Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Организационный момент. | Учитель приветствует учащихся. | Учащиеся приветствуют учителя. | Готовность к уроку, положительный настрой на урок. |
Этап мотивации и актуализации знаний. | Пробуждает интерес к уроку, предлагая поработать с интерактивной доской. | Выполняя интерактивные задания, ребята соотносят названия городов с государствами; на карте находят Лондон; расшифровав анаграмму, узнают фамилию ключевой личности, о которой будет идти речь на уроке. | Включение в деловой ритм, поиск и выделение информации. |
| - Что мы знаем о Лондоне? Об Уильяме Шекспире? | | |
Введение в тему с формулировкой цели урока. | - Сформулируйте тему урока. Какой будет цель? Задачи? - Сегодня нам предстоит выстроить диалог с произведениями У.Шекспира и определить роль его наследия. | Ребята сформулировали тему следующим образом: «Роль Шекспира в мировом искусстве»; ими же были поставлены задачи: 1) познакомиться с личностью и творчеством Шекспира; 2) проанализировать отрывки из известных произведений Шекспира. | Развитие умения формулировать тему, задачи урока; способность к целеполаганию и осознание темы урока. |
Поиск решения. Открытие новых знаний. | Учитель организовывает коммуникативное взаимодействие для достижения результата. -По ходу выступления ребят вы заполняете таблицу. Посмотрите, какие графы следует заполнить. Таблицу нужно будет озаглавить и вклеить в тетрадь. -Какова цель заполнения таблицы? Зачем мы будет это делать? | Ребята выступают с сообщениями (выступления географа, языковеда, экскурсовода, историка, литературоведа) о Лондоне и Шекспире, театре «Глобус» и вкладе Шекспира в мировую культуру. Далее выступают ребята-искусствоведы («Экранизации Шекспира» с показом фрагмента из пьесы «Макбет» (один из учеников рассказывает сюжет, потом включаем фрагмент на 3 минуты 25 секунд). Ребята заполняют таблицу. | Развитие умения выслушать своего одноклассника, быть внимательным на уроке; инициативное сотрудничество; расширение представлений о творчестве Шекспира. |
Минутка отдыха | Слушают спокойную музыку. | Смена деятельности – готовы к дальнейшей работе. |
Учитель организовывает работу с художественным текстом и видеофрагментами. - Как в пьесах передаются мысли персонажа о других героях, чувства? (монологи, речь) - На слайде представлен монолог Гамлета, героя одноименной пьесы Шекспира. О чем думает герой, какие чувства испытывает по отношению к другим героям? - Посмотрите фрагмент фильма Григория Козинцева "Гамлет" (2 минуты 49 секунд). В роли Гамлета - Иннокентий Смоктуновский. Перевод Бориса Пастернака. Музыка Дмитрия Шостаковича. Обратите внимание, как режиссер передает настроение героя, его чувства. - Посмотрите еще один фрагмент, но монолог будет представлен на английском языке. Сравните 2 монолога, выделите общее и отличия, учитывайте тот факт, что русский фильм снимался в 1964 году, а английское видео – 2013г. - Когда будете смотреть следующий фрагмент, определите, из какого он произведения и о чем идет речь в эпизоде (видеофрагмент на 4 минуты 25 секунд из пьесы «Ромео и Джульетта» на английском языке (акт 3 Сцена 5), включаю только начало; аудирование). - Трагедия «Ромео и Джульетта» является самым читаемым в России произведением Шекспира. Почему же она так актуальна? (поднимаются вечные темы, проблемы). - Мне бы хотелось остановиться именно на этой пьесе. Отношения являются важной темой во многих пьесах Шекспира, особенно семейные. Какие виды взаимоотношений существуют в жизни? (между родителями и детьми, дружеские, романтические отношения). | Ребята работают с фрагментами произведений Шекспира, отвечают на вопросы учителя. (сначала съемка крупным планом; раздумья, медлительность движений; взгляд постепенно передает возникающую решительность; камера снимает со спины; постепенно камера отъезжает, фигура становится в полный рост, но маленькой; поднимается по лестнице, решение принято). (игра актера, мимика в английской версии; общее: передача решительности). Подходят к выводу о значимости произведений английского драматурга. | Развитие умения отвечать на вопросы, выслушать одноклассника, формулировать выводы; умения работать с произведениями разных видов искусства, понимать язык литературы, театра, кинематографа; развитие навыка аудирования; развитие таких мыслительных операций, как анализ и сравнение; построение логической цепи рассуждений. |
| Переменка | Ребята отдыхают. | Смена деятельности – готовы к дальнейшей работе. |
Этап отработки нового знания. | Учитель организует работу в группах. - Нарисуйте схему, показав все отношения в вашей жизни (семья, друзья, одноклассники, соседи, учителя и т.д.). - Отметьте, какие же отношения являются наиболее важными? - Всегда ли всё гармонично между ключевыми людьми, вовлеченными в эти отношения, или возникают порой проблемы? По поводу чего могут быть разногласия, конфликты? Как эти конфликты решить? - Обсудите в группах следующую ситуацию: отец угрожает дочери за желание выйти замуж за человека, которого он не одобряет; как решить вопрос. Далее организуется работа в группах с фотографиями сцен из пьесы «Ромео и Джульетта» (можно взять и другие пьесы Шекспира с участием отцов и детей). Нужно написать в «пузырях» слова, передающие то, что могли говорить или думать герои. Работу нужно будет сдать на проверку. - Некоторые из конфликтов, которые появляются в «Ромео и Джульетте» и других пьесах Шекспира вызваны тем, что герои стремятся к независимости, свободе. Какой совет вы бы дали родителям и детям? | Учащиеся работают в группах (рисуют схемы, обсуждают конфликтные ситуации, находят способы выхода из них; работают с фотографиями сцен из пьесы, дают советы родителям и детям). | Построение логической цепи рассуждений; развитие мировоззрения; освоение духовно-нравственного потенциала произведений У.Шекспира; умение выстроить диалог с художественными явлениями прошлого для понимания их значимости в современном мире. |
Подведение итогов урока. Рефлексия. | - Кто хочет поделиться мыслями? Что нового узнал я на уроке? Что почерпнул для себя? - А сейчас поделитесь своими мыслями с родителями, напишите им записки. - Оцените работу вашей группы (оценочный лист). | Ребята подводят итоги, пишут записки своим родителям. Оценивают работу группы на уроке. | Развитие умения формулировать выводы, формулировать мысли письменно; оценивать работу. |
Домашнее задание. | - Читая фрагменты из пьесы «Ромео и Джульетта», обсудите и запишите, о чем думают герои, что чувствуют, что намереваются сделать. Это вам поможет, когда вы будете разыгрывать сцены. Затем распределите роли и сыграйте предложенную сцену на следующем уроке. | Готовясь к следующему уроку, ребята продолжают работать в группах с фрагментами пьесы «Ромео и Джульетта»: подписывают ремарки, передающие чувства и мысли героев, и, распределив роли, готовят инсценировку данного эпизода (за ремарки и инсценировку выставляется общая оценка). | Развитие навыка работа с текстом; творческих способностей учащихся. |
Если остается время, то можно показать презентации, подготовленные учащимися на тему «Ромео и Джульетта в искусстве» (можно конкретнее: «Изображения Ромео и Джульетты в зарубежной живописи и графике», «Изображения Ромео и Джульетты в русской живописи и графике», «Скульптурные воплощения Ромео и Джульетты»).