Технологическая карта урока по теме «Нахождение объёма прямоугольного параллелепипеда».
Учитель: Агутина Е.В.
Цель урока | обучение нахождению объёма прямоугольного параллелепипеда, решению задач практического содержания, формирование умения строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков. |
Планируемый результат обучения | Научить находить объём прямоугольного параллелепипеда, строить математические модели, развивать навыков работы в коллективе; реализовать принцип связи теории и практики. |
Развитие УУД | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение отстаивать свою точку зрения. Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. |
Тип урока | Применение знаний на практике |
Форма урока | Работа в группах |
Опорные понятия, термины | Прямоугольный параллелепипед |
Новые понятия | ОБЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА, ОБЪЁМ КУБА |
Формы контроля | Решение задач по двум уровням |
Домашнее задание | №840, 841, 843 |
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент (2 мин) | Цель: психологический настрой на продуктивную работу. | Приветствует учащихся, просит их проверить свою готовность к уроку. | Слушают речь учителя. | Л: формирование положительной мотивации. Р: самоконтроль учебной деятельности |
2. Актуализация знаний (5 мин) | Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений. | К уроку вы дома выполнили творческую работу: изготовили из различных материалов прямоугольный параллелепипед и куб. Предлагаю вам рассмотреть эти модели прямоугольного параллелепипеда, куба и ответить на вопросы. Соедините стрелками. | Работа фронтально с первым слайдом обучающиеся задают друг другу вопросы по моделям куба и прямоугольного параллелепипеда: Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед? Какой фигурой является грань прямоугольного параллелепипеда? Сколько одинаковых граней у прямоугольного параллелепипеда? Сколько одинаковых рёбер у прямоугольного параллелепипеда? Сколько одинаковых рёбер у куба? Длина ребра куба равна 4 см. Найдите длину всех рёбер куба. Найдите объём прямоугольного параллелепипеда с измерениями 3 дм, 1 дм и 6дм. Найдите объём куба с ребром 2 см. | П: анализ и построение логических выводов К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
3. Постановка проблемы (3 мин) | Цель: создание условия для познавательной активности учащихся. | Вчера мы с вами отвечали на вопрос. Соответствуют ли размеры нашего класса и наполняемость его нормам СанПиН? Минимальная кубатура воздуха, приходящаяся на одного школьника — достигает 4 куб. м. сегодня я предлагаю вам решить ещё одну важную задачу на примере сказочного героя лягушонка Кваки. В конце урока ответьте когда может пригодиться решать эту задачу. В домике Кваки имеется бассейн в форме прямоугольного параллелепипеда, и поэтому у неё бывает много гостей – лягушат. Иногда их приходит столько много, что места всем не хватает. Как можно помочь Кваке решить проблему и выбрать оптимальный вариант ? | Работают в группах по следующей схеме: - согласовывают представления о том, что нужно делать; - каждый выполняет свою часть работы; - обсуждают и корректируют общий результат; -готовят выступающего и выступление; - формулируют вопросы на понимание. В результате обсуждения получили примерный список вопросов: Надо знать объём бассейна? Надо увеличить размеры бассейна? Во сколько раз нужно их увеличивать? | П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Р:прогнозирование К:сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы |
4. Выдвижение гипотезы (2 мин.) | Цель: развитие условий для познавательной активности учащихся. | На основании получившихся вопросов сформулируйте гипотезу. | В результате фронтальной работы делают вывод: Если мы найдём узнаем как влияет изменение хотя бы одной стороны на изменение всего объёма прямоугольного параллелепипеда, то сможем помочь Кваке. | П:доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; поиск и выделение необходимой информации |
5. Целеполагание (3 мин.) | Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности. | Итак, кто сформулирует тему урока? Какие должны быть цели урока? | Обучающиеся формулируют тему урока «изменение объёма …» и перечисляют цели урока. | П:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
6. Решение задачи (10 мин.) | Цель: применение знания в новой ситуации. | Что нам нужно знать для ответа на стоящие перед нами вопросы? Группам выполнить необходимые измерения, решить задачу и ответить на поставленный вопрос. Подведём итог обсуждения Правила работы в группе на доске | Работают по следующей схеме: - согласовывают представления о том, что нужно делать; - каждый выполняет свою часть работы; - обсуждают и корректируют общий результат; - готовят выступающего и выступление; - формулируют вопросы на понимание. План ответа предложен в приложении. Дано: а=1 м, b=2 м, с=3м. | К: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта; умение отстаивать свою точку зрения Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом К:сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы |
7. Представление результатов (9 мин.) | Цель: представление наработок в группе | Организует ответы у доски | Отвечает у доски докладчик, остальные ребята внимательно слушают, записывают в тетрадь основные выводы. | П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
8. Подведение итогов групповой работы. (2мин.) | Цель: формирование умения оценивать свою работу и работу одноклассников | У вас имеются листы самооценки итогов вашей работы в группе, прошу их заполнить. Спасибо, а теперь перейдём к самостоятельной работе, разойдитесь по своим местам | Заполняют лист самооценки: -я оцениваю себя; -группа оценивает меня; -учитель оценивает меня. | Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом |
9. Физминутка 2 мин | Здоровьесбережение | Учитель меняет деятельность учащихся, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменяют вид деятельности (подвижный отдых) и готовятся продолжать работу. | Р: Саморегуляция Л: Осознание ценности здоровья |
10. Дифференцированная самостоятельная работа. (5 мин.) | Цель: Проверка уровень усвоения изученного материала | Перед вами задачи на доске выберите свою и решите 1 уровень «4» 2 уровень «5» | Решают самостоятельную работу: | П: Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Р: оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы |
11. Рефлексия, домашнее задание. (2 мин) | Цель: Мотивация собственной деятельности. Обеспечение понимания заданий | Прошу вас теперь подвести итоги урока и ответить на вопросы: НА УРОКЕ Мы повторили… Мы узнали… Мы закрепили… Где в жизни мне пригодятся полученные знания? | Фронтально отвечают на данные вопросы | П: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
1.Найдите объём куба с ребром 7дм.
ширина 2см, высота 3см.
3.Объём спортивного зала 320 м³, высота 4м, длина 10м. Найдите площадь стен.
1. Чему равно ребро куба, если объем равен 1000 кв.см.?
2. Длина аквариума 80 см, ширина 45 см,
а высота 55 см. Сколько литров воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?
1. Объем бассейна равен 100 м3, а стороны основания 10 м и 5 м. Сколько квадратных метров кафельной плитки ушло на облицовку бассейна?
2. Из кирпичей, длина которых 30 см, ширина 10 см и высота 5 см, сложили куб, ребро которого равно 120 см. Сколько кирпичей на это было затрачено?
3. Как определить количество спичечных коробков в упаковке, не распаковывая его, если один из таких коробков имеется?