Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 12
им. Белоконя В. Э. г. Ставрополя
Конспект урока по истории России
по теме: «Начало Отечественной войны 1812 года».
8 класс
Участника II (городского) этапа
Всероссийского конкурса
«Учитель года России - 2009»
(в номинации «Педагогический дебют»)
учителя истории и обществознания
МОУ гимназии №12 имени Белоконя В. Э.
Чекина Марка Викторовича
Ставрополь
2009 г.
Тема урока: Начало Отечественной войны 1812 года. 8 класс. (слайд № 1)
Цель урока:
Установить причинно-следственные связи начального этапа Отечественной войны 1812 года.
Задачи урока:
Обучающая (1-2 линии развития): На основании фактов истории сформировать представление о начальном этапе Отечественной войны 1812 года.
Развивающая (3-4 линии развития): Определить причины неудач русской армии и значение Бородинского сражения в ходе войны и истории страны.
Воспитательная (5-6 линии развития): Дать возможность осознать значение полководческого таланта М.И.Кутузова и его роли в организации победы над французами.
Тип урока: проблемно-диалогический.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Литература:
Данилов Д.Д., Клоков В.А., Кузнецова С.С., Павлова Н.С., Рогожкин В.А. «Российская история XIX – начало ХХ века». М., «Баласс», 2005г.
Энциклопедия для детей. Т.5, ч.2. История России ХVIII- ХIХ вв. М. Аванта+, 2016
План урока:
Ход урока.
Учитель: Рассмотрим иллюстрацию учебника с. 50-51. Какое событие изображено на ней? Почему этому сражению, по-вашему мнению, в российской истории предается такое значение ? (слайд № 3)
Ученики: На иллюстрации изображена Бородинская битва. Она стала генеральным сражением двух великих армий.
Учитель: Обратимся к историческим документам, свидетельствам того сражения. Прочитайте документы с. 55. Выполните задания к ним.
Ученики: Читают документы. Согласно донесению Кутузова Русская армия одержала победу под Бородино. Во втором документе говорится о том, что французы до сих пор считают, что выиграли Бородино они.
Учитель: Сравните ответы на первый и второй вопросы. Какое наблюдается противоречие? Что нам предстоит выяснить?
Ученики: Кто победил в Бородинском сражении? (слайд № 4, сам вопрос появляется по щелчку)
Учитель: Какие у вас есть предположения решения проблемы? В каком случае можно говорить о победе одной из армий в сражении?
Ученики: Предлагают свои версии. Принимается любая, даже самая абсурдная. (слайд № 5)
Учитель: Прежде чем приступить к поиску решения проблемы нам предстоит вспомнить, что мы уже знаем об отношениях России и Франции в начале XIX века?
- В каких антифранцузских коалициях и с каким результатом участвовала Россия?
- Когда и на каких условиях был заключен Тильзитский мир?
- Какие противоречия возникли между Россией и Францией после заключения Тильзитского мира?
- Какие территории приобрела Россия в 1801-1813 годах? (слайд № 6, вопросы появляются по щелчку)
Учитель: Тогда что нам неизвестно для того, чтобы найти решение проблемы?
Подводящий диалог:
1. Мы знаем, когда и почему состоялась битва?
2. Мы знаем, как она проходила?
3. Итоги для обеих сторон?
Ученики: Мы не знаем:
1. Почему произошла Бородинская битва
2. Ход сражения
3.Последствия битвы. (слайд № 7, пункты появляются по щелчку)
Учитель: А теперь давайте посмотрим по карте на расположение русской и французской армий перед началом войны. (слайд № 8)
Учитель: Обратите внимание на таблицу с. 55 «Начало войны 1812 года». Определите, как она нам может помочь в поиске решения проблемы? (В случае затруднения учеников обращает внимание на план урока и первую колонку таблицы) Начертите таблицу в тетради.
Ученики: Таблица составлена по нашему плану урока, поэтому, отвечая на её вопросы, мы сможем найти решение проблемы урока.
Учитель: Исследование на уроке сегодня мы проведем, используя ваше желание. Выберите, изучением какой страны – России или Франции, вы бы хотели заняться сегодня на уроке. Соответственно за 4-5 минут должна быть заполнена одна колонка таблицы.
При проверке результатов работы учитель следит за тем, чтобы у детей в тетрадях таблица была заполнена полностью.
Ученики: составляют таблицу.
| Франция | Россия |
Цели в войне | Разделить Российскую империю на зависимые от него государства | Освободить Европу от «корсиканского чудовища» |
Ход войны до Бородина – роль сражения в войне | Июнь- август. Провал планов Наполеона порознь разбить русские армии у западных границ России и заставить Александра I просить о мире. | Россия не вступала в генеральные сражения с французской армией, отступая до Смоленска. |
Генеральное сражение, в котором решается судьба столицы, армии и России в целом |
Планы, численность и войск перед Бородинской битвой | 134 тыс. солдат, 587 орудий. Разгром русской армии | 154 тыс. солдат ( 40 тыс. – необученные ополченцы), 640 пушек. Возможность спасения Москвы, с потерей которой «соединена потеря всей России» |
Последствия сражения для войны: | | |
Потери | 58 тыс. убитых и раненных (40%) | 44 тыс. убитых и раненных (30%) |
Поле битвы | За двенадцать часов боя русские отдали противнику полосу Бородинского поля шириной от 500до 1000 метров. |
Судьба столицы | | Совет в Филях – оставление Москвы. |
Судьба армии | | Тарутинский маневр – армия спасена |
Судьба России | | Еще не решена |
(слайды с № 9 по № 22 сменяются щелчком
по мере заполнения ячеек таблицы учениками)
Учитель: Как теперь мы можем ответить на проблему урока? Кто победил в Бородинском сражении?
Ученики: Каждая сторона вправе считать себя победившей. Для русских Бородинское сражение стало началом победы в войне 1812 года, а для Наполеона началом поражения в России. (слайд № 23, ответ учеников появляется по щелчку)
Учитель: Если бы вам пришлось быть участником военного совета в Филях, поддержали бы вы позицию Кутузова, приказавшего отступать и оставить Москву, или нет? Приведите два-три доказательства своей точки зрения. Ответ оформите в виде таблицы.
Ученики:
Позиция | Я бы поддержал (не поддержал) позицию Кутузова……………… …………………………………. |
Аргументы | Потому что: 1………………… 2.……………………………… 3.……………………………….. |
(слайд № 24)
Учитель: Оправдались ли планы Кутузова? Давайте рассмотрим иллюстрации к § 4, который вам предстоит прочитать дома. Что станет с французской армией в Москве? Какие факторы помогут победить французов? О том верны ли наши предположения, вы узнаете из домашнего чтения. А чтобы быть успешными на уроке вам еще необходимо ответить на вопросы перед параграфом. (слайд № 25)
Презентация прилагается.