СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек".

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Самоанализ конкурсного урока литературного чтения в 4 «а» классе

по теме : С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

Наш урок проводился с целью проверки ранее изученного материала. Структура урока соответствовала его типу: Урок-обобщения и систематизации знаний или урок комплексного применения знаний и умений (выбрать ).

Мною были поставлены следующие цели:

-продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»

-отрабатывать навыки правильного осознанного чтения

-давать характеристику героям сказки,

-учить анализировать сказку,

-обогащать словарный запас детей

Для достижения целей урока были поставлены следующие задачи:

-развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать,

-развивать творческое мышление, речь, коммуникативные общеучебные умения при работе в группах

- устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка, способствовать развитию интереса в познании самого себя.

Межпредметные связи:

- ИЗО, русского языка.

 

Форма урока: урок размышление, или повторительно-обобщающий урок

Для достижения цели урока были использованы следующие технологии

- Проблемно- диалогическая технология

-ИКТ

-здоровье-сберегающая технология

На уроке применялись следующие формы работы:

  • Парная
  • Групповая
  • Индивидуальная

На уроке использовался наглядный материал:

-презентация к уроку

-Портрет писателя Аксакова;

-Карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец,  аленький цветочек, шкатулка

Основные этапы учебной деятельности на уроке: 1.Организационный  момент. Психологический настрой учащихся. 

2 Актуализация знаний учащихся. 

3.  Сообщение темы, постановка целей урока.

4.  Проверка домашнего задания

5. Работа в группах

6. Тест

7.   Физминутка

8.Блиц-тур.

9.Элементы драматизации

10. Подведение итогов

11.Рефлексия.  

12.Домашнее задание

13.Выставление оценок

В процессе урока формировались следующие универсальные учебные действия(УУД):

- УУД (метапредметные):

 Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

  • использовать различные способы обработки, анализа и представления информации
  • строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других
  • совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

   Для определения степени усвоения материала использовали такие виды интеррактивного метода формирования УУД:

- это  взаимодействие  обучающихся  между   собой  и учителем

-это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения

-это обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.

 

Вполне успешно осуществлена межпредметная связь с уроками ИЗО, русского языка.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«" Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек".»


Тема: " Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек".



ХОД УРОКА

Введение в тему. Эмоциональный настрой.

Ребята, давайте вспомним наше правило

Ребята, вы у меня очень умные, дисциплинированные, самые лучшие. Не волнуйтесь, отвечайте громко, четко. Я очень надеюсь, что вы на уроке будете работать активно. А сейчас речевая разминка. Прочитайте все вместе

II. Речевая разминка

«Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай.»

-Назовите знакомые части речи (Существительные, глаголы, союзы, предлоги.)

-Прочитайте пословицу, выделяя голосом глаголы,

-Прочитайте, выделяя голосом существительные.

-Как понимаете пословицу? (Сказки читать полезно.В них много поучений.)

III. Постановка темы и цели урока

А теперь прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку.

«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» Как вы понимаете смысл этой пословицы. (Так что сказки нужно не только слушать, но запоминать и извлекать для себя полезные уроки.)

Я думаю, что в конце урока мы определим, что хотел сказать С.Т. Аксаков в своей сказке «Аленький цветочек»? Так, какую цель мы поставим перед собой на этом уроке? (Я думаю, я считаю, может быть выяснить главную мысль сказки «Аленький цветочек»).

- Давайте вспомним немного о С.Т. Аксакове

-На урок я пришла не с пустыми руками.

- У меня сюрприз!

- Что это? (венец, зеркало)

- Чего не хватает?

- Почему так решили? ( Все эти предметы вы встретили в сказке).

Произнесём хором название сказки. ("Аленький цветочек")

- Что слышится в названии? (Нежность, красота.)

- Для кого он написал сказку? (Своей единственной внучке Оленьке он посвятил эту сказку.)

- От кого в детстве писатель слышал такую сказку? (ключницы Пелагеи).

- Кто такая ключница? (ключница – слуга, в ведении которого находились продовольственные запасы и ключи от мест их хранения)

- Да, действительно, сказку сказывает ключница Пелагея, а ее речь богата пословицами, поговорками да прибаутками. Домашним заданием было найти их в сказке. Какие вы нашли в сказке пословицы, поговорки и прибаутки?

 "Богатство – дело наживное".

 "Двух смертей не бывать, а одной не миновать".

 "От страха зуб на зуб не попадал".

Дома вы также должны были выучить устаревшие слова, которые встретились нам в сказке «Аленький цветочек». Каждое слово в сказке подобно жемчужинам, которые с годами не стареют, а сверкают всё ярче и ярче. И пусть некоторые слова вышли из употребления, но мы учили значение этих слов и вы, я думаю, сможете объяснить их смысл.

У меня на столе карточки со словами и карточки с значениями этих слов. Подойдите к столу и выберите любую карточку. Все, у кого слова строятся вдоль доски, у кого значение слов садятся за парты. Внимание!

-А сейчас все внимательно прочитайте, что у вас написано на карточке. Вам необходимо найти свою пару. Для этого вы называете слово, а вы внимательно слушаете и если ваше значение подходит к этому слову, то подходите к своей паре и читаете. Если на ваше слово никто не отзовется, вы молча идете искать свою пару сами. Вот у нас получилось 10 пар.

Пригорок муравчатыйбугорок поросший мягкой и сочной травой

Яства сахарные – еда, кушанья

Если середович – будь мне дядюшка – мужчина средних лет

Опочивать легла – спать легла

Паче зеницы ока – сохранять, беречь, больше, чем глаза.

Парча – шелковая ткань, расшитая золотыми нитями

Сажень – старая русская мера длины (2 м 13 см)

Во единое око мгновение – очень быстро

Заутра – завтра утром

Колода – короткое толстое бревно

Торная – о дороге: гладкая, ровная, наезженная

Девушка сенная  - служанка

Какие еще слова вам встретились. Задайте вопросы друг другу.


-К каким сказкам относится «Аленький цветочек»? Литературные сказки.)

-Почему вы так считаете? (потому что сказка обработана автором и автор выражает свое отношение к героям и событиям? (

А к какой группе сказок относится сказка "Аленький цветочек"?  Объясните почему. (Это волшебная сказка.В ней чудеса, сказочные превращения, волшебные предметы, наблюдаем троекратность событий.) Примеры приведите

«Определение языкового сходства с русскими народными волшебными сказками»

Читая волшебные сказки, мы встречаем выражения, которые есть во многих народных сказках. Встретились они и в сказке Аксакова. Назовите их.

1.  "За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство".

2. "Поворотился он назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти, сунулся вперед – дорога торная".

3. "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается".

4. "Долго ли, мало ли времени".

 5. "Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать".

6.  "Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить".

Какой отсюда можно сделать вывод?

Вывод: многие выражения и пословицы указывают на близость аксаковской сказки к русским народным сказкам.

На столе вы видите еще карточки. Выбираете карточки и читаете. Это цитаты. А теперь кто из вас считает, что ваша цитата в сказке стоит раньше, чем у других поднимите руку. Прочитайте. Ребята, что у нас получился? (план) Какой план? (цитатный) из скольки частей получился план?

  • Жил – был богатый купец…»

  • «Привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных…»

  • «Привези ты мне аленький цветочек…»

  • «Бродит он по лесу дремучему…»

  • «Что ты сделал? Как ты посмел сорвать…?»

  • «Благослови меня, государь мой батюшка…»

  • «Показался ей лесной зверь…»

  • «Коли ты через три дня и три ночи не воротишься…»

  • «Ты встань, пробудись, мой сердечный друг…»

  • «И поздравили жениха с невестою…»

-Я вам напоминаю, что сегодня на уроке мы должны решить проблему: «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”». Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки. Проведем еще одну работу, чтобы освежить в памяти сюжетную линию сказки.

Вы держите цитаты в руках. Они вам сейчас будут нужны. Внимание на доску. У вас было домашнее задание нарисовать иллюстрации к сказке. Вот они перед вами. Ваша задача соотнести свои цитаты и рисунки. Выходите и рассматриваете рисунки, выбираете тот рисунок, который по вашему мнению подходит к вашей цитате. Берете рисунки в руки, показываете и зачитываете. Итак, ребята, что у нас получился? Какой план?

А для ребят, которые остались за партами, для вас тоже есть задание. Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д. Что вы сейчас будете составлять? (план)

__ «Снова дома»

__«Есть одно спасение»

__«Заказы дочерей»

__ «Встреча с дочерьми»

__«Беседа с дочерьми»

__«Любовь побеждает колдовство»

__ «Жизнь девушки во дворце»

__«Два подарка нашел»

__«Недобрый сон»

__«Беда со зверем лесным»

__«Вот он- аленький цветочек»


1-я часть «Заказы дочерей»

2-я часть «Два подарка нашел»

3-я часть «Вот он- аленький цветочек»

4-я часть «Есть одно спасение»

5-я часть «Встреча с дочерьми»

6-я часть «Беседа с дочерьми»

7-я часть «Жизнь девушки во дворце»

8-я часть «Недобрый сон»

9-я часть «Снова дома»

10-я часть «Беда со зверем лесным»

11-я часть «Любовь побеждает колдовство».

Самопроверка по доске. Молодцы, ребята.

На прошлом уроке мы устно работали над общим анализом произведения. Давайте, сейчас выполним тест, чтобы проверить, как вы внимательно слушали, анализировали.

Общий анализ текста

Род литературы

проза

Жанр литературы

сказка

Тип текста

повествование

Стиль

художественный

Давайте отдохнем и проведем физминутку, которую мы разучили на прошлом уроке.

Физкультурная минутка

Наши алые цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет,

Птички весело летают,

Нежно бабочки порхают.

Наши алые цветочки

Закрывают лепесточки-

Видно, отдохнуть пора…

А у нас урок, друзья!


Слова бежали, словно речка,

Но в пути споткнулись вдруг…

Какого слова не хватает?

Произнеси скорее вслух.

  • Милые, хорошие, пригожие … (дочери).

  • Высокие, большие, малые … (фонтаны).

  • Безобразное, страшное, мохнатое … (чудище).

  • Распрекрасные, махровые, пахучие … (цветы).

  • Аглицкие, немецкие … (часы).

  • Басурманские, турецкие, индейские … (разбойники).

Блиц - тур

  1. Куда купец отправился по торговым делам? («За моря, за тридевять земель, в тридесятое царство, в тридесятое государство».)

  2. Какой наказ он дал дочерям? («Жить …честно и смирно».)

  3. Что обещал им привезти? (Гостинцы.)

  4. Куда он бежал от разбойников? (В тёмные леса.)

  5. Кто приснился купцу в первую ночь, проведенную во дворце? (Дочери.)

  6. Где рос аленький цветочек? (В саду, на пригорочке зелёном.)

  7. Кого увидел купец, сорвав цветок? (Чудище.)

  8. Как он оказался дома? (Одел перстень на мезинец правой руки.)

  9. Какой ему был положен срок? (Три дня и три ночи.)

  10. Чем был украшен золотой венец, привезенный в подарок старшей дочери? (Самоцветами.)

  11. Чем интересен «тувалет хрустальный»? («В нём видна вся красота поднебесная и, смотрясь в него, девичья красота не стареется, а прибавляется».)

  12. Что произошло с цветочком аленьким, когда девушка захотела посадить его на прежнее место? («Вылетел из рук её и прирос к стеблю».)

  13. Какое хитрое и недоброе дело сделали старшие сёстры? (Перевели все часы в доме на час назад.)

  14. Почему они это сделали? (Из зависти.)

  15. Где нашла младшая дочь хозяина дворца, вернувшись из родительского дома? (На пригорке, возле аленького цветка.)

  16. Что разрушило злые чары и расколдовало принца? (Любовь девушки.)

  17. Сколько лет прожил принц страшным чудищем? (Тридцать лет.)

  18. Чем закончилась сказка? (Свадьбой.)


    1. Давайте теперь проверим, внимательно ли вы читали сказку. Прочитайте отрывок из сказки обращения купца к младшей дочери)

    2. А сейчас я приглашаю сюда всех мальчиков. Посмотрим, насколько внимательно читали сказку наши мальчики. Девочки приготовили вам такие красивые перстни. Возьмите с подноса по перстню и наденьте его на тот палец, на который надевал герой сказки «Аленький цветочек». Кто быстрее? (На правый мизинец.)

    3. Вспомните, где автор описывает, как сообщил дочерям о своей поездке и какой заказ сделали дочери купца. Давайте распределим роли. Выходите сюда. Ребята, я вам покажу маленький эпизод сказки без звука, а вам надо его озвучить.(видеозапись сказки без звука)

VI. Характеристика героев

- Назовем главных героев. ( Три сестры; купец; зверь лесной, чудо морское)

- Дадим им характеристику.

1. Купец.

-Что вы можете сказать о самом купце?(Он был честным, известным и очень любил своих дочерей) (Купец – человек слова и верующий, он думает лишь о спасении души.)

Три сестры

Старшая – горделивая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны заморской Она неблагодарная. Не пошла выручать отца Недобрая, завистливая

Средняя – самолюбивая. Ей нужны только богатства, да чтоб ее красота не старилась

- А младшая дочь?   Какая она? Добрая, ласковая, приветливая .

В каком поступке это проявилось?

-Как отреагировали дочери на рассказ отца и на предложение спасти его?

-  А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры?  Почему?

-Какое мнение у вас сложилось о сестрах и почему?Какие подарки попросили сестры? О чем это говорит?
–Как встретили дочери своего отца? Что каждую из них волновало? (Старших волновало - не потерял ли он своего богатства великого)

ВЫВОД: старшие дочери были жадными, корыстными, бездушными.
ВЫВОД: на чьей стороне симпатии автора?
-Как вы думаете, легко ли сделать такой выбор: отправиться на погибель ради близкого вам человека? (Надо очень любить близких и нести ответственность за свои поступки)

- Дает ли Аксаков описание характера сестер? (Нет) Как же мы можем судить об их душевных качествах? (По поступкам)


Элементы драматизации.

- Предлагаю обыграть такой момент: вносит купец аленький цветочек. Увидела старшая сестра и говорит: «Вот ты какой, цветочек аленький!» (средняя и меньшая дочь тоже повторяют с нужной интонацией)

- Да, Сергей Тимофеевич, так описал образ зверя лесного, чуда морского, что мы невольно представляем безобразное существо.

Вызывает ли у вас этот герой чувство отвращения? (Нет)

Почему? А какие чувства он вызывает? Почему? (При своем внешнем безобразии этот герой был красив душой…)

Вывод: В жизни внешне непривлекательный человек может обладать редкой душевной красотой

- Какой момент сказки самый волнующий?  Когда происходит превращение чудища в доброго молодца.

– Что же помогло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского?  (Любовь девушки.)

-  За что же полюбила девушка чудище? (За его душу, доброту)

– О чем главном рассказал С.Т.Аксаков в этой сказке?

Он рассказал о самоотверженной любви, верности и преданности.

Выявление главного внутреннего смысла сказки
-Какая тема сказки? (Сострадание, верность слову, любовь)
-Какова главная мысль сказки? (Без чудес нет сказки, в сказке нет непоправимых бед и несчастий; удачливы добрые, справедливые, мужественные люди; колдовство кончается – чудище вновь стал королевичем)

-Вернемся к эпиграфу нашего урока. Давайте попытаемся ответить на вопрос:

-Чему учит сказка? (Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла)

ВЫВОД: сказки народные и литературные кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса. Сказки не обманывают, а очаровывают и дарят мечту, надежду, окрыляют. Любовь способна творить чудеса.

VIII. Итог урока.

- Какая из пословиц, записанных на доске, отражает мудрость этой сказки, ее идею, и могла бы послужить эпиграфом нашего урока?

Любовь не знает мести, а дружба лести.

Любовь все побеждает.

-  Какую народную мудрость передает нам, читателям, Сергей Тимофеевич Аксаков?

Вывод:В человеке главное - его душа, а любовь способна победить зло.

IX. Рефлексия.

- Какие задания показались вам интересными?

- Ребята, с каким чувством вы заканчиваете урок? Поделитесь. (Свободные высказывания)

- У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них, чему вас научила сказка.

- Прикрепите свои лепестки к стебельку на доске.

- Ой, какой красивый аленький цветочек получился, да еще и мудрый!

( Читаю надписи)

X. Домашнее задание.

- Ребята, получитедомашнее задание по выбору: составить кроссворд, придумать вопросы для викторины, сочинить сказку с названием «Любовь все побеждает»

XI.Заключительные слова учителя

- Сказке «Аленький цветочек» уже более 150 лет, а она не постарела, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 г. в Уфе. Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Между ними установились дружеские, редкие отношения. Мать разделяла и горести, и радости своего сына, являлась его советчиком. Сережа пристрастился к чтению книг, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть.

В детстве он часто болел, страдал бессонницей. По совету тетушки позвали один раз ключницу Пелагею, которая была мастерица сказывать сказки и которую все любили слушать. С этих пор, до самого выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Одна из которых была сказка «Аленький цветочек».

В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858г. и с тех пор стала у детей любимой сказкой.