ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»
Направления коррекционной работы
со слепыми и слабовидящими школьниками
Шустова Е. А.
Педагог дополнительного образования
В качестве направлений коррекционной работы со слепыми и слабовидящими младшими школьниками выступают: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.
Диагностическое направление предполагает, как проведение диагностических процедур, так и анализ их результатов с целью учета полученных данных в организации коррекционной работы и реализуется посредством:
изучения и анализа данных, представленных психолого-медико-педагогической комиссией на каждого обучающегося;
изучения социальной ситуации развития и условий семейного воспитания слепого и слабовидящего обучающегося;
наблюдения за поведением слепых и слабовидящих обучающихся с целью выявления трудностей адаптации к условиям образовательной организации;
проведения обследования слепых и слабовидящих обучающихся с целью выявления особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей;
осуществления текущей диагностики, позволяющей получать информацию о состоянии психоэмоционального статуса слепых и слабовидящих обучающихся, о их продвижении в овладении специальными знаниями, умениями и навыками;
мониторинга достижений планируемых результатов обучающихся в освоении курсов коррекционно-развивающей области.
Коррекционно-развивающее направление предполагает обеспечение благоприятных условий для личностного развития каждого обучающегося, овладение специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для социальной адаптации и интеграции, коррекцию недостатков физического развития и профилактику вторичных отклонений в развитии, что реализуется посредством:
создания образовательной среды, способствующей личностному развитию каждого обучающегося;
обогащения чувственного опыта, активного и систематического включения в деятельность слепых и слабовидящих обучающихся сохранных анализаторов;
проведения за счет курсов коррекционно-развивающей области посредством реализации групповых и индивидуальных занятий в целях закрепления, сформированных в процессе коррекционной работы знаний, развития умений, способов деятельности в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности для слепых, слабовидящих, слепых вар. 1 УО, слабовидящих УО, слабовидящих ЗПР, слабовидящих НОДА ЗПР, НОДА ЗПР, ЗПР, слабовидящих НОДА УО;
реализации мероприятий, способствующих социальной адаптации и интеграции слепых и слабовидящих обучающихся;
корректирования Программы коррекционной работы с учетом результатов диагностических исследований;
реализации комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по вопросам обучения и воспитания слепого и слабовидящего обучающегося.
Консультативное направление обеспечивает непрерывность коррекционной поддержки слепых и слабовидящих обучающихся в образовательном процессе и повседневной жизни, что реализуется посредством:
взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания слепых и слабовидящих (в том числе и по вопросам создания необходимых офтальмо-гигиенических условий для обучения);
проведения специалистами (медицинскими работниками, психологами, учителями-дефектологами) консультаций педагогических работников по вопросам организации и содержания коррекционной поддержки слепых и слабовидящих обучающихся;
разработки комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по удовлетворению особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей слепых и слабовидящих обучающихся и оказания консультативной поддержки родителям (законным представителям), педагогическим работникам в их реализации.
Информационно-просветительское направление обеспечивает повышение компетентности всех участников образовательного процесса по вопросам воспитания и обучения слепых и слабовидящих, что реализуется посредством вооружения педагогических работников и родителей (законных представителей) необходимыми знаниями и умениями. Реализация данного направления предусматривает использование различных форм работы: лекций, бесед, тренингов, семинаров и др.