Особенности письменной речи обучающихся начальных классов
К. С. Манелюк
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Аннотация: статья рассматривает особенности письменной речи обучающихся начальных классов. В ней обсуждаются основные проблемы, с которыми обучающиеся сталкиваются при освоении навыков письма, такие как правописание, грамматика, словарный запас и структура текста. Также освещаются методы и подходы, применяемые учителями, для содействия развитию письменной речи учеников начальных классов. В результате исследования выявлены ключевые факторы, влияющие на эффективность обучения письменной речи, такие как индивидуальные особенности учащихся, методы обучения и роль семьи в этом процессе. Работа предлагает рекомендации для развития успешных стратегий обучения письменной речи учеников начальных классов на основе выявленных особенностей.
Ключевые слова: письменная речь, развитие письменной речи, младшие школьники.
Формирование письменной речи младшего школьника и развитие речи в целом связаны с потребностью ребенка в общении и желанием выразить свои мысли и чувства. С возрастом ребенок расширяет круг своих общений и сталкивается с более сложными задачами. Когда ребенок идет в школу, его словарный запас уже достаточно большой, чтобы свободно общаться с другими людьми на разные темы. Объем словаря первоклассника составляет от 4000 до 7000 слов и включает различные части речи. Разговоры детей все чаще касаются не только текущих событий, но и того, что они узнали ранее от родителей, учителей и других детей. Учебные и коллективные занятия, задания и общение с окружающими приводят к расширению словаря и овладению новыми грамматическими формами языка. Развитие опыта и мышления ребенка влияет на изменение структуры его речи, а более широкое общение приводит к изменениям в детской речи [5, c. 273].
Совместное использование названий предметов, их качеств и действий детьми сопровождается также широким использованием различных определений. В начальной школе дети практически овладевают грамматической структурой родного языка. Младшие школьники активно используют слова, выражающие причинные, целевые и следственные связи между явлениями. К формированию письменной речи младших школьников приводит взаимодействие различных психических функций, таких как предметные действия, речь и память. Эти функции обеспечивают необходимые процессы звукоразличения, актуализации образов-представлений буквенных знаков и их перекодирование в движения руки. Помимо физиологических и психических предпосылок, формированию письменной речи способствуют также устная речь, произвольное владение ею и аналитико-синтетическая речевая деятельность, различные виды восприятия и представлений, развитая двигательная сфера, абстрактные способы деятельности и общее поведение, включая регуляцию, саморегуляцию и контроль за действиями.
Недавно письменная речь в школьном обучении занимала незначительное место и ограничивалась умением писать буквы и избегать ошибок. Со временем и под влиянием психологии письменная речь стала восприниматься как сложный процесс творчества. В эксперименте, проведенном Н. В. Манина, было выявлено, что упражнения на уроках русского языка имеют механический характер, а мало делается для развития творческих навыков учащихся [2, c. 25]. Ученики выполняют мало творческих работ, а учителя нередко заменяют их контрольными диктантами и ограничивают написание изложений. Анализ письменных работ учащихся начальных классов показал следующие неутешительные результаты: часто нарушается логика и точность речи, мысли не развиваются полностью, есть обрывы; ученики не умеют выделять микро темы в рамках одной главной темы, абзацы в тексте не выделяются или выделяются неправильно; не используются вступление и заключение в тексте; связь между элементами текста нарушена, что делает речь прерывистой; межфразовая связь осуществляется в основном через лексические повторы или местоименные замены, редко используются другие средства; не умеют пользоваться синонимической заменой; допускается много грамматических и орфографических ошибок; последовательность мыслей неправильна, логическая последовательность нарушена.
Л. С. Выготский говорил, что учат школьников не письменной речи, а написанию слов. Поэтому обучение письму ограничено традиционным правописанием. Это обучение не основано на естественных потребностях и самодеятельности ребенка, а передается им извне, как технический навык. Необходимо поставить обучение таким образом, чтобы чтение и письмо стали нужными и осмысленными для ребенка и включались в жизненно важную задачу. Только тогда они будут развиваться у ребенка не как привычка, а как новый вид речи. Д. А. Дровникова отмечает, что при формировании письменной речи ученика необходимо понимать, что ребенок вначале использует средства внешнего выражения мыслей, а потом учится осознанно выражать свои мысли [1, c. 160].
По концепции М. В. Новикова, формирование письменной речи проходит через несколько этапов:
1. Элементарное письмо - формирование зрительного и двигательного образа букв, умение различать и писать их, а также связывать буквы и слова в предложения.
2. Грамотное осмысленное письмо - письмо текста под диктовку, изложение своих мыслей, использование правил правописания, пунктуации и словарного запаса, создание собственных текстов.
3. Грамотная осмысленная письменная речь - понимание и использование разных жанров письменной речи, структурированное и грамотное составление текстов в соответствии с заданной темой, эффективное использование языковых средств и словарей, составление кратких сообщений [4, c. 132].
К. Д. Ушинский говорил о необходимости развития детского творчества и осознанного владения родным языком на уроках языка. Он отмечал, что это поможет детям развить дар слова и понять грамматические законы языка в их логической системе. Исследования показывают, что хорошо развитые творческие способности и связь речи и мышления являются ключевыми факторами успешного овладения письменной речью у младших школьников. В начальной школе развивается отвлеченное словесно-логическое мышление, что перестраивает память и восприятие ребенка. Это позволяет делать обобщения, выводы, проводить аналогии. Исследования гендерных различий показывают, что речевое развитие девочек обычно лучше, что может быть связано с особенностями воспитания, большей коммуникативной активностью и различиями в игровой деятельности.
По результатам исследования навыков письма у младших школьников с учетом их пола, Е. В. Матвеева делает следующие выводы:
- У мальчиков не так хорошо сформировано грамотное оформление письменной речи, чем у девочек к моменту окончания начальной школы.
- У мальчиков проблемы с формированием почерка, в отличие от девочек, из-за лучшего развития мелкой моторики рук у последних.
- Сформированность навыка письма у мальчиков зависит от развития зрительно-моторного компонента письменной речи, грамматической структуры и словарного запаса.
- Анализ взаимосвязей различных компонентов речевого развития и навыков письма у детей 9-10 лет показал, что девочки имеют большее количество и тесные связи между ними, чем мальчики, что может объяснять лучшую успеваемость девочек [3, c. 54].
Исходя из этих особенностей, важно учитывать следующие аспекты при обучении письменной речи младших школьников:
- Вовлечение школьника в обучение, основанное на поддержании интереса к общению.
- Связь между письмом и чтением.
- Развитие логического мышления, обобщения и абстрагирования.
- Обучение школьника стратегиям мыслительной деятельности для творческого поиска и получения новых знаний.
- Развитие личностных качеств, включая духовно-нравственные и интеллектуальные аспекты.
- Учет особенностей формирования навыков письма у мальчиков и девочек.
Библиографический список
1. Дровникова, Д. А. Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка в школе / Д. А. Дровникова, Т. А. Колоскова // Сборник научных статей по итогам Международного научного фестиваля молодежного проектирования-2020, Орехово-Зуево, 27–29 апреля 2020 года. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2020. – С. 156-162.
2. Манина, Н. В. Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы / Н. В. Манина. – Вохма: МОУ «Вохомская средняя общеобразовательная школа», 2021. – 79 с.
3. Матвеева, Е. В. Использование классических приемов создания проблемной ситуации на уроке русского языка / Е. В. Матвеева // Вестник науки и образования. – 2022. – № 3 (122). – С. 53-56.
4. Новикова, М. В. Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы / М. В. Новикова // ПРОРЫВНЫЕ НАУЧНЫЕ исследования: ПРОБЛЕМЫ, ПРЕДЕЛЫ и ВОЗМОЖНОСТИ: сборник статей Международной научно-практической конференции, Казань, 02 февраля 2023 года. Том Часть 2. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2023. – С. 132-137.
5. Полесская, И. Ю. Некоторые приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы: опыт работы / И. Ю. Полесская // Конструктивные педагогические заметки. – 2023. – № 11-2(20). – С. 271-279.