СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наставничество как эффективное средство адаптации и профессионального развития начинающего педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена изучению роли наставничества в адаптации, становлении профессиональной компетентности начинающего педагога детского сада. Раскрыты факторы, влияющие на процесс адаптации, трудности, с которыми сталкивается молодой педагог, условия эффективного взаимодействия педагога-наставника с начинающим специалистом.

Просмотр содержимого документа
«Наставничество как эффективное средство адаптации и профессионального развития начинающего педагога»

Наставничество как эффективное средство адаптации и профессионального развития начинающего педагога

Mentoring as an effective means of adaptation and professional development of a novice teacher



Ковальчук Елена Михайловна, воспитатель первой квалификационной категории, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» поселка имени Карла Либкнехта» Курчатовского района Курской области, kovalchuk3008@yandex.ru

Kovalchuk Elena Mikhailovna, Educator of the First Qualification Category, Municipal Autonomous Preschооl Educational Institution "Kindergarten "Solnyshko" of the Karl Liebknecht Village, Kurchatov District, Kursk Region, [email protected]


Аннотация. Статья посвящена изучению роли наставничества в адаптации, становлении профессиональной компетентности начинающего педагога детского сада. Раскрыты факторы, влияющие на процесс адаптации, трудности, с которыми сталкивается молодой педагог, условия эффективного взаимодействия педагога-наставника с начинающим специалистом.

Annotation. The article is devoted to the study of the role of mentoring in the adaptation, the formation of professional competence of a novice kindergarten teacher. The factors affecting the adaptation process, the difficulties faced by a young teacher, the conditions for effective interaction between a teacher-mentor and a novice specialist are revealed.



Ключевые слова. Наставничество, педагог-наставник, начинающий педагог, адаптация, дошкольная образовательная организация.

Keywords. Mentoring, teacher-mentor, novice teacher, adaptation, preschool educational organization.



Сегодня обществу требуется не просто воспитатель, a педагог по дошкольному образованию, который способен обеспечить не только воспитание и обучение ребенка, но и главное — развитие его личности [1]. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге. Молодые педагоги, устраиваясь на работу в дошкольную образовательную организацию, часто испытывают чувство ожидания неизвестности. Это можно связать со многими факторами, которые влияют на процесс адаптации:

- большая ответственность за жизнь и здоровье детей;

- новый социальный запрос к образованию;

- непрестижность педагогической профессии;

- высокие нагрузки [2];

- недостаточная методическая поддержка;

- трудности в работе с нормативной и локальной документацией дошкольной образовательной организации;

- различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов;

- психологическая неготовность к решению сложных задач взаимодействия с обучающимися (воспитанниками) [4];

- необходимое взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации требует специальной подготовки начинающих педагогов к работе с родителями;

- приспособление к уже сложившемуся педагогическому коллективу, принятие норм и традиций коллектива;

- отсутствие навыков (способности) самоанализа (рефлексии) собственной профессиональной деятельности.

Поэтому начинающему педагогу нужно помочь в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. В этот момент начинающему педагогу необходима помощь опытного педагога-наставника. Наставник может помочь новичку избежать множества ошибок, выбрать правильные направления и определить стратегии достижения целей. Если вовремя не поддержать молодого специалиста, у него могут возникнуть сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной. Нужно помочь начинающему педагогу «вырасти» профессионально, научить его работать продуктивно, повысить мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста. Педагог-наставник всячески способствует, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого педагога, привлекает его к участию в общественной жизни коллектива, формирует у него общественно значимые интересы, содействует развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Воспитывает в начинающем педагоге потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Период адаптации начинающего педагога отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального становления [2]. И от успешности адаптации зависит удовлетворение своей профессией, а в дальнейшем – желание строить свою профессиональную карьеру. Первый год работы начинающего педагога характеризуется очень высоким эмоциональным напряжением; глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первых самостоятельных шагов. И на этом этапе большую роль играет наставничество.

Наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, и представляет собой одну из наиболее значимых и многослойных форм человеческих взаимодействий. Оно выходит за рамки простой передачи знаний от более опытного к менее опытному и охватывает широкий спектр отношений и процессов, включая руководство, поддержку, мотивацию и даже сопереживание.

Для начинающего педагога очень важно получить поддержку более опытного педагога, способного предложить практическую и теоретическую помощь во время работы. Использование системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении позволяет начинающим педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, придать уверенности в собственных силах, убедиться в верности профессионального выбора, научиться плодотворно, взаимодействовать со всеми участниками образовательной деятельности, проявить себя, получить мотивацию к дальнейшему самообразованию [3].

Цель наставничества: максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной и профессиональной самореализации, через создание условий для формирования самоопределения.

Задачи наставничества:

- помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;

- привитие начинающим педагогам интереса к педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации;

- ускорение процесса профессионального становления воспитателя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него;

- формирование профессиональных качеств начинающего педагога как личности;

- формирование системного подхода начинающих педагогов к анализу и планированию своей деятельности;

- укрепление традиций, направленных на сближение и взаимопонимание всех участников образовательной деятельности.

Наставничество в дошкольной образовательной организации даёт возможность:

- создать положительный настрой в профессиональной деятельности;

- передать накопленный наставниками опыт;

- быстро достичь показателей необходимых дошкольной образовательной организации [3].

Наставничество в системе образования эффективно с опорой на следующие принципы:

- принцип научности - предполагает применение научно обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;

- принцип системности и стратегической целостности — предполагает разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;

- принцип легитимности - подразумевает соответствие деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе;

- принцип обеспечения суверенных прав личности - предполагает приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;

- принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;

- принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение индивидуальной траектории развития;

- принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.

Наставничество бывает индивидуальным, так и коллективным, когда за одним начинающим педагогом закрепляется несколько наставников.

Одним из основополагающих моментов должна стать готовность наставника и молодого педагога к совместной работе: готовность наставника к передаче опыта и, несомненно, готовность молодого педагога воспринимать этот опыт.

Назначение наставника должно проходить при обоюдном согласии наставника и молодого педагога. Нельзя забывать и о психологической совместимости наставника и наставляемого. Перед наставником ставятся нелёгкие задачи: привить интерес к
профессии воспитателя, ускорить процесс профессионального роста, помочь адаптироваться в новом коллективе. Целесообразно наставнику начинать свою работу с наставляемым с проведения анкетирования или собеседования, которые помогут выбрать оптимальные формы работы с молодым воспитателем и её содержание. Педагог-наставник на основе полученных данных в ходе собеседования и наблюдения за работой наставляемого составляет план работы с молодым педагогом, согласовывает его куратором.

Основным методом работы является посещение наставником режимных моментов и непосредственной образовательной деятельности начинающего педагога и выявление возникающих у него затруднений.

Диагностировав профессиональные затруднения и дефициты начинающего педагога, и для того чтобы профессиональная адаптация прошла успешна, была разработана персонализированная программа наставничества, которая способствует становлению начинающего педагога на всех уровнях данного процесса.



Персонализированная программа наставничества

№ п/п

Содержание работы

Форма проведения

Ответственные

1

Помощь в изучении федерального закона «Об образовании», ФГОС ДО, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для ДОУ. Оформление документации группы. Оказание помощи в подготовке мониторинга развития детей в начале учебного года.

Посещение начинающим педагогом (наставляемым) мониторинга развития детей у педагога-наставника, консультирование, ответы на интересующие вопросы.

Старший воспитатель, педагог-наставник

2

Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: изучение образовательной программы, участие молодого педагога в составлении перспективного и календарного планов, плана по самообразованию. Посещение занятий (методика проведения).

Консультация, оказание помощи.

Старший воспитатель, педагог-наставник

3

Изучение разнообразных методик проведения НОД, совместная разработка конспектов НОД, эффективное использование дидактического материала в работе.

Посещение начинающим педагогом (наставляемым) НОД и режимных моментов у педагога-наставника.

Старший воспитатель, педагог-наставник, воспитатель - наставляемый


4

Самостоятельное проведение НОД: «Пернатые друзья» (познавательное развитие)»

Самостоятельное проведение НОД

Старший воспитатель, педагог-наставник, воспитатель - наставляемый

5

Консультация «Как справиться с капризами ребенка»

Консультация

Старший воспитатель, педагог-наставник, педагог-психолог

6

Круглый стол «Проведение праздников и развлечений детей дошкольного возраста»

Методика проведения праздников и развлечений

Старший воспитатель, педагог-наставник, музыкальный руководитель

7

Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей.

Наблюдение за работой начинающего педагога (наставляемого) во время игровой деятельности.

Старший воспитатель, педагог-наставник

8

Организация предметно-пространственной среды в группе и на участке. Организация прогулки с детьми.

Консультация, мастер-класс. Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала). Открытое взаимопосещение.

Старший воспитатель, педагог-наставник, воспитатель - наставляемый

9

Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми.

Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее»

Старший воспитатель, педагог-наставник

10

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, участие молодого педагога (наставляемого) в подготовке материала для родительского собрания. Консультация «Работа с родителями»

Консультация педагога-наставника, участие начинающего педагога (наставляемого) в разработке материалов для родителей.

Педагог-наставник, воспитатель - наставляемый

11

Подготовка к летне-оздоровительному периоду. Подведение итогов работы.

Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. Самоанализ начинающего педагога (наставляемого).

Старший воспитатель, педагог-наставник, воспитатель - наставляемый



Педагог-наставник используют активные формы, такие как:

- практическое освоение персональных приёмов работы под руководством педагога-наставника; совместное проведение обследования детей;

- мастер-классы;

- совместное планирование образовательной деятельности;

- решение проблемных ситуаций;

- оказание помощи в составлении конспекта непосредственно образовательной деятельности;

- рекомендует методическую литературу, знакомит с методической копилкой дошкольной образовательной организации;

- посещает режимные моменты, занятия у начинающего педагога и анализирует их;

- наблюдение за работой педагога-наставника (открытые показы проведения режимных моментов, организации прогулки, занятия и других видов деятельности с обсуждением увиденного);

- помогает в работе по самообразованию;

- консультации по проведению родительских собраний;

- проводит консультации, беседы;

- знакомит с нетрадиционными формами взаимодействия с семьями воспитанников;

- помогает при подготовке к педагогическим советам.

Наряду с традиционными формами работы большую эффективность имеют инновационные: творческие группы, профессиональные и творческие конкурсы, деловая игра. Когда педагог начинает всё активнее включаться в работу, как никогда важна положительная оценка наставника. Похвала укрепляет уверенность в своих
силах, повышает интерес к профессии.

Сегодня о результатах работы можно смело говорить:

- система работы, которая объединяет деятельность начинающего педагога и наставника создана;

- эффективные формы и методы работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста применяются;

- работу по самообразованию начинающий педагог ведет, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания;

- начинающий педагог ведет и осуществляет анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;

- формируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний у начинающего педагога, а также умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс;

-   необходимая помощь и поддержка на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию начинающему педагогу была обеспечена.

Считаю, что наставничество стимулирует потребности начинающего педагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной самореализации. Наставник помогает начинающему педагогу сформировать нужные компетенции, адаптироваться к работе с детьми, выработать индивидуальный, авторский подход к работе, реализовать свои таланты и амбиции, придать уверенности в собственных силах, убедиться в верности профессионального выбора, научиться плодотворно, взаимодействовать со всеми участниками педагогического процесса, проявить себя, получить мотивацию к дальнейшему самообразованию. Важную роль в практике наставничества играли личностные качества педагога-наставника, его педагогическая и жизненная позиция, профессиональные умения и навыки. Благодаря своим качествам педагог-наставник помогает быстрее и успешнее адаптироваться в коллективе и профессиональной деятельности.

Таким образом, наставничество в дошкольной образовательной организации дает возможность увидеть профессиональное становление молодого педагога. Наставничество является успешным и эффективным средством профессиональной адаптации, применяемым в дошкольной образовательной организации и профессионального развития начинающего педагога.

Начинающий педагог быстро и безболезненно адаптируется к новым условиям работы, где система наставничества построена грамотно, есть поощрение взаимопомощи и творческих начинаний;





Литература:

1. Коноваленко, К. В. Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 512-514. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7792/

2. Аниканова, В. Ю. Управление адаптацией начинающих педагогов дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 222-224. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99868/.

3. Бреусова, В. С. Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104977/.
4. Слепова О.Н. Проблемы профессиональной адаптации начинающих педагогов// Методист дошкольного образовательного учреждения. — 2023. — №41.С.6 — 17.

5. Крылов А.В. Молодой специалист в образовании. Педагогическая диагностика. 2013. №4.

6. Чугайнова О.Г. Проблемы начинающих педагогов в период профессиональной адаптации// Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. 2019.