи

Ведущий 2. Если бы Земля могла говорить, она бы уже кричала: «Остановитесь, люди! Планета в опасности!» Да она и кричит, громко заявляя о себе стихийными бедствиями и катаклизмами. Только люди не хотят слышать этого голоса. Они продолжают истреблять природу. Именно хозяйственная деятельность людей является причиной глобальных экологических проблем, среди которых:

- загрязнение атмосферы; (слайд 4)

- загрязнение вод мирового океана; (слайд 5)

- загрязнение почв; (слайд6)

- парниковый эффект;

- радиоактивное загрязнение;(слайд7)

- истребление флоры и фауны.(слайд8)

Промышленность, котельные, транспорт (слайд9) - три основных источника загрязнения атмосферы. Во многих городах уже сейчас остро стоит проблема очистки воздуха. Миллионы горожан во всем мире уже сейчас вынуждены покупать чистую воду. Мировой океан загрязнен нефтью, тяжелыми металлами, бытовыми отходами. Почва загрязняется промышленными и сельскохозяйственными отходами. В роли главных загрязнителей выступают металлы и их соединения, удобрения, ядохимикаты, радиоактивные вещества, бытовой мусор. Радиоактивное загрязнение - это заражение такими элементами, распад которых сопровождается излучением. Это излучение может продолжаться несколько лет, проникая в живые организмы и вызывая в них различные мутации. И наконец, истребление флоры и фауны. Ученые считают, что к середине следующего века может исчезнуть четверть, а то и половина из ныне живущих видов. Это массовое вымирание также является результатом деятельности человека.

Но наибольшую угрозу существованию Земли несет современное ядерное оружие. Оно может уничтожить все живое на планете.

В чем же выход? Как мы можем помочь нашей планете? Наш ответ - повышение экологической культуры каждого человека. Человек, обладающий экологической культурой, осознает себя не отдельной особью, а частичкой природной среды. Он понимает, что, помогая природе, он помогает самому себе.

Тревожные факты Джульета

Ведущий 1. «Тревожные факты» - так мы назвали подборку экологических новостей, которую подготовили (Зиров А., Погосян Г.. бабоян С, Бабоян К., Колесников И., Винокурова А.)).

Сережа Что называют экологической катастрофой? Это крайне неблагоприятное изменение природной среды после стихийного бедствия или деятельности человека. Это большой экологический ущерб: гибель живых организмов, заражение воздуха, воды, почвы. Сегодня экологическая катастрофа угрожает всему человечеству. Мы познакомим вас с тревожными фактами, которые говорят о том, что Россия уже сегодня стоит на пороге экологической катастрофы.

Карина . Реки Волга, Дон, Обь, Иртыш, Урал, Енисей, Лена, Печора, Кама имеют недопустимый уровень загрязнения.

Ведущий 3. Водоемы России и питьевая вода некоторых городов загрязнены диоксинами - это вреднейшие для человека вещества. По мнению некоторых ученых, от диоксинового загрязнения водоемов в нашей стране ежегодно погибает около 20 тыс. человек.

Настя. С 1960 по 1988 г. Аральское море уменьшилось вдвое. Бывшее дно моря превратилось в пустыню. С ее поверхности в атмосферу поднимаются миллионы тонн ядовитой соли. Эта соль образует пылесолевые облака, которые влияют на таяние ледников Памира и Тянь-Шаня.

Ваня. Деятельность человека стала угрожать существованию видов. С 1600 г. исчезло 36 видов млекопитающих и 94 вида птиц. Если 400 лет назад биосфера теряла примерно по 1 виду млекопитающих и птиц за 3 года, то в наше время вымирает в среднем по 1 виду каждые 8 месяцев.

Георгий. Гибель одного вида растения может привести к гибели от 5-7 до 30-35 связанных с ним видов животных, главным образом беспозвоночных. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц.

Настя. 3а последние 3 года средняя продолжительность жизни по стране уменьшилась на 7-8 лет.

Резко сократилась рождаемость и ухудшается здоровье детей: только 15% детей рождается практически здоровыми, только 4% выпускников средней школы считаются здоровыми.

Ваня .В России ежегодно в воду и под землю уходит более 500 млн тонн промышленных стоков.

Сережа Промышленные предприятия загрязняют территорию в радиусе от 5 до 25 км.

70% жителей России - это горожане. Горожанин нашей страны производит ежегодно примерно 300 кг бытового мусора. В итоге города обрастают свалками, территория которых быстро расширяется.

Артур Для сравнения: в США на одного жителя приходится 70 кг мусора в год, а в благополучной Швеции - в 3 раза меньше.

Граждане России должны осознать масштабы экологической угрозы и защитить природу, защитить будущие поколения.

Доходы из отходов Джульета

Проблеме переработки мусора посвящен репортаж, который подготовили (Авдалян З., Хачатурян М. «Доходы из отходов» - так они назвали свой репортаж.

Марина. Мусорная свалка когда-то представляла собой ужасное зрелище. Горы разнообразного мусора, над которыми летают тучи ворон и голубей, страшная вонь, крысы, а на фоне всего этого - жалкие лачуги из картона, целлофана и автомобильных шин и люди без определенного пола и возраста, которых привела сюда нужда.

Зоя. Такую картину можно было видеть совсем недавно. Но вот стали строить заводы по переработке мусора, и картина изменилась. Приезжает мусоровоз и забирает мусор, который ответственные люди вынесли на улицу. Оттуда мусор попадает на конвейер и сортируется рабочими.

Ведущий 6. Во всем мире сбор и переработка мусора приносят прибыль. На специальных предприятиях перерабатывают бумагу, стекло, металл, полиэтилен, делают строительные материалы, получают удобрения, сжиженный газ, метан и даже бензин. Из отходов вырабатывают тепло и электроэнергию. «Мусор приносит золото», - считают те, кто знает, что такое экологическая культура.

Но не все люди хотят платить деньги за вывоз мусора, они совершенно бесплатно и безнаказанно вывозят мусор в лесополосы, рощу, или просто бросают на улице.(Видео)

Ведущий 1 Джульета

Экопрожектор, так назвали следующую рубрику наши корреспонденты

Мкртчян А.,Колесников И, Булудян Р., Шахбазян Р., Бабоян Н. и Григорян В. провели экологический рейд по улице, на которой расположена наша школа и прилегающей к ней территории, а так же в окрестностях населенного пункта. Какие же факты высветил их «Экопрожектор»?

Примерный текст отчета:

Виолета. Время проведения рейда – 30 января 2019 г.

Ваня. Цель рейда - оценить уровень экологической культуры жителей нашего микрорайона. (ФОТО)

Рената. Первое, что бросается в глаза, - большое количество стеклянных и полиэтиленовых бутылок, полиэтиленовых пакетов прямо на улице.

Рафаэл. Второе - огромное количество мусора в людных местах: на детской площадке, прямо перед детским садом, около магазинов и даже перед школой практически каждое утро много мусора, а оставляют его те, кто вечерами проводит время здесь.

Арам. Третье - по всей улице кучи опавшей листвы. Ее не вывозят, а сжигают на месте, хотя это категорически запрещено санэпидстанцией.

Рената. Четвертое – очень много собак, которые бегают по улицам.

Назени. Пятое - некоторые владельцы машин моют своих «железных коней» прямо за двором, грязь течет по улице.

Ваня. Шестое – загрязняются берега рек, рощи.

Виолета. Эти факты говорят о том, что у многих жителей нашего микрорайона отсутствует экологическая культура.

Ведущий 1. Джульета

Чудо по имени Природа - следующая рубрика

Чтобы отвлечься от таких мрачных картин, которые мы увидели на нашей улице, давайте окунемся в прекрасный мир Природы. В этом нам поможет фоторепортаж, который подготовил фотолюбитель нашей станицы - Виктор Воробьев

(Включается музыка, на экране компьютера сменяются слайды. Или ведущий-фоторепортер показывает фотографии, картинки с изображением природы, комментирует изображения.)

Преступления против природы

Джульета. Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду. Об этом записано в Конституции Российской Федерации. Какие же наказания предусмотрены тем, кто нарушает это право? Ответы на интересующие нас вопросы мы нашли в уголовном кодексе. А познакомит нас с ними Бессалько Ангелина.

Ангелина. Тот, кто нарушает это право, несет ответственность: материальную, административную, дисциплинарную или уголовную. В Уголовном кодексе Российской Федерации есть целая глава, которая называется «Экологические преступления». В этой главе рассматриваются три вида экологических преступлений:

1. Нарушение правил экологической безопасности - все, что связано с производством, хранением, переработкой вредных и отравляющих веществ.

2. Преступления против неживой природы - загрязнение атмосферы, вод, почвы.

3. Преступления против живой природы - нарушение правил охоты, рыболовства, вырубка лесов, разрушение среды обитания животных.

Джульета. А кто следит за соблюдением этих законов?

Ангелина. За соблюдением этих законов следит экологическая милиция. Но ей должен помогать народ. В Европе каждый житель чувствует свою ответственность за состояние окружающей среды и сообщает обо всех преступлениях против природы, а у нас, в России, многие пока считают, что природа неисчерпаема.

И в России, и за рубежом фирмы, которые нарушают экологические законы, платят крупные штрафы.. В Китае торговля мехами исчезающих животных карается длительным тюремным заключением. В Израиле за незаконную торговлю животными можно получить 3 года тюремного заключения. В России за незаконную добычу животных и растений также придется заплатить крупный штраф или лишиться свободы на длительный срок. В последнее время в России ужесточены наказания за экологические преступления.

Джульета. Что могут сделать школьники для борьбы с экологическими преступлениями?

Ангелина. Нужно осознать, что экологические преступления направлены против нас, против нашего здоровья. И не стесняться сообщать обо всех случаях загрязнения или уничтожения природы. Но чтобы увидеть эти нарушения, нужна экологическая грамотность.

Джульета. Спасибо большое за информацию.

Как помочь природе?

А теперь приглашаем вас в наш дискуссионный клуб. Сегодня тут будет обсуждаться вопрос «Как помочь природе?». Я передаю слово ведущему клуба - классному руководителю Черемняковой Т.Д.

Классный руководитель. Ребята, вы познакомились с некоторыми материалами экологического журнала. Предлагаю вам обсудить три вопроса. Первый вопрос: «Человек - часть природы или ее властелин?»

Примерные ответы детей:

- Конечно, часть природы, он потребляет продукты природы, он влияет на природу, и природа влияет на него.

- Конечно, не властелин: природа может существовать без человека, а человек без природы не выживет.

- Человек - властелин природы. Он покорил землю, воды, атмосферу и даже космос.

- Властелин - в природе нет ни одного живого существа, которое было бы сильнее человека.

- Конечно, не властелин - человек слаб, он может погибнуть от холода, голода, жажды.

- Человек очень сильно зависит от природы - как же он может быть ее властелином?

- Человек - это раб природы. Он приспосабливается к природе.

- Человек - хозяин природы, он, наоборот, приспосабливает ее для себя.

Классный руководитель. Мы выслушали полярные точки зрения. Наверное, каждая точка зрения имеет право на существование. Человек, безусловно, часть природы. Конечно, он приспосабливает природу к своим нуждам и приспосабливается к природе сам. Об этом очень мудро сказал английский ученый Фрэнсис Бекон: «Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется».

Теперь предлагаю вам обсудить еще один вопрос: согласны ли вы, что миру угрожает экологическая катастрофа? Если да, то может ли человечество ее предотвратить?

Классный руководитель. Спасибо ребятам, которые подготовили сегодняшний выпуск журнала «Эко». Надеюсь, что все поняли, как важны для нас экологическая грамотность и экологическая культура. От этого зависит не только наше здоровье, но и жизнь.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Экологическая катастрофа, экологическая культура, экологическая грамотность - вот содержание нашего сегодняшнего разговора. Какое впечатление у вас осталось после знакомства с материалами устного журнала? Тревога? Ощущение опасности? Вера в разум и совесть человека? Надежда на то, что люди прозреют и остановят катастрофу?

Примерные ответы детей:

- Цифры и факты гибели природы производят гнетущее впечатление.

- Очень жалко птиц и зверей, которые страдают от человека.

- Появилось желание что-то делать, спасать природу.

- Подумал, что экологический милиционер - это очень нужная и интересная профессия.

- Ощущение надежды - ведь есть ученые, юристы, бизнесмены, которые занимаются проблемами экологии. Они помогут природе.