СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Наш зелёный друг»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие о необходимости сохранения леса и природных богатств...

Просмотр содержимого документа
««Наш зелёный друг»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Елионская средняя общеобразовательная школа»

Стародубского района Брянской области


Внеклассное мероприятие

«Наш зелёный друг»

Целевая аудитория 1-2 класс









Подготовила

Семковская Галина Алексеевна

учитель начальных классов











2016 год

Тема «Наш зелёный друг»

Цель:

Формирование экологического сознания обучающихся. 

  Задачи:

активизировать и дополнить представление обучающихся о значении леса в природе и в жизни каждого человека; познакомиться с основными правилами поведения в лесу;

познакомить и расширить знания детей о природе, красоте леса, его богатствах и целебных растениях

развивать познавательный интерес, мыслительную деятельность, восприятие, наблюдательность;

воспитывать любознательность; чувство любви к окружающим лесным богатствам нашей Родины; чуткости, понимаю многообразных тайн скрытых в лесах и бережному отношению к ним, доставить радость детям от участия в празднике



Оборудование : презентация «Знай и береги лес», выставка «Лесные богатства» (рисунки и фото птиц, зверей, леса, сочинения о природе родителей и детей) плакат «Цветочная поляна», правила поведения в лесу, мягкая игрушка –сова, видео под музыку Чайковского «Вальс цветов», песня Ю. Антонова, презентация «Как прекрасен этот мир»



Ход мероприятия

1.Организация класса Звучит песня в исполнении Ю.Антонова «Не рвите цветы , не рвите»

2. Самоопределение

Загадка о лесе

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём.

- Куда мы отправимся? Что узнаем?

Подвожу итог ответов ребят. - Сегодня мы с вами поговорим о лесе, о его значении в жизни человека, решим, нужно ли нам беречь лес и как это мы сможем сделать. Итак, в путь! Слайд№1

Игра. Выходим из дома. Идём по тротуару (топаем), сворачиваем на просёлочную дорогу, опавшие листья шуршат под ногами (скользящие движения ногами), впереди река, идём по песочку, песок под ногами шуршит(трут ладонью о ладонь), а сейчас по деревянному мосту переходим реку(хлопки по коленям), речку перешли и снова идём по песочку, а теперь по листьям, деревья вокруг большие, качаются , встречают нас (руки над головой).

Стихотворение читает ученик

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою,

Ночью тёмной, грозовою?

Что ты шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Всё открой, не утаи,

Ты же знаешь, мы свои.

Учитель:Чтобы войти в лес надо ответить на вопросы Старичка -лесовичка

Викторина о лесе

1.Какое дерево цветёт первым, а какое последним?

2.Из какого дерева делают спички, лыжи, пианино, корабли?

3.Самое страшное бедствие для лесов?

4.Какая охота разрешается в лесу в любое время года?

5. Как зовут самца кукушки?

3.Введение. Актуализация знаний.

Давайте, вспомним, что такое лес? Кто из вас был в лесу?

Художник рисует лес- учитель рассказывает историю , дети подсказывают, чего не хватает на картине и показывает презентацию слайды №2-10

- Что такое лес?- размышлял художник. – Конечно, деревья. Нарисовал берёзы, ели, сосны, дубы и липы. Да так похоже они получились, что вот-вот ветки закачаются.А в углу, как и положено, нарисовал старичка-Лесовичка. (на доске появляется рисунок Лесовичка)Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

-Это не лес!- послышался голос старичка –Лесовичка из угла картины.- Без цветов, без трав –не лес! Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

- А насекомых нарисовал?- опять послышался голос Лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

- Нужны птицы, а ещё - кусты и ягоды, - не унимался старичок - Лесовичок. Но лес всё равно стал чахнуть.

- Нарисуй жабу и ящерицу.

–Нет, - сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и ещё дорисовал много разных зверей.

Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев, чьё-то фырканье.

- Вот это лес!- сказал старичок и исчез. А может и не исчез, а притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в нём тысячи жителей. И все они и есть лес.

Учитель:Для чего мы с лесом дружим и зачем он людям нужен?

(Ответы детей с комментариями и дополнениями учителя.)

Русский лес очень красив в любое время года и в любую погоду. С самого раннего детства он входит в жизнь человека как таинственный волшебник, добрый и надежный друг. Он  постоянный спутник русских сказок и былин. О нем написано много стихотворений, нарисовано картин. Лес всегда служит людям. Много в нем всего интересного и полезного! Нужно только присмотреться, понаблюдать и лес откроет свои тайны.

Лес –«лёгкие нашей планеты» Каждый листок, каждая травинка выделяет кислород, без которого нет жизни на земле. В лесу легче дышится, вкуснее становится пища, приходит здоровый, крепкий сон. Поэтому лес – это еще замечательное и полезное для здоровья место отдыха.

Главный дар леса- древесина. Из древесины производят спички и фанеру, бумагу и картон, целлюлозные и столярные изделия, посуду, мебель, искусственный шелк, лаки, краски, спирты и топливо… Древесина идет на строительство жилья. Однако запасы леса, пригодные для промышленной переработки, не беспредельны, поэтому человек постоянно заботится о лесе. Например, ведет посадку новых лесов. Народная мудрость: «Срубил дерево – посади два».

Лес – это богатая кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды. Лес – природная аптека. Самое главное у человека – это здоровье! Но и здесь сама природа позаботилась о нашем здоровье. Ведь леса полны лекарств и витаминов: ягодами, травами, грибами. Народная мудрость: «Зеленое царство – лучшее лекарство».

Вывод : Вот сколько всего полезного человек получает от леса! Вот для чего человеку нужен лес!

Изучение нового. Знакомство с правилами поведения

Раздаётся громкий весёлый смех –прилетела из леса мудрая сова (мягкая игрушка)

- Молодцы, ребята, много уже знаете о лесе, приглашаю вас в гости . А вы знаете, как вести себя в гостях ? С каждым днем, с каждым годом наши леса все больше и больше нуждаются в защите. А ведь защита леса начинается с простых правил, которые должен помнить и соблюдать каждый.

Мы с вами сейчас откроем тайны леса и научимся быть его друзьями.

Сценка «Белая черёмуха» слайд № 11

Девочка идёт по сцене и читает стихотворение:

Расцвела черёмуха около ручья,

На апрельском солнышке ветками шепча,

Лёгкая, как облачко, чистая, как снег,

Радовался деревцу каждый человек.

Приходили девочки посидеть под ней,

И могла цвести она много-много дней.

Любуясь черемухой, проходят мимо две девочки, одна другой говорит:

- Это чья черёмуха?

- Да она ничья, белая снегурочка около ручья.

Идёт группа школьников. Оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки с дерева.

Прибежали девочки , а снегурки нет,

Лишь в пыли валяется вянущий букет.

А была черёмуха, чистая, как снег,

Радовался деревцу каждый человек.

Обсуждение увиденного (Как вы относитесь и оцениваете поступки ребят?)

Выберем правило поведения –не ломай ветки деревьев (все правила- знаки вывешены на доске)

Учитель читает рассказ Г. Скребицкого «Берёзовый сок».

Помню, однажды весной бродил я по лесу. Неожиданно где-то вдали послышался стук топора. Странно- подумал я. Ведь в этих местах рубка леса строго воспрещается. Я поспешил на стук. Но он вскоре прекратился. Я вышел к опушке- там уже никого не было. Остановившись и оглядевшись кругом, я заметил возле самой дороги старую развесистую берёзу. На её стволе ещё издали ярко белели свежие следы топора. Подойдя к дереву, я оглядел глубокую зарубку. Её заливал прозрачный берёзовый сок. Обильной струёй он стекал вниз по стволу. Я поглядел вверх на густые ветви, сплошь усыпанные почками. Многие из них уже не распустятся- подумал я, та влага , которая напитала бы их, теперь течёт на землю. Дерево постепенно засохнет и погибнет. А ведь для того, чтобы вырастить нужно не менее 40-50 лет. И такое зло, даже верно не подумав об этом, сделал кто-то желая глотнуть 2-3 глотка сладковатого. Почти безвкусного сока.

Как вы относитесь к поступку неизвестного человека? Какой вред приносит деревьям сбор сока? Как собрать можно сок, не навредив жизни деревьев? Выберем правило поведения- не режь кору дерева.

Полетела сова дальше –дети идут по классу и выполняют движения

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем-

Руки за голову кладём

И вразвалочку идём.

Дальше по лесу идём,

Перед нами водоём.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее.

Раз-два, раз-два,

Позади уже вода.

И пришли мы на лесную цветочную поляну. Стихотворение читает ученик.

Давай пройдёмся медленно по лесу

И здравствуй скажем каждому цветку.

Ты должен над цветками наклониться

Не для того,чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Учитель:Много трав растёт полезных

На земле страны лесной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Ребята называют лекарственные растения, кратко рассказывают о пользе их (на доске плакат с растениями)(сообщения дети готовили заранее), можно провести аукцион лекарственных растений

Узнай лекарственное растение по описанию

1.Верхняя сторона листьев этого растения холодная и гладкая, а нижняя тёплая и нежная, лечит от простуды. (мать-и-мачеха)

2.Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями, а летом на месте цветков- красная ягода. Только её есть нельзя-она ядовита. (лечит сердце). (ландыш)

3. Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушке лесов, вырубках. У него два имени.Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай. (иван-чай) Другое название-кипрей (показываю растение). Кипрей растёт на лесных опушках.Лесники вырывали кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосёнками и берёзками, считали, что он отнимает у деревьев влагу и свет. Но вскоре заметили, что там, где кипрей уничтожен, сосенки не могут бороться с холодом и от первых морозов погибают. Учёные стали искать причину. И нашли. Оказалось, что кипрей очень тёплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней на траве, то около кипрея инея нет. Вокруг кипрея стоит тёплый воздух, потому что этот цветок выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте растут все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока их не накроет снегом. Кипрей растёт рядом с молоденькими растениями. Это их сторож, их защитник. (сообщение подготовил ученик) слайд 12,13

Выбор знака–не рви растения

Учитель:Путешествуем дальше по лесным тропинкам

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках пробежим.

А кто это там ещё пробежал, пролетел?

играем в игру

Рыбы-плывём

Птицы-летим

Звери-рычим

Насекомые-жужжим (учитель называет разных животных, дети выполняют движения и звуки)

О чём говорит этот знак (ёжик в шляпе) -не бери домой животных

К сожалению, человеку не так трудно взять ежа в плен. Но разве это дело?- прийти в гости и утащить из дома хозяина. Ёжик нужен в лесу, это насекомоядное животное, он несёт очень важную службу. И притом ёжик один из самых древних млекопитающих. Они появились на земле десятки миллионов лет назад, когда хозяевами планеты были ящеры-динозавры. Их надо беречь, а значит, не трогать.

Многие животные обращаются к людям с просьбами-жалобами. Давайте узнаем от кого жалоба.

Жалоба 1.Ох, и не любят же меня люди. Голос видите ли мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это. Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым без хлеба. Так вот подумайте хорошенько: обижать или любить меня надо. (показываю совят, которых спасли в селе Нижнее. Сторож на ферме, проходя мимо подстанции, увидел на земле двух совят, которые выпали из гнезда и ещё не умели летать. Он их вернул на место, совята выросли и улетели).слайд № 14

Сова с 1964 года находится под охраной. Одна сова за лето съедает тысячи полевок-мышей, которые могут уничтожить тонну хлеба.

Жалоба2. Весело мне порхать по опушке леса, собирая сладкий нектар с цветков. Но с тревогой я порхаю, когда появляются дети. Ловят нас, некоторых отпускают, но мы всё равно погибаем. Кто это? Почему погибают? Знак -не лови бабочек. Они опыляют растения и украшают нашу природу.

Мудрая сова. Вижу, ребята, что знаете много о лесе. Я от вас письмо спрятала, но оно рассыпалось, (каждая группа собирает свою часть письма)

Лес зелёный охраняй,

Никого не обижай.

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы.

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка.

Люби цветы, леса, простор полей-

Всё,что зовётся родиной моей.

Творческая работа Ребята, каким бы вы хотели видеть наш лес?

1класс- дорисовывают лес

2 класс –создают панно «Лесная полянка»( Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов» защита своих работ)

Рефлексия игра «можно-нельзя»

Ломать деревья и ветки …

Сажать деревья…

Ходить и топтать траву и цветы…

Ходить только по тропинкам …

Рвать большие букеты цветов …

Любоваться ими …

Оставлять мусор в лесу …

Собрать мусор в яму и закопать…

Разжигать костры в лесу …

У леса есть злейший враг - огонь. И все то, что создано природой или посажено человеком за долгие годы, может погибнуть от огня в течение нескольких часов. Лесной пожар страшен. Не разводите костры в лесу.

Беречь лес от пожара…

В лесу шуметь…

Разорять птичьи гнёзда?

Вывод: Столько жестокости и равнодушия к лесу. Леса могут погибнуть. Наша задача - не допустить этого. Больших проблем вам пока не решить, но кое – что вы можете сделать: садить деревья, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью. Слайд № 15

Ребята, давайте не только знать правила поведения в природе, но и сделаем первый шаг навстречу–посадим в школе и дома цветы и деревья.


Презентация «Как прекрасен этот мир»


Любите родную природу –

Озёра, леса и поля,

Ведь это же наша с тобою -

Навеки родная Земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!











Список используемой литературы:

  1. Бурдина С.В. «Береги живое». Игровой дидактический материал-Киров: Весна, 2004.

  2. Василенко Г.И., Еременко Н.И. и д.р. «Внеклассная работа в школе. Дни наук в начальной школе». Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам – Волгоград: Учитель, 2006.

  3. Грехова Л.И. «В союзе с природой». Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольного образования и учителей начальной школы. Эколого – природоведческие игры – занятия и развлечения с детьми – Москва: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 1999.

  4. Дивина С. И. Презентация «как прекрасен этот мир»

  5. Левина «Начальная школа. Математика, чтение, природоведение». Конспекты для открытых уроков и занимательные задания – Волгоград: Учитель, 2003.

  6. Мартынова «Внеклассная работа в школе. Внеклассные мероприятия в начальной школе». Игры, викторины, классные часы, праздники.



http://www.danaida.ru/obsh/jizn.htm

http://www.komanda21.dimsi.net/komands/108.php

http://www.douchit.ru/1-cjhgdc.php4

http://www.imama.ru/versos/2884.shtml

http://www.yugzone.ru/

http://www.moskva.fm/- песня «Как прекрасен этот мир»