Направления | Течения | Время возникновения | События, художники, повлиявшие на возникновение | Крупнейшие художники | Основные произведения | Приемы работы | |
Импрессио- низм. | | 1870-е годы | Изобретение металлических тюбиков для красок, давших возможность работы на пленэре. | Клод Оскар Моне Пьер Огюст Ренуар Эдгар Дега | «Впечатление. Восход солнца», «Маки», «Руанский собор», «Лондонский туман». «Мулен де ла Галет», «Белокурая купальщица», «Мальчик с кошкой». «Балетные сцены», «Звезда, или танцовщица на сцене» | Передача мимолетных впечатлений, эффектов света и движения богатством красок, нанесенных на холст мазками различной величины, ритмом цветовых пятен. | |
Огюст Роден | «Мыслитель», «Поцелуй», «Вечная весна». | Рельефная, беспокойная поверхность скульптур передавало ощущение подвижности и создавала сложный психологический образ. | |
Пикто- реализм | Кон. 19 века | Изобретение фотографии | Альфред штиглиц | Фотогравюры. | Отображение нюансов состояния атмосферы и времени года и суток. | |
Постимпрес- сионизм | Синтетизм или клуазонизм | 1890-е годы | Полинезийское искусство | Поль Гоген | «А ты ревнуешь», «Женщина, держащая плод», «Ее зовут Вайраумати». | Плоские цветовые пятна обводились темным контуром, повышая интенсивность цвета и подчеркивая линию. | |
Группа наби - «пророки» | 1888 год | Японская гравюра | Пьер Боннар Морис Дени | «Маленькие фавны», «Осень. Сбор фруктов». «История Психеи» | Декоративность, плоскостное построение композиций, контур, плоские пятна цвета. | |
Постимпрес- сионизм | | Кон. 19 века | Э.Дега, Ж.Сера, В.Гог. | Анри де Тулуз-Лотрек | «Мупен Руж», «Диван Жапоне», «Иветт Гильбер». | Линия, гротеск, декоративность. | |
Экспрессио- низм | | Кон. 19 века | Ощущение тревоги, вылившейся в первую мировую войну. | Винсент Ван Гог | «Подсолнухи», «Красный виноградник», «Дорога в Провансе», «Жнец». | Моделирование рисунка цветом, изменение техники в пределах одной картины, ярко-желтый колорит. | |
Эдвард Мунк | «Крик» | Упрощение рисунка до карикатуры и выбор ярких экспрессивных цветов. | |
| Фовизм | 1905 год | Творчество П.Гогена, П. Сезанна, импрессионистов. | Анри Матисс Андре Дерен | «Танец», «Музыка», «Красные рыбы». «Мост Черинг Кросс в Лондоне | Использование чистых и контрастных цветов, отказ от тени, избавление в своих произведениях от «фальши реальности». | |
Неоимпрес- сионизм (научный импрессио низм) | Дивизио-низм или пуантилизм | 1886 год | | Жорж Сера Поль Синьяк | «Цирк», «Воскресенье на Гранд-Жатт». «Порт Сент-Тропез», «Гавань в Морселе», «Паруса и пинии». | Подчинение цвета строгой методичной системе, использование дополнительных цветов и одновременного контраста, оптическое смешивание цветов. | |
Кубизм | 1904 год | Кризис буржуазной культуры. Вызов стандартной красивости салонного искусства. | Поль Сезанн Пабло Пикассо Жорж Брак | «Берега Марны», «Дорога в Понтуазе», натюрморты. «Авиньонские девушки», «Три женщины». «Натюрморт на столе», «Женщина с гитарой». | Изображение природы с помощью цилиндра, шара, конуса. Одновременное изображение всех сторон предмета. | |
Футуризм | Нач. 20 века | Изучение движения фотографом И.Мюбриджем | Умберто Боччони Казимир Малевич | Ск. «Непрерывность единых форм в пространстве». «Точильщик», «Дровосек», «Уборка ржи». | Изображение предметов в движении. | |
Лучизм | 1910 –е годы | Творчество футуристов. | Михаил Ларионов | «Лучизм». | Беспредметное изображение: нагромождение лучевидных линий разных цветов | |
Модерн (ар нуво) | | Основание фирмы в 1861 году. | Развитие прогресса, индустриализация. Творчество «группы наби», Тулуз-Лотрека | Уильям Моррис | Оформление интерьеров, декоративная живопись, мебель, посуда, декоративная скульптура. | Соединение ремесла и искусства, дизайн. | |
Флориаль- ный стиль | | | Эмиль Галле Рене Лалика | Стеклянные вазы, мебель. Ювелирные изделия | Утонченная стилизация растительных и зооморфных мотивов | |