СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Написание статьи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Написание статьи»

Особенности письменной речи обучающихся начальных классов

К. С. Манелюк

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»

Аннотация: статья рассматривает особенности письменной речи обучающихся начальных классов. В ней обсуждаются основные проблемы, с которыми обучающиеся сталкиваются при освоении навыков письма, такие как правописание, грамматика, словарный запас и структура текста. Также освещаются методы и подходы, применяемые учителями, для содействия развитию письменной речи учеников начальных классов. В результате исследования выявлены ключевые факторы, влияющие на эффективность обучения письменной речи, такие как индивидуальные особенности учащихся, методы обучения и роль семьи в этом процессе. Работа предлагает рекомендации для развития успешных стратегий обучения письменной речи учеников начальных классов на основе выявленных особенностей.


Ключевые слова: письменная речь, развитие письменной речи, младшие школьники.

Формирование письменной речи младшего школьника и развитие речи в целом связаны с потребностью ребенка в общении и желанием выразить свои мысли и чувства. С возрастом ребенок расширяет круг своих общений и сталкивается с более сложными задачами. Когда ребенок идет в школу, его словарный запас уже достаточно большой, чтобы свободно общаться с другими людьми на разные темы. Объем словаря первоклассника составляет от 4000 до 7000 слов и включает различные части речи. Разговоры детей все чаще касаются не только текущих событий, но и того, что они узнали ранее от родителей, учителей и других детей. Учебные и коллективные занятия, задания и общение с окружающими приводят к расширению словаря и овладению новыми грамматическими формами языка. Развитие опыта и мышления ребенка влияет на изменение структуры его речи, а более широкое общение приводит к изменениям в детской речи [5, c. 273].

Совместное использование названий предметов, их качеств и действий детьми сопровождается также широким использованием различных определений. В начальной школе дети практически овладевают грамматической структурой родного языка. Младшие школьники активно используют слова, выражающие причинные, целевые и следственные связи между явлениями. К формированию письменной речи младших школьников приводит взаимодействие различных психических функций, таких как предметные действия, речь и память. Эти функции обеспечивают необходимые процессы звукоразличения, актуализации образов-представлений буквенных знаков и их перекодирование в движения руки. Помимо физиологических и психических предпосылок, формированию письменной речи способствуют также устная речь, произвольное владение ею и аналитико-синтетическая речевая деятельность, различные виды восприятия и представлений, развитая двигательная сфера, абстрактные способы деятельности и общее поведение, включая регуляцию, саморегуляцию и контроль за действиями.

Недавно письменная речь в школьном обучении занимала незначительное место и ограничивалась умением писать буквы и избегать ошибок. Со временем и под влиянием психологии письменная речь стала восприниматься как сложный процесс творчества. В эксперименте, проведенном Н. В. Манина, было выявлено, что упражнения на уроках русского языка имеют механический характер, а мало делается для развития творческих навыков учащихся [2, c. 25]. Ученики выполняют мало творческих работ, а учителя нередко заменяют их контрольными диктантами и ограничивают написание изложений. Анализ письменных работ учащихся начальных классов показал следующие неутешительные результаты: часто нарушается логика и точность речи, мысли не развиваются полностью, есть обрывы; ученики не умеют выделять микро темы в рамках одной главной темы, абзацы в тексте не выделяются или выделяются неправильно; не используются вступление и заключение в тексте; связь между элементами текста нарушена, что делает речь прерывистой; межфразовая связь осуществляется в основном через лексические повторы или местоименные замены, редко используются другие средства; не умеют пользоваться синонимической заменой; допускается много грамматических и орфографических ошибок; последовательность мыслей неправильна, логическая последовательность нарушена.

Л. С. Выготский говорил, что учат школьников не письменной речи, а написанию слов. Поэтому обучение письму ограничено традиционным правописанием. Это обучение не основано на естественных потребностях и самодеятельности ребенка, а передается им извне, как технический навык. Необходимо поставить обучение таким образом, чтобы чтение и письмо стали нужными и осмысленными для ребенка и включались в жизненно важную задачу. Только тогда они будут развиваться у ребенка не как привычка, а как новый вид речи. Д. А. Дровникова отмечает, что при формировании письменной речи ученика необходимо понимать, что ребенок вначале использует средства внешнего выражения мыслей, а потом учится осознанно выражать свои мысли [1, c. 160].

По концепции М. В. Новикова, формирование письменной речи проходит через несколько этапов:

1. Элементарное письмо - формирование зрительного и двигательного образа букв, умение различать и писать их, а также связывать буквы и слова в предложения.

2. Грамотное осмысленное письмо - письмо текста под диктовку, изложение своих мыслей, использование правил правописания, пунктуации и словарного запаса, создание собственных текстов.

3. Грамотная осмысленная письменная речь - понимание и использование разных жанров письменной речи, структурированное и грамотное составление текстов в соответствии с заданной темой, эффективное использование языковых средств и словарей, составление кратких сообщений [4, c. 132].

К. Д. Ушинский говорил о необходимости развития детского творчества и осознанного владения родным языком на уроках языка. Он отмечал, что это поможет детям развить дар слова и понять грамматические законы языка в их логической системе. Исследования показывают, что хорошо развитые творческие способности и связь речи и мышления являются ключевыми факторами успешного овладения письменной речью у младших школьников. В начальной школе развивается отвлеченное словесно-логическое мышление, что перестраивает память и восприятие ребенка. Это позволяет делать обобщения, выводы, проводить аналогии. Исследования гендерных различий показывают, что речевое развитие девочек обычно лучше, что может быть связано с особенностями воспитания, большей коммуникативной активностью и различиями в игровой деятельности.

По результатам исследования навыков письма у младших школьников с учетом их пола, Е. В. Матвеева делает следующие выводы:

- У мальчиков не так хорошо сформировано грамотное оформление письменной речи, чем у девочек к моменту окончания начальной школы.

- У мальчиков проблемы с формированием почерка, в отличие от девочек, из-за лучшего развития мелкой моторики рук у последних.

- Сформированность навыка письма у мальчиков зависит от развития зрительно-моторного компонента письменной речи, грамматической структуры и словарного запаса.

- Анализ взаимосвязей различных компонентов речевого развития и навыков письма у детей 9-10 лет показал, что девочки имеют большее количество и тесные связи между ними, чем мальчики, что может объяснять лучшую успеваемость девочек [3, c. 54].

Исходя из этих особенностей, важно учитывать следующие аспекты при обучении письменной речи младших школьников:

- Вовлечение школьника в обучение, основанное на поддержании интереса к общению.

- Связь между письмом и чтением.

- Развитие логического мышления, обобщения и абстрагирования.

- Обучение школьника стратегиям мыслительной деятельности для творческого поиска и получения новых знаний.

- Развитие личностных качеств, включая духовно-нравственные и интеллектуальные аспекты.

- Учет особенностей формирования навыков письма у мальчиков и девочек.


Библиографический список

1. Дровникова, Д. А. Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка в школе / Д. А. Дровникова, Т. А. Колоскова // Сборник научных статей по итогам Международного научного фестиваля молодежного проектирования-2020, Орехово-Зуево, 27–29 апреля 2020 года. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2020. – С. 156-162.

2. Манина, Н. В. Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы / Н. В. Манина. – Вохма: МОУ «Вохомская средняя общеобразовательная школа», 2021. – 79 с.

3. Матвеева, Е. В. Использование классических приемов создания проблемной ситуации на уроке русского языка / Е. В. Матвеева // Вестник науки и образования. – 2022. – № 3 (122). – С. 53-56.

4. Новикова, М. В. Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы / М. В. Новикова // ПРОРЫВНЫЕ НАУЧНЫЕ исследования: ПРОБЛЕМЫ, ПРЕДЕЛЫ и ВОЗМОЖНОСТИ: сборник статей Международной научно-практической конференции, Казань, 02 февраля 2023 года. Том Часть 2. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2023. – С. 132-137.

5. Полесская, И. Ю. Некоторые приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы: опыт работы / И. Ю. Полесская // Конструктивные педагогические заметки. – 2023. – № 11-2(20). – С. 271-279.