ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ПЕРВОМАЙСКАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ – ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯСЛИ-САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ИМЕНИ НИКОЛАЯ МИЛЮТИНА»
«НАШ ДОМ – ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ»
(внеклассное мероприятие)
10 класс
ЕРОШЕНКО ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА,
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
(ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ)
г. Первомайск
2021 г.
ЦЕЛЬ:
Формирование основ экологической грамотности и чувства персональной ответственности у каждого школьника за судьбу, как своей малой родины, локального места обитания, так и судьбу планеты Земля в целом;
Повышать интерес к предмету; стимулировать учащихся к получению новых знаний; расширять кругозор; развивать логическое мышление; память, применять полученные знания.
Развивать творческие способности учащихся, приобщать к красоте, развивать эстетическое восприятие природы.
Воспитывать умение работать в коллективе, выслушивать мнения товарищей, уметь серьезно подойти к каждому вопросу, концентрировать внимание на нем; воспитание внимательного слушателя и соблюдения правил поведения во время мероприятия.
ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, проектор, экран.
ОФОРМЛЕНИЕ: выставка книг, выставка фотографий, рисунки детей, народные пословицы, поговорки, афоризмы, два контура планеты с изображением мусора (для очищения планеты), музыкальные произведения для музыкального ряда.
ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Здравствуйте!
Мы сегодня собрались в этом зале поговорить о нашем общем доме, о самой загадочной и неизведанной, о самой красивой и родной.
Вы, наверное, догадались, что наш разговор пойдет о нашей колыбели, о нашем общем доме - планете Земля.
Вы наверняка знаете, что нынешний 2017 год объявлен годом экологии. А какой же планета будет, если ее не беречь? Это значит, что будущее планеты в наших руках и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам.ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайд - Природа Земли)
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Немудрено добраться,
До скрытых тайников,
Разграбить всё богатство,
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно,
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет,
У каждого из нас.
В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. И сегодня мы с вами должны продемонстрировать не только знания по биологии, но и знания проблем экологии, понимание необходимости заботы обо всех наших соседях по планете.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайд – загрязнение окружающей среды)
Кромсаем лёд,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…,
Но мы ещё придём просить прощенье,
У этих рек,
Барханов,
И болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…,
Пока об этом
Думать не охота.
Сейчас нам не до этого,
Пока.
Аэродромы,
и перроны
Леса без птиц,
И реки без воды…,
Всё меньше – окружающей природы…..
Всё больше - окружающей среды. (Р.Рождественский)
Моя планета - человеческий дом,
Ну, как ей жить под дымным колпаком.
Где сточная канава - океан.
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: “Больше не могу!”
Вот она летит, маленькая, какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая.
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,
Всё ещё живет! Всё еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь.
Всех людей зовёт, просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД
ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ
1 ТУР. “Помоги очистить Землю или свалка по имени земля”.
Команды, отвечая правильно на вопрос, получают шанс “очистить Землю” (убирает мусор с контура планеты).
Большую часть мусора, загрязняющегоЗемлю составляет:
а. Пластмасса.
в. Стекло.
с. Металл.
2. Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:
а. Москвы в. Лондона с. Нью-Йорка
3. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей:
а. Производство упаковочных материалов.
в. Переработка мусора
с. Производство автомобилей.
4. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
Рассортировать
Собрать в одном месте
Раскрошить
5. Для того, чтобы переработать пластмассу её необходимо:
а. Компостировать.
в. Сжечь при специальных условиях.
с. Переплавить.
6. Первоочередная забота при выборе места свалки:
а. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
в. Ограждение места свалки.
с. Укомплектование соответствующей техникой.
7. Вредные выбросы оказывают влияние:
Только на те регионы, где появилось загрязнение.
На близлежащие регионы.
Даже на территории, удаленные от места, где произошло загрязнение.
8. Самая страшная добавка к воде:
а. Бытовой мусор.в. Пестициды. с. Минеральные удобрения.
9. Какую страну называют “мусорным ящиком Европы”?
а. Британию в. Россию.с. Польшу.
10. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду?
Их захоронение
Разработка правовых механизмов регулирования процесса
Рециркуляция (повторное использование отходов)
11. Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:
Теплоэнергетика.
Нефте- и газопереработка.
Автотранспорт
12. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
а. 10 лет.в. 50 лет. с. 100 лет и более
13. Выброшенную бумагу “съедят” невидимки-микробы за:
а. 1-2 года в. 5-8 лет.с. 20 и более лет.
14.Что такое вермикультура?
а. Систематизированный свод сведений о водных ресурсах страны
в. Спец.разведение дождевых червей (для переработки органических
отходов и повышения плодородия почвы).
с. Способ определения степени чистоты воды.
2 ТУР. “Не спешите выбрасывать свое будущее (или отходы)”. “Устами младенца”.
В этом туре ребята знакомятся с наиболее распространенными отходами. На каждый из отходов заготовлено по 5 высказываний. Задачи команд: попытаться понять, что имели в виду дети, и догадаться быстрее. Побеждает та команда, которая больше и верно назовет отходы. (Поочередно).
Детские высказывания:
Его производит обыкновенная корова.
В небольших количествах он очень полезен.
Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
При попадании в водоём он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.
Его необходимо компостировать.
(Навоз.)
У меня очень много игрушек сделанных из неё.
Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.
Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
Ее нельзя выбрасывать, т.к она сама по себе в природе не разлагается.
(Пластмасса)
Ее изобрели китайцы.
У нас ее получают из дерева.
Она легко горит.
Из нее получается очень много мусора.
На ней обычно рисуют или пишут.
(Бумага)
Его делают из песка.
Чаще всего оно прозрачное.
Когда падает, оно разбивается.
Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(Стекло)
Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится ещё больше.
Его издают разные приборы, машины.
Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение, действует, как наркотик. (Шум)
Этого почти не видно.
Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и
заводы.
От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.
Это могут собрать на свои листья зелёные растения.
В городе, где этого очень много, не растут лишайники.
(Газовые отходы)
3 ТУР. “Сохраним живую природу”
Вопросы поочередно для каждой команды по направлениям«На зелёной тропе»,«Братья наши меньшие».
«На зелёной тропе».
По нему стучат, плюнув через левое плечо (дерево).
С каким “божьим” цветком часто сравнивают стариков? (одуванчик).
Сушеный виноград (изюм, киш-миш).
Земляной орех (арахис).
Чертово яблоко (картофель).
Самое высокое дерево(эвкалипт).
Банан дерево? (трава).
Медовое дерево (липа).
Самый быстрорастущий злак? (бамбук).
Плод огурца (тыквина).
“Братья наши меньшие”.
Деревенский будильник (петух).
Какое животное, обитающее в морях, называют “морской осой”? (медуза).
Что будет делать ворона, прожив три года?
Какая рыба вьёт гнездо? (колюшка).
Как узнать возраст рыбы? (по чешуе).
Какая самая крупная рыба? (китовая акула).
У кого глаза на одном боку? (камбала).
Как называлась харчевня, где кот Базилио и лиса Алиса обильно
поели за счёт Буратино?
4 ТУР. “Экологические частушки”.
Каждая команда исполняет экологические частушки.
5 ТУР. “Я знаю больше”
Поочередно команды называют название цветов, комнатных растений, животных. Выигрывает та команда, которая ответит последней.
6 ТУР. “Кулинарный”
На столе стоят разные крупы и названия каш.
Нужно за 3 минуты определить из каких злаков, готовят какие каши.
7 ТУР. “Экологическая ситуация”.
Командам предлагают различные экологические ситуации, с которыми мы часто сталкиваемся. Задача команд: разрешить ситуацию, найти максимально правильное решение.
1.Вам предстоит выбрать место для костра. Какое, Вы предпочтете, почему?
открытая поляна
берег реки.
хвойный молодняк
2. Что можно использовать в качестве топлива и как погасить костёр?
3. Какую опасность представляют оставленные туристами свалки мусора из консервных банок, стеклянной посуды, полиэтиленовых пакетов?
4. Как вы поступите, встретив в лесу раненного зверя или птицу?
5. В суровые зимы, когда на озёрах и водоёмах лёд достигает большой толщины, происходит замор рыбы. Объясните почему? Как помочь рыбам?
6. После весеннего разлива рек в низовьях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Какую помощь можно им оказать?
Все затронутые проблемы очень актуальны. И я надеюсь, что вы не будете безразличны в таких ситуациях, а придёте на помощь природе.
8 ТУР «Конкурс капитанов».
Конкурс рисунка с закрытыми глазами. Капитанам закрываются глаза, под диктовку ведущего капитаны должны сделать рисунок.
Ведущий: Изобразите море. По морю плывет корабль, на корабле паруса, развевается флаг, на флаге изображен цветок из пяти лепестков. На небе светит солнце, пара облаков. Посреди моря есть необитаемый остров, на острове растёт одинокая пальма, под пальмой стоит человек и машет рукой
9 ТУР «Кто быстрее».
Составить слово из набора букв
А О Е Н К Н Д В П З И(Заповедник)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайд – Заповедники
Заповедник - это слово,
Всем и каждому знакомо.
В нем животных охраняют,
Кормят и оберегают.
Запрещают здесь охоту
Проявляют здесь заботу,
О растениях лесных,
Луговых и полевых,
Водоёмов и болот.
Вся природа здесь живет,
Под охраной человека,
Много лет от века к веку.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайд – Вид северной природы)
Человек — он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнем,
Человек — он зима или лето.
Или осень, с грозой и дождем.
Все вместил в себя: версты и время,
И от атомных бурь он ослеп.
Человек — он и почва, и семя,
И сорняк среди поля, и хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств и встреч?
Человек — он ведь тоже природа..,
Так давайте природу беречь
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.