СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Начало Отечественной войны 1812 года

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

Обучающая (1-2 линии развития): На основании фактов истории сформировать представление  о  начальном этапе Отечественной войны 1812 года.

Развивающая (3-4 линии развития): Определить причины  неудач русской армии и значение Бородинского сражения в ходе войны и истории страны.

Воспитательная (5-6 линии развития): Дать возможность осознать значение   полководческого таланта М.И.Кутузова и его роли в  организации победы над французами.

Просмотр содержимого документа
«Начало Отечественной войны 1812 года»

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 12

им. Белоконя В. Э. г. Ставрополя








Конспект урока по истории России

по теме: «Начало Отечественной войны 1812 года».

8 класс


Участника II (городского) этапа

Всероссийского конкурса

«Учитель года России - 2009»

(в номинации «Педагогический дебют»)

учителя истории и обществознания

МОУ гимназии №12 имени Белоконя В. Э.

Чекина Марка Викторовича












Ставрополь

2009 г.


Тема урока: Начало Отечественной войны 1812 года. 8 класс. (слайд № 1)


Цель урока:

Установить причинно-следственные связи начального этапа Отечественной войны 1812 года.


Задачи урока:

Обучающая (1-2 линии развития): На основании фактов истории сформировать представление о начальном этапе Отечественной войны 1812 года.

Развивающая (3-4 линии развития): Определить причины неудач русской армии и значение Бородинского сражения в ходе войны и истории страны.

Воспитательная (5-6 линии развития): Дать возможность осознать значение полководческого таланта М.И.Кутузова и его роли в организации победы над французами.



Тип урока: проблемно-диалогический.


Оборудование: компьютер, проектор, экран.


Литература:

  • Данилов Д.Д., Клоков В.А., Кузнецова С.С., Павлова Н.С., Рогожкин В.А. «Российская история XIX – начало ХХ века». М., «Баласс», 2005г.

  • Энциклопедия для детей. Т.5, ч.2. История России ХVIII- ХIХ вв. М. Аванта+, 2016


План урока:

  • Организационный момент.

  • Постановка проблемы

  • Решение проблемы

  • Применение новых знаний (слайд № 2)


Ход урока.

Учитель: Рассмотрим иллюстрацию учебника с. 50-51. Какое событие изображено на ней? Почему этому сражению, по-вашему мнению, в российской истории предается такое значение ? (слайд № 3)

Ученики: На иллюстрации изображена Бородинская битва. Она стала генеральным сражением двух великих армий.

Учитель: Обратимся к историческим документам, свидетельствам того сражения. Прочитайте документы с. 55. Выполните задания к ним.

Ученики: Читают документы. Согласно донесению Кутузова Русская армия одержала победу под Бородино. Во втором документе говорится о том, что французы до сих пор считают, что выиграли Бородино они.

Учитель: Сравните ответы на первый и второй вопросы. Какое наблюдается противоречие? Что нам предстоит выяснить?

Ученики: Кто победил в Бородинском сражении? (слайд № 4, сам вопрос появляется по щелчку)

Учитель: Какие у вас есть предположения решения проблемы? В каком случае можно говорить о победе одной из армий в сражении?

Ученики: Предлагают свои версии. Принимается любая, даже самая абсурдная. (слайд № 5)

Учитель: Прежде чем приступить к поиску решения проблемы нам предстоит вспомнить, что мы уже знаем об отношениях России и Франции в начале XIX века?

- В каких антифранцузских коалициях и с каким результатом участвовала Россия?

- Когда и на каких условиях был заключен Тильзитский мир?

- Какие противоречия возникли между Россией и Францией после заключения Тильзитского мира?

- Какие территории приобрела Россия в 1801-1813 годах? (слайд № 6, вопросы появляются по щелчку)

Учитель: Тогда что нам неизвестно для того, чтобы найти решение проблемы?

Подводящий диалог:

1. Мы знаем, когда и почему состоялась битва?

2. Мы знаем, как она проходила?

3. Итоги для обеих сторон?

Ученики: Мы не знаем:

1. Почему произошла Бородинская битва

2. Ход сражения

3.Последствия битвы. (слайд № 7, пункты появляются по щелчку)

Учитель: А теперь давайте посмотрим по карте на расположение русской и французской армий перед началом войны. (слайд № 8)

Учитель: Обратите внимание на таблицу с. 55 «Начало войны 1812 года». Определите, как она нам может помочь в поиске решения проблемы? (В случае затруднения учеников обращает внимание на план урока и первую колонку таблицы) Начертите таблицу в тетради.

Ученики: Таблица составлена по нашему плану урока, поэтому, отвечая на её вопросы, мы сможем найти решение проблемы урока.

Учитель: Исследование на уроке сегодня мы проведем, используя ваше желание. Выберите, изучением какой страны – России или Франции, вы бы хотели заняться сегодня на уроке. Соответственно за 4-5 минут должна быть заполнена одна колонка таблицы.

При проверке результатов работы учитель следит за тем, чтобы у детей в тетрадях таблица была заполнена полностью.

Ученики: составляют таблицу.




Франция

Россия

Цели в войне

Разделить Российскую империю на зависимые от него государства

Освободить Европу от «корсиканского чудовища»

Ход войны до Бородина – роль сражения в войне

Июнь- август. Провал планов Наполеона порознь разбить русские армии у западных границ России и заставить Александра I просить о мире.

Россия не вступала в генеральные сражения с французской армией, отступая до Смоленска.


Генеральное сражение, в котором решается судьба столицы, армии и России в целом

Планы, численность и войск перед Бородинской битвой

134 тыс. солдат, 587 орудий.

Разгром русской армии

154 тыс. солдат ( 40 тыс. – необученные ополченцы), 640 пушек.

Возможность спасения Москвы, с потерей которой «соединена потеря всей России»

Последствия сражения для войны:



Потери

58 тыс. убитых и раненных (40%)

44 тыс. убитых и раненных (30%)

Поле битвы

За двенадцать часов боя русские отдали противнику полосу Бородинского поля шириной от 500до 1000 метров.

Судьба столицы


Совет в Филях – оставление Москвы.

Судьба армии


Тарутинский маневр – армия спасена

Судьба России


Еще не решена

(слайды с № 9 по № 22 сменяются щелчком

по мере заполнения ячеек таблицы учениками)

Учитель: Как теперь мы можем ответить на проблему урока? Кто победил в Бородинском сражении?

Ученики: Каждая сторона вправе считать себя победившей. Для русских Бородинское сражение стало началом победы в войне 1812 года, а для Наполеона началом поражения в России. (слайд № 23, ответ учеников появляется по щелчку)

Учитель: Если бы вам пришлось быть участником военного совета в Филях, поддержали бы вы позицию Кутузова, приказавшего отступать и оставить Москву, или нет? Приведите два-три доказательства своей точки зрения. Ответ оформите в виде таблицы.

Ученики:

Позиция

Я бы поддержал (не поддержал) позицию Кутузова………………

………………………………….

Аргументы

Потому что: 1…………………

2.………………………………

3.………………………………..

(слайд № 24)

Учитель: Оправдались ли планы Кутузова? Давайте рассмотрим иллюстрации к § 4, который вам предстоит прочитать дома. Что станет с французской армией в Москве? Какие факторы помогут победить французов? О том верны ли наши предположения, вы узнаете из домашнего чтения. А чтобы быть успешными на уроке вам еще необходимо ответить на вопросы перед параграфом. (слайд № 25)



Презентация прилагается.