СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные игры. Русская лапта.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отработка навыков игры в лапту может стать модулем во внеклассной работе.

Просмотр содержимого документа
«Народные игры. Русская лапта.»

Лицей № 41





Методическая разработка внеклассного мероприятия



«Правила и организация игры лапта»











Автор: Царёв В.А.











2016г.

Пояснительная записка.


Занятие состоит из 2-х частей. Первая часть организована в форме классного часа, на котором учащиеся и (или) учитель представляют сведения о игре лапта.

Вторая часть занятия – практическая: после изучения правил, учащиеся осуществляют игровые элементы. Второй части могут предшествовать тренировочные упражнения.


  1. Основные сведения о развитии интересов к игре.

(можно представить в виде ролевой инсценировки)

1.Ведущий: Что такое лапта? – спросили школьников разных классов. Одни пожали плечами , другие попытались ответить наугад :

  • Кажется , это такая запасная часть … Для лошади … Чтобы в телегу запрягать…

  • Да нет же ! Это игра была когда –то такая . Мне дед рассказал …

  • Разговор этот был опубликован в печати несколько лет назад и буквально всколыхнул дедов ( кстати, совсем ещё не старых ), заставил их тряхнуть стариной. Появилось множество описаний, рисунков, статей об этой игре, отдельные её эпизоды замелькали в телепередачах.

2.Ведущий: Упоминания об этой игре есть уже в древних русских летописях. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть не мало мячей и сама лапта (палка – бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живёт эта игра в народе! Так неужели наше поколение окажется первым, кто не сумеет передать дальше эстафету поколений ?! Нет, надо сберечь без потерь наше национальное достояние!

1.Ведущий: Папы и мамы, принимая участие в игре, доставляют огромную радость своим детям. Поэт Валентин Берестов вспоминает в своём стихотворении

«Лапта» :

О радость жизни, детская игра !

Ввек не уйти с соседнего двора.

За мной явилась мать. Но даже маме

В лапту случалось заиграться с нами.

Чего ж ей, великанше, делать тут ?

В неё ж мячом всех раньше попадут.

Кидать кидали, да не попали.

И к ужину обоих долго ждали .

2.Ведущий: Кстати, игры, похожие на лапту, есть у многих народов: крикет – в Англии, бейсбол – в США, песа палло – в Финляндии, ойна – в Румынии и др. Причём у англичан, например, крикет признан национальной игрой и пользуется огромным уважением и популярностью. Возможно, лапте не удастся наряду с бейсболом войти в число олимпийских видов спорта (хотя этого можно было бы добиться, учитывая положительный опыт проведения чемпионата России и спартакиады по лапте в 1958-1959г.г.) Но в любом случае эта игра останется незаменимым средством массовой физкультуры, укрепления здоровья, организации активного досуга .

1.Ведущий: О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель А. И. Куприн: «Это народная игра – одна из самых интересных и полезных игр…»

В лапте нужны : находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде ,

внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Вырабатывается товарищеская спайка: «Своего выручай».

2.Ведущий: Состав играющих

Лапта имеет много разновидностей, в неё могут играть как взрослые так и дети . В игре может участвовать целый класс ( 40 человек и более ) а могут быть только двое играющих. Лапта интересна и полезна как игра семейная, где каждый член семьи получает посильную нагрузку. Пусть, например, папа покажет свою силу и ловкость, послав мяч ударом биты как можно дальше. А у шестилетнего сынишки будет своя, ответственная задача подхватить упавший мяч и попасть им в старшего брата, перебегающего по полю.

1.Ведущий: Снаряжение

Инвентарь для игры очень прост: палка-бита (лапта) и небольшой мячик, например, теннисный. Если нет теннисного, можно взять маленький резиновый мячик, а для начинающих подойдёт и тряпичный.

В качестве биты используется палка или узкая дощечка длиной от 50 до 100-120 см., обструганная с одного конца. Размеры биты зависят от возраста и подготовленности играющих.

2.Ведущий: Площадка

Площадкой для лапты может служить и футбольное поле и поляна в лесу и вообще любое открытое ровное место. Для спортивной лапты требуется площадка 60х35 м; вокруг неё должно оставаться ещё некоторое свободное место, так как мяч нередко вылетает за пределы площадки.

Разметка площадки зависит так же от выбранной разновидности игры. Границы площадки обозначают флажками, палочками. Для спортивной лапты делается постоянная разметка.

2.Рекомендации по организации «Большой лапты»

2.1. тренировочные упражнения для достижения наибольших результатов в игре.

Технические приёмы игры в лапту несложные. Применение мячей не очень крупных размеров, требует подготовки с использованием упражнений в ловле и метании малого мяча. Для развития мастерства в метании и удара по мячу, обычно применяют следующие упражнения:

  1. «С лаптой у стены»

Мяч подбрасывается и отбивается в сторону высокой стены, затем ловится отскочивший мяч и снова отбивается. Можно играть вдвоём, поочереди выполняя роль подавальщика. То же в спортзале у торцевой стены;

  1. «В лапту один на один»

Двое играющих становятся напротив друг друга на расстоянии 15-20 м на лужайке, поляне в спортзале. У каждого в руке лапта. Один игрок подкидывает сам себе мяч и отбивает его в сторону напарника. Другой игрок ловит мяч или поднимает с земли и отбивает обратно. За каждую правильную подачу и каждую пойманную свечу начисляется одно очко. Если мяч не пролетел половины расстояния, он считается поданным неправильно: в этом случае подававший поднимает его и передаёт напарнику. Можно ограничить отклонение мяча в стороны, обозначив боковые границы площадки. Можно так же играть с подавальщиком, втроём, вчетвером.


    1. . Основные правила организации


Русская лапта – русская народная двусторонняя командная игра с мячом и битой, которая проводится на прямоугольной площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линиями. Цель одной команды – совершить как можно больше перебежек после совершенных ударов битой по мячу, в отведенное для игры время, где каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде очки. Цель другой команды – не дать соперникам сделать перебежки «осаливанием» мячом и поймать больше «свечей». Осалив перебежчика, команда получает право на удары и перебежки, если не произойдет переосаливания (ответное осаливание).

Занятия проводятся на открытой спортивной площадке и в спортивном зале. Обучение навыкам игры предполагает знакомство с площадкой и инвентарём, освоение правил и основных технических действий с соблюдением традиций и терминов в народном варианте игры «Русская лапта», обучение технике владения малым мячом, индивидуальному прорыву, в парах, в группах, игру в русскую лапту.


Отработка навыков умения играть в лапту может стать одним из модулей Программы внеклассных мероприятий «Русские народные игры»:

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности обучающегося

  1. Русская лапта. Игра по правилам (спортивный зал)

Прием и передача малого мяча.

Пас и индивидуальный прорыв. Прием мяча после отбивания его битой. Удар битой по мячу с последующим прорывом. Три вида ударов битой по мячу. Тактические действия: действия игроков в зоне защиты и в зоне нападения. Игра по правилам.

Умение описывать технику метания малого мяча разными способами, осваивать ее самостоятельно с предупреждением, выявлением и устранением типичных ошибок;

описывать технику отбивания битой, соблюдать правила техники безопасности;

моделировать технику игровых действий в зависимости от игровых ситуаций;

соблюдать правила игры, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями;

уметь организовывать игру и судейство на открытом воздухе во внеурочной деятельности.