СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народная игрушка Матрёшка

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беседа об истории создании русской матрёшки. Рассказ о нескольких видах наиболее известных матрёшек. Анализ иллюстрированого материала.

Просмотр содержимого документа
«Народная игрушка Матрёшка»



Конспект открытого занятия.

Тема: «Народная игрушка Матрёшка. Роспись изделия».

как вид декоративно - прикладного искусства.

(возраст детей 8 – 10 лет)



















Народная игрушка Матрёшка.

Роспись изделия.



Цель:

  • Познакомить с историей возникновения матрёшки, с характерными особенностями формы и росписи.

Задачи:

Образовательная:

  • Закрепить знания детей о характерных особенностях разных видов росписи, используя разнообразные приёмы работы кистью в изображении знакомых элементов.

Воспитательная:

  • Воспитывать уважение к народным традициям, умение уважать мнение товарищей.

Развивающая:

  • Развивать у детей интерес к народному декоративно - прикладному искусству.

  • Развивать умение выполнять варианты орнаментальных композиций на основе народных промыслов России.

  • Способствовать развитию художественного вкуса, формированию восприятия прекрасного.



Тип занятия:

Знакомство с новым материалом, роспись изделия.

Форма проведения:

Театрализованное представление.



Здоровьесберегающая:


  • соблюдать правила работы с красками;

  • выполнять комплекс физических упражнений и гимнастику для глаз (физкультминутка).



Методическое обеспечение:

Наглядное пособие в виде народной игрушки Матрёшки, деревянные дощечки под роспись, беличьи кисти разных номеров: маленькая №1- №3,средняя №5 - №7 , большая №18, подставка для кистей, заготовки из бумаги, простые карандаши, гуашь, стаканчики для воды, палитра, тряпочка. Фартук «Хозяюшка», косынки на голову, сарафан и декоративная корзинка, ложки деревянные.

Методы:

Беседа с активным привлечением воспитанников, игра, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа.

План занятия.

  • Постановка творческой задачи. Частушки по теме.


  • Беседа об истории создания русской матрёшки.

  • Рассказ о трёх видах наиболее известных матрёшек. Анализ иллюстративного материала.


  • Самостоятельная работа учащихся - роспись игрушки-матрёшки.


  • Итоги







Ход занятия.

  1. Орг. Момент (2- 3 мин).

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас в гостях необычная русская народная игрушка Матрёшка. Мы научимся её расписывать хохломской и городецкой росписью.

И так , представление начинается!

Педагог:

Я бегу, устали ноги,

Чем бы можно дух поднять!

Хорошо бы вдоль дороги

Хохлому нарисовать!

(частушка с сопровождением ложкорей).



Я - бабушка Матрёшка,

Несу грибов лукошко.

За мной идут внучки.

Идут, сложили ручки.

И все они - Матрёшеньки,

И все они - милёшеньки,

Все с аленькими щёчками,

Под пестрыми платочками,

Нарядные, пригожие,

На меня похожие.



А теперь про нашу роспись мы частушки пропоём.

Воспитанники:

  1. Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт.

  1. В хохломе делают посуду,

Сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.

3.Наша русская матрёшка

Не стареет сотни лет

В красоте, таланте русском

Весь находится секрет.

4.Ох , Россия, ты Россия,

В каждом граде терема.

Всей земле на удивленье

Городец и хохлома

4.Ох, Россия, ты Россия

Славы не убавилось:

Хохломой и городцом

На весь мир прославилась.



Воспитанник:

Алый , шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а, может, шесть.

Разрумянилась немножко….

Это…. Русская…Матрёшка - все хором.

Педагог:

А сейчас мы с вами узнаем, когда появилась игрушка и кто её создал.

Рассказывая ребятам о рождении русской матрёшки, я стремлюсь донести ясное представление о символическом значении этой игрушки, наглядно показываю разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера художественного народного промысла. Педагог:

Знаменитая русская матрёшка появилась на свет более 100лет назад.

Выточил её токарь В. Звёздочкин, а расписал художник С. Малютин. Именно благодаря их таланту и фантазии нехитрая игрушка обрела подлинно русские черты и покорила сначала Россию, а потом весь мир.

Покоряет кукла белый свет. Как живая.

Где он краски брал искусный мастер

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти,

Истинную , русскую красу.

На щеках навёл навёл зари румянец,

Небо синь плеснул в её глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказать:

«Ну и пой, гуляй себе по свету,

Весели себе честной народ!»

И матрёшка через всю планету

До сих пор уверенно идёт.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице

И летит о ней по миру слава

О великом мастере – творце.


Из истории русской матрёшки.


Несмотря на общие черты, изделия каждого производства имеют свои особенности.


Сергиевопосадская матрёшка.

Формы и роспись первых матрёшек отражали разнообразную жизнь русского провинциального городка. Девушка в сарафане или полушубке, пастушок со свирелью, бородатый старик, целое семейство с чадами и домочадцами, бояре, богатыри, исторические персонажи. Все они служили образами забавных матрёшек.


Современная авторская матрёшка.

Авторская называют матрёшку, изготовленную не в том или ином определённом стиле, а выполненную профессиональным художником или любителем по собственному замыслу. В авторской матрёшке может соединятся сюжетность Сергиевопосадской матрёшки с декоративностью Нижегородской. Как правило, на фартуке изображают основной смысловой элемент росписи: памятник архитектуры или пейзаж, фрагмент картины известного русского художника, сюжет народной сказки.

Встречаются матрёшки, расписанные в стиле других традиционных промыслов: «под хохлому», «под гжель», «под жостово», «под палех».



Семёновская матрёшка.


Один из основных центров изготовления матрёшек – город Семёнов Нижегородской области. В росписи этих матрёшек явно отражено влияние близкой Хохломы: более условный, декоративный стиль. Семёновские мастера не стремятся точно изобразить реальных персонажей - они следуют древней народной традиции «травного» орнамента. Основой росписи служит фартук матрёшки, на котором нарисован пышный букет. Часть поверхности оставляют не закрашенной.


Полховскомайдановская матрёшка.


Полховский Майдан тоже расположен в Нижегородской области. По характеру росписи здешние матрёшки напоминают детский рисунок. Краски яркие: зелёная, жёлтая, синяя, малиновая. Главный элемент росписи – цветок шиповника - символ любви, материнства.

Воспитанник:

Все листочки как листочки,

Здесь же - каждый золотой.

Красоту такую люди,

Называют хохломой да городцом!

Воспитанник:

Мастера, скорей за дело.

Украшай матрёшек смело,

Составляй любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Самостоятельная работа воспитанников.

У вас на столе лежат шаблоны – украсте праздничный наряд свой шаблон тем видом росписи который лежит у вас перед вами или которая вам больше понравилась.


Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях клубничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородину, рябинку. Называют одни ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по – другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – вот тот же самый мотив загорит по-новому.


Но мастер вовсе не стремится показать растения в точности такими, какими мы видим их в лесу. Хохломские изображения декоративны – они в самом общем виде передают красоту живой природы. Это орнаменты – украшения предметов. И поэтому впечатления постоянной текучести и переменчивости жизни художники создают изменением своего орнаментного мотива.


Во время работы с ребятами веду работу как групповую , так и индивидуальную.


Физкультминутку:

Мы весёлые матрёшки

Ладушки, ладушки

На ногах у нас сапожки

Ладушки, ладушки

В сарафанах наших пестрых

Ладушки, ладушки

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.

(руки согнуты в локтях, указательный палец упирается в щеку, хлопают в ладонь, кружатся, руки на пояс.)

Педагог:

Молодцы! Присаживаетесь на свои места. Практическая работа продолжается.

Анализирую работы ребят.

Как хороши ваши работы. Вы справились со своим заданием.

Молодцы, мастера!

Сказка! Чаще приходи, с нами дружбу заводи.

Вот и закончилась наше занятие.

Рефлексия :



















Русская матрёшка (дополнение).



1. Загорская матрешка


На первое место я поставила загорскую матрешку. Сделала это не случайно, ведь первая матрешка имеет московское происхождение. Но настоящей родиной матрешки все же стал подмосковный Сергиев - Посад - крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная "игрушечная столица".


В начале 1900-х гг. мастерская "Детское воспитание" закрылась, но изготовление матрешек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах севернее Москвы, в учебно-показательной мастерской. Изготовление матрешек быстро распространилось по Сергиеву Посаду, появились мастерские Ивановых, Богоявленских. Созданная в 1913 году артель матрешечников после социалистической революции сохранилась и была переименована в артель имени Рабоче – Крестьянской Красной Армии (РККА). Позднее она стала фабрикой игрушек и культтоваров, выпускавшая, в том числе и матрешки. Точение и роспись матрешек в Загорске стали приобретать исключительно фабричный характер. С 1940 годов разработкой образов для фабричного производства матрешек стали заниматься художники Загорских (ныне Сергиево – Посадских) художественно – производственных мастерских. Но и в росписи этих образцов вплоть до конца 1980-х годов чувствовалась упрощенность, связанная с необходимостью их дальнейшего тиражирования.


После переименования в 1930 году Сергиева - Посада в Загорск, стиль росписи матрешек стал именоваться "загорским".


Рассмотрев знаменитую загорскую матрешку, я заметила, что она чем-то похожа на первую русскую матрешку. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Но сам образ стал иным по характеру – ярким, броским, открытым; добротной, устойчивой стала и форма.


Я узнала, что расписывают загорскую матрешку по белому дереву, на ошкуренную поверхность сразу наносят гуашевые краски, используя чистые локальные (например, красные, зеленые, синие) цвета. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Концом кисти рисуют верхние веки, приподнятые брови, черные радужки глаз с бликами. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Мастер рисует рукава кофты, сарафан. Рукава кофты расписывают полоской узора. У мелких вкладышей украшают сарафан вертикальной полосой с кружочками и змейками. Все нарисованное обводят черной краской по контуру, четко обозначая силуэт. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. Эти несложные узоры местные мастера называют «пестрешкой». А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней.


Меня поразили лаконичность и простота оформления, которые создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.



2. Семеновская матрешка


Матрешка шагала по стране. Ее стали изготовляться далеко за пределами Сергиева Посада - в Семеновском районе Нижегородской губернии. Когда загорская игрушка была известна всему миру, семеновской матрешки еще не существовало. Появилась она только... в 1922 году.


Как появилась матрешка в Меринове? Да очень просто – с ярмарки привезли. В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил на Нижегородской ярмарке сергиевскую игрушку. Понравилась диковинка мастерам. Первыми разъемную куклу стали точить мастера Майоровы и Вагины. Аверьян Вагин начал с подражания загорским мастерам. Только из-под рук его выходили матрешки-смешинки: мужички плешивые с бородами да усами или мужички дородные в шляпах.

А вот у Арсения Майорова была матрешка другая. Старшая дочь его, Люба, навела на кукле рисунок гусиным пером и расписала анилиновыми красками. Славная получилась кукла, нарядная: в центре передника ярко-алый цветок – ромашка, на голове кокошник. Понравился рисунок младшей дочери Зинаиде, и она свое в куклу внесла. Так и стали сестры друг перед другом красоваться – кто лучше распишет. Увидел как-то творчество сестер заезжий художник и похвалил: хороши куклы! И дельный совет дал – пишите сельских красавиц. С тех пор семеновская матрешка обрела свой образ и с загорской куклой больше не соревновалась. Загорская матрешка – городская, более строга в одежде. Семеновская – яркая, будто из хоровода выхвачена, румянец на щеках – запыхалась. И пошла она такой в свет. И была с радостью принята. Вскоре не только семья Майоровых, но и многие из односельчан перешли на матрешечный промысел. Это ремесло и по сей день остается основным для мериновских мастеров.


В течение почти двадцати лет именно мериновцы лидировали среди матрешечников Горьковской (Нижегородской) области. Конечно, по делу-то звать матрешку надо мериновской, но ремесло там затухать начало, мастера в город подались - в артели и на фабрику. В 1931 году в близлежащем городе Семенове была организована специализированная артель по производству сувениров, включая матрешки. Так и укоренилось: семеновская матрешка.


В чем-то она была похожа на загорскую, но во многом отличалась. Если в Сергиевом Посаде мы видим матрешку приземистой и плотной, то семеновские мастера точили ее более стройной и вытянутой, несколько зауженной книзу. Изображали бойких девушек-красавиц в ярких полушалках.


Да и не трудно заметить, что расписываются матрешки иначе и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам, и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке. Это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки. Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Ведь семеновскую матрешку отличает от загорской большой букет цветов, которой украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. Часто роспись выполняется без «наводки» в кистевой манере и в ее узорах используются хохломская «травка» и штриховая «оживка» лепестков и листьев. Роспись наносится на естественную золотистую фигурку, краски кажутся необычайно чистыми, яркими. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках.


И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая хохломская матрешка.


Все это позволило матрешке с берегов Волги естественно и безболезненно влиться в круг характерных для тех мест изделий.



3. Полхов-Майданская матрешка


В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель «Красная заря». В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система, и обозначаются основные специфические приемы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: «цветы с наводкой» — цветочная роспись очерчена четким черным контуром; «цветы без наводки» — рисунок выписывается по фону без линейного контура; прием «под масло» — роспись масляными или нитрокрасками по глухому цветному фону, «пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками или точками.


В 1960 артель преобразуется в Полхов-Майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдается сюжетным мотивам.


В 1972 в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно-художественное объединение «Полхов-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства.


Сравнивая полховскую матрешку со своими сергиевскими и семеновскими сестрами, замечаю, что она заметно отличается своей формой. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок.


Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи. Их роспись отличается большей условностью: анилиновой красной или желтой краской покрывается верх игрушки, низ - зеленой или фиолетовой, вместо сарафана и передника - широкий овал, весь заполненный крупными «розанами», «колокольчиками», «яблочками» и кудрявыми листочками. Овал лица с кудряшками волос, как и брови, глаза, нос, даже рот, намечаются черной тушью, обрамляются завитками кудрей и трилистниками цветистого розана. У матрешек нет платка с завязанными концами, он ниспадает с головы, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном фоне — верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. И перво-наперво выводят на каждой свои любимые большие розово-малиновые цветы шиповника. Такие же, какие растут перед их домами.



4. Вятские матрешки


Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Первое упоминание о вятской матрешке относится к 1924 году. Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60-е годы. Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается матрешка из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.


Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева на столярной основе, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько оно мило и приветливо.


Но вятской матрешке повезло меньше, чем ее подмосковным и поволжским родственницам, из-за известнейшей дымковской глиняной скульптуры, сохранению и развитию которой здесь всегда уделялось наибольшее внимание. Массовому же изготовлению вятской матрешки, по всей вероятности, помешала также сложность самого процесса инкрустации, требующего больших затрат времени и высокого уровня мастерства.



5. Тверская матрешка


Мастера Твери владеют старинными секретами изготовления матрешки. Они чувствуют в этом сувенире душу России и с трепетом относятся к его созданию, желая передать людям тепло своей души и мастерство своих рук. Матрешки вытачиваются из дерева и расписываются художниками вручную. Каждая кукла – это авторская работа. Художники передают в рисунке исторические образы; из-под их кисти появляются знакомые персонажи: пастушок Лель, Снегурочка, царевна Несмеяна и др., но каждый раз они красуются в новом наряде!



Из публикаций я узнала о коллекционерах матрешек, и о сетовании на то, что их гораздо больше за рубежом, чем в России. Я подумала, если бы была коллекционером, каких матрешек собирала? Разделив матрешек по месту их изготовления, увидела, что можно найти много общего и среди этих разных групп. И тогда я выделила новые группы, которые могли привлечь коллекционеров.


1. В эту группу я выделила матрешек, которые были «одеты» в национальные костюмы.


Здесь я уделяю внимание связи матрешки с народным костюмом. По этим куклам, на мой взгляд, ребенок может сделать первые шаги в познании нашей многонациональной Родины. Ведь каждый регион России изображал на матрешках свою региональную одежду. Иногда создавались и целые серии матрешек, представлявшие костюм разных областей нашей страны: Москвы, Московской области, Вятки, Воронежа, Новокузнецка и др. Названия матрешек говорят сами за себя: «Псковитянка», «Нижегородский костюм», «Воронежская свадьба», «Вятка».