КОМПОНЕНТ КАЗАЧЕСТВА
в воспитательной работе с учащимися 5 класса
В настоящее время возрастает интерес к изучению литературы, истории, природы, культуры донского края. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Ведь малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.
Я составила план воспитательной работы класса с привлечением казачьего компонента. Целями и задачами работы казачьей направленности я ставлю:
воспитание патриота, знающего, любящего, бережно относящегося и приумножающего культуру, природу, традиции донского края; формирование духовной зрелости и христианской нравственности уч-ся; формирование у учащихся понимания ценностей казачьей культуры, веротерпимости, гуманности, толерантности в современном обществе; формирование личности патриота через активное участие школьников в проектной, игровой, исследовательской деятельности. Кроме того, использование материала по казачеству эмоционально воздействует на детей; дополнительные сведения познавательного характера способствуют активизации их деятельности, развитию, расширяют кругозор, побуждают к самостоятельному познанию нового, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
На мой взгляд, уч-ся 5 класса уже подготовлены к восприятию этнокультурных традиций донского казачества, т.к. в начальной школе факультативно изучали ОПК, данный курс продолжается в текущем учебном году в рамках ОРКиСЭ; во внеурочной деятельности посещают фольклорный ансамбль «Вольный ветер». Ведение предмета «Основы православной культуры и светской этики» позволяет на более высоком уровне проводить духовно–нравственное оздоровление и воспитание учащихся. Этот предмет – культурологический (светский) курс, который не ставит перед собой цели привлечь детей к религии, он знакомит учащихся с нравственными и духовными основами православия как культурообразующей религии. Изучение православной традиции позволяет школьнику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чём состоит её уникальность.
На 2013 – 2014 уч.г. запланированы следующие мероприятия (1 раз в четверть):
сроки | мероприятие | цель |
октябрь | «14 октября – праздник Покрова» | Познакомить уч-ся с одним из самых интересных и веселых праздников в русском фольклоре и донском казачестве – Покровом, узнать его историю, традиции, побывать в удивительном времени гаданий, посиделок и забав казачьих. |
ноябрь | «День Матери-казачки» | Продолжить традиции чествования матери, чуткого отношения и любви к ней, воспеть образ матери - казачки. Передать детям социально значимые знания, направленные на развитие гуманистических ценностных ориентаций школьников. |
март | «Широкая Масленица» | Изучить историю и традицию празднования масленицы на Дону, показать его влияние на нашу жизнь; воскресить в сердцах людей уважение к православным традициям у казаков. |
апрель | «Благовест» | |
в течение уч.г. | Посещение краеведческих музеев школы и хутора. Участие в районном конкурсе-фестивале «Мы – внуки деда Ермака». Классные часы с приглашением уч-ся 7 класса, выполнявших проекты по казачеству «Весенние символы православных праздников», «Н.Н.Туроверов – певец исчезнувшего края». |
Данные мероприятия позволят познакомить учащихся с богатейшим языковым наследием казачества, обрядами, песнями; будут развивать творческие способности детей на примерах донского фольклора и воспитывать чувство гордости за свой родной край, его героическое прошлое, стремление сохранить и сберечь традиции Дона.
Занятия будут проходить с использованием игровых технологий, увлекательных викторин, разучиванием песен, сказок, потешек, пословиц, поговорок и др. Осознать богатейшее наследие донского казачества детям помогают такие формы занятий, как познавательные и сюжетно-ролевые игры, «казачьи посиделки», конкурсы и викторины, семейные праздники, творческие задания и др.
4. Реализация казачьего компонента.
Я составила план воспитательной работы с привлечением казачьего компонента, по реализации которого на 1 полугодие были запланированы мероприятия:
сроки | мероприятие | цель |
октябрь | «14 октября – праздник Покрова» | Познакомить уч-ся с одним из самых интересных и веселых праздников в русском фольклоре и донском казачестве – Покровом, узнать его историю, традиции, побывать в удивительном времени гаданий, посиделок и забав казачьих. |
ноябрь | «День Матери-казачки» | Продолжить традиции чествования матери, чуткого отношения и любви к ней, воспеть образ матери - казачки. Передать детям социально значимые знания, направленные на развитие гуманистических ценностных ориентаций школьников. |
в течение уч.г. | Посещение краеведческого музея школы. Участие в районном конкурсе-фестивале «Мы – внуки деда Ермака». |
Первое мероприятие «День Покрова» состоялся по плану. Оно было проведено в традициях казачьих посиделок, где в роли ведущих выступили классный руководитель и его помощники: Апонасевич Н. и Ключников Р. Остальные ученики выступили в роли гостей. Занятие прошло с использованием игр, викторин, песен, сказок, потешек, пословиц, поговорок.
В первой четверти состоялась экскурсия в школьный музей – посещение зала «Казачья горница» и экспозиции «Предметы казачьего быта». Дети узнали о жизни и быте донских казаков, познакомились с настоящими предметами старины. Во 2 полугодии мы побываем в краеведческом музее хутора Ширяевский.
Второе занятие «День матери-казачки» не было проведено в том виде, как было запланировано – праздник для мам, во-первых, из-за накладок (подготовка к районному конкурсу «Учитель года по казачеству»), во-вторых, шел ремонт отопления в школе, что сказалось на подготовке. Поэтому занятие прошло в рамках классного часа, что, в свою очередь, сказалось на его качестве. Цель была реализована частично.
Во 2-й четверти ученица Евсеева В. приняла участие в заочном конкурсе сочинений «Традиции казаков в наши дни». Её работа «Следы казачьей старины (проводы казака в армию)» стала лучшей в конкурсе-фестивале «Мы – внуки деда Ермака». Вика награждена грамотой ОООиП.
На 2-е полугодие есть еще достаточно работы в данном направлении, чтобы компонент по казачеству был реализован на должном уровне.