«Написание введения исследовательской работы»
Введение
- Актуальность темы работы
- Постановка и формулировка проблемы
- Разработанность исследуемой проблемы
- Цель
- Основные задачи
- Методы и методики
Актуальность исследования
- Актуальность (от позднелатинского actualis - фактически существующий, настоящий, современный), важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность.
- Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения проблемы, вопроса или задачи.
Как правильно сформулировать актуальность?
- 1) Почему важно исследовать эту тему?
- 2) Чем она значима сейчас?
- 3) Насколько тема работы сейчас важна (актуальна)?
- 4) Насколько тема работы популярна в научной литературе и других источниках?
- Постарайтесь обосновать актуальность ссылками на результаты международных исследований или ссылками на работы российского, регионального уровня.
- Также из текста работы должно быть ясно, чем и насколько актуальна работа для самого автора.
- 5) Имеют ли место резкие изменения в состоянии (положении, уровне) данного вопроса в последние годы?
Типичные ошибки при написании актуальности
Актуальность предполагает ответ на простой вопрос:
почему важно исследовать эту тему?
Вроде бы вопрос понятен, но ответ на него:
- может быть слишком коротким ( пример : Каждый образованный современный человек должен знать традиции, культурные ценности не только страны, в которой он живет, но и своей «малой родины». В этом мы видим актуальность нашей работы);
- может быть слишком расплывчатым , неконкретным ( пример: почему тема творчества Пушкина сегодня важна? – потому что Пушкина считают одним из лучших поэтов России; его творчество очень многогранно; он воспевает ключевые аспекты души и характера русского человека; его произведения известны во всём мире.
- нет ссылок на авторитетные работы, на мнение экспертов;
- не указана актуальность для самого автора
Фразы-шаблоны
- Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
- В современном мире … имеет большое значение, так как …
- В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
- Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
- Сегодня тема … является одной из самых актуальных, потому что …
- Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
- Тема является предметом оживленных дискуссий …
- Тема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
- В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
- … всегда вызывало у людей множество вопросов …
- На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную тему …
- Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …
Пример
- Тема: «Образ подростка в сборнике А. Жвалевского, Е. Пастернак «Типа смотри короче»».
- Цель работы – выявление специфики образа подростка в современной детской литературе (на примере сборника рассказов А. Жвалевского, Е. Пастернак «Типа смотри короче»).
Актуальность
- Вопросом феномена детства в различных областях науки занимались такие учёные, как Д. Фельдштейн, Д. Эльконин, Э. Эриксон. Психология подростка получила художественное освещение в традиционной для русской литературы детской теме. К ней обращались выдающиеся писатели, как Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко. В современной литературе к теме детства в своем творчестве обращаются такие писатели, как Е. В. Мурашова, И. В. Лукьянова, А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак и другие. Знакомясь с произведениями этих писателей, у меня неоднократно возникали вопросы: «Каков психологический портрет современного подростка?», «Какими видят подростков современные писатели, почему наделяют теми или иными чертами?» Ответить на эти вопросы мне помог сборник иронических рассказов «Типа смотри короче» А. Жвалевского, Е. Пастернак. Актуальность темы нашей научной работы определяет неисследованность текстов современных авторов в аспекте раскрытия психологии подростка.
Пример
- Тема : " Трагические развязки в цикле И.А. Бунина «Тёмные аллеи» "
- Цель : выявление и классификация трагических развязок в цикле И.А. Бунина «Тёмные аллеи».
Актуальность
Трагические развязки в цикле И.А. Бунина привлекают наше внимание по ряду причин. Во-первых, творчество Бунина мне близко, во-вторых,для Бунина смерть и любовь были самыми великими тайнами, которые он стремился разгадать всю свою жизнь. В-третьих, эти тайны представляли большой исследовательский интерес буниноведов, о чём свидетельствует публикация научных статей, диссертаций, в той или иной степени затрагивающих эту тему.
Например, Ли Сан Чул в своей статье « О трагических судьбах героев в «Тёмных аллеях» говорит о том, что «в рассказах Бунина нет длящейся, соединяющей людей любви. Счастливый финал для него невозможен. [4]
Также мы с интересом прочитали статью Су Ливэя «Анализ Эроса и Танатоса в творчестве И.А. Бунина с точки зрения теории З. Фрейда», опубликованную в 2022 году. Он утверждает, что «любовь проявляется как форма действия инстинкта жизни и является основным оружием борьбы с инстинктом смерти. Но как только любовь достигает интенсивного, крайнего состояния, она становится точкой приложения инстинкта смерти, побуждая человека уничтожить себя или других». [6]
Однако, полноценных исследований, посвящённых анализу и классификации трагических развязок цикла «Тёмные аллеи» мы не обнаружили. В найденных нами научных статьях, как правило, анализируются несколько рассказов, в которых исследователи «Тёмных аллей» чаще всего ограничиваются констатацией факта трагических развязок, не делая попытки классифицировать их. Думается, что задача, связанная с классификацией трагических развязок цикла «Тёмные аллеи», встречающихся в цикле «Тёмные аллеи», является на сегодняшний день актуальной.
Постановка и формулировка проблемы
- Древнегреческое слово ПРОБЛЕМА переводится как задача, преграда, трудность.
- Именно проблема определяет стратегию и цель исследования, направление научного поиска.
- Проблема - это противоречие между тем, что есть, и тем, как оно должно быть.
- ТО ЕСТЬ нам необходимо ответить на вопрос:
«В чем выражается какое-либо противоречие, обозначается отсутствие каких-либо знаний и одновременно потребность в них».
Постановка и формулировка проблемы
- Чтобы верно обнаружить проблему, необходимо понять, что УЖЕ
разработано в выбранной теме, что СЛАБО разработано, а чего вообще
НИКТО НЕ КАСАЛСЯ , а это возможно лишь на основе изучения
имеющейся литературы.
- Проблема исследования может быть сформулирована в виде проблемного
вопроса , в котором фиксируется неизвестное и содержится возможность
его исследования: «как», «каковы», «существует ли», «возможно ли», «насколько», «в какой мере»?
и т.п.
Например:
- «Почему тема вампиров не устаревает уже несколько веков?»;
- «Каково отношение молодежи к использованию героев мультфильмов в рекламной коммуникации?»
- В чём заключается воспитательный потенциал литературного жанра фэнтези для современных подростков?
- «Какова связь образа дурака и красоты в русском фольклоре?»
Постановка и формулировка проблемы
- Формулировка проблемы может начинаться словами:
- «проблема нашего исследования – разрешение противоречий между…»
- «недостаточная изученность …»
- «отсутствие анализа …»
- «не установленная (выявленная) связь между…»
- «противоречивые научные представления о…» и др.
Типичные ошибки при постановке и формулировке проблемы:
- Проблема сформулирована слишком широко.
- Совпадают название темы и формулировка проблемы.
- Не отражено реальное противоречие, определяющее проблему.
- Постановка и формулировка проблемы отсутствует.
Пример постановки проблемы
- Тема: «Математические казусы в литературе»
- Цель работы: исследование примеров математических казусов в художественной литературе.
- Проблема: кто бы мог подумать, что знаменитые писатели, которые получили блестящее образование в свое время, допускали некоторые несостыковки в своих произведениях в описании физических, химических и других свойств живой и неживой природы. Зачем они это делали? Преднамеренно или допускали ошибки, увлекаясь сюжетом своего творчества?
Примеры постановки проблемы
- Тема: «Мемы как способ выражения эмоциональной оценки в современной речи»
- Цель: Составление словаря мемов с конкретными примерами употребления.
- Проблема:
- Мемы стали употребляться в письменной речи, в социальных сетях, но их использование ограничивается определенной возрастной категорией. Кроме того, не всегда понятно, какой смысл мемы приобретают при использовании в устной и письменной речи. Научной литературы об этом языковом явлении не так много, так как мемы стали активно употребляться не более 10 лет тому назад.
Разработанность исследуемой проблемы
- известные знания, положенные в основу данной работы (содержит ссылки на аналогичные работы, то есть обзор литературы по данному вопросу).
Разработанность исследуемой проблемы
- Чтобы отобразить степень разработанности проблемы, необходимо:
- перечислить авторов и названия работ, которые имели прямое или косвенное отношение к исследуемому вопросу
- охарактеризовать вопросы, которые были уже рассмотрены этими авторами
- можно сравнить точки зрения нескольких авторов на проблему, которой посвящено исследование
- рассмотреть наиболее современные публикации по теме
Типовые фразы
- В последние годы проблеме… уделяли внимание…
- Важный/существенный вклад в изучение/исследование проблемы… внесли…
- Определенное влияние на решение проблемы… оказали такие авторы…
- Их работы в немалой/существенной/значительной мере способствовали изучению/исследованию…
- В этих/данных/рассматриваемых работах отражен характер…
- Однако в трудах/работах этих ученых не рассматриваются…
- В значительной/наибольшей части эти исследования охватывают только/лишь…, не учитывая/не принимая во внимание/не рассматривая…
- Данные работы не могут быть в чистом/текущем виде применены для решения…, так как …
Пример
Тема: " Трагические развязки в цикле И.А. Бунина «Тёмные аллеи» "
Разработанность проблемы
- Феномен И.А. Бунина, его жизнь и творчество уже более ста лет притягивают к себе внимание литературоведов. Особое внимание традиционно уделялось циклу «Темные аллеи». Современные научные труды показывают, что для рассказов сборника «Тёмные аллеи» характерны устойчивые типы сюжетов. Так, в монографии А. О. Большева «Морфология любовной истории» было сделано предположение, что «инвариантный характер приобретает в «Тёмных аллеях» ситуация скорого и внезапного разрыва любовных отношений». [1]
- А.А. Коновалов в своей статье «Особенности сюжетной организации рассказов И. А. Бунина» исследует «композицию сюжета», отражающую движение коллизии рассказов И.А. Бунина по граням философского треугольника «жизнь – любовь – смерть». Автор статьи считает, что в «Темных аллеях» к смерти могут прийти — как потенциальные носители трагедии — все герои. [3]
- Су Ливэй в статье «Анализ Эроса и Танатоса в творчестве И.А. Бунина с точки зрения теории З. Фрейда» утверждает, что интерпретация произведений Бунина с точки зрения теории Фрейда позволяет выяснить причины различного поведения героев произведений, по-настоящему проникнуть в их внутренний мир, осмыслить саму проблему. [6]
Цель
- Цель – существительное!!! (то, что должно быть достигнуто в итоге работы).
- Целей не может быть много – одна или две.
- Цель должна быть проверяема, конечна, поэтому в качестве цели не может быть заявлен процесс , который развивается бесконечно, в течение всей человеческой жизни.
- Цель должна вытекать из названия работы!
Типичные ошибки при формулировке цели:
- отсутствие проблемной ситуации, которую собирается решить учащийся
- цель не конкретная, общая, имеет разные трактовки
- цель, содержащая внутри себя несколько целей, недостижимая цель
- нет явной логической цепочки
« проблемная ситуация - цель - новое знание»
Задачи
- Задачи исследования понимаются как этапы к достижению поставленной цели . Задачи обычно даются в тексте перечислением и начинаются с глаголов: проанализировать, сопоставить, измерить, изучить, описать, установить, сравнить, выявить, рассмотреть, создать, оценить и т.п.
- К каждой цели должно быть представлено не менее трех задач!!!
- Задачи исследования конкретизируют цель и служат для проверки гипотезы
Типичные ошибки при формулировке задач:
- формулировка и содержание задач не соответствует теме работы
- слишком большое количество задач
- нарушена логическая последовательность задач
Пример
Тема: «Система годонимов как отражение особенностей менталитета жителей дореволюционного г. Темникова»
Цель: выявление связи между наименованиями ряда внутригородских объектов дореволюционного Темникова, историей возникновения, развития города и особенностями менталитета его жителей
Задачи:
- описать и систематизировать старые наименования городских улиц (годонимов) г. Темникова
- на основе полученной годонимической системы составить языковой и исторический портрет старого города
- выявить те черты менталитета жителей города, которые определяют его своеобразие
Методы и методики исследования
- Методы и методики решения основных задач – те способы деятельности, которыми вы пользовались, чтобы разрешить поставленные задачи и достичь цели исследования.
- Методы научного исследования делятся на две группы:
теоретические и эмпирические
- Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. Они используются при определении проблемы и формулировании гипотезы исследования (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, определение понятий и др.)
- Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервьюирование, опрос, тестирование и др.)
- ВАЖНО!!! Методы и методики должны соответствовать заявленной цели и задачам , а также быть адекватными для проверки предложенной гипотезы.
- В случае авторских методов и методик должны быть ссылки или подробное описание.
Типичные ошибки при описании методов и методик:
- методы и методики исследования перечислены, но нет их описания, обоснования
- неуместное использование методов исследования
Пример определения методов исследования
- Тема: " Языковая игра в надписях на обложках тетрадей "
- Методы и методики решения основных задач:
теоретические методы анализа и синтеза использованы для проведения наблюдения над надписями на обложках тетрадей, а также обобщения и систематизации материала. С помощью сплошной выборки был проведён отбор примеров языковой игры. Метод классификации средств создания языковой игры применялся для распределения примеров на группы по видам языковой игры. Чтобы собрать объективную информацию о предпочтениях обучающихся при выборе тетрадей, мы провели социологический опрос.
Спасибо за внимание!