Просмотр содержимого документа
«Наставничество как наиболее эффективный метод адаптации молодых специалистов»
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Разработала:
Козырева О.Ю.
МАДОУ «Детский сад № 1»
Наставничество — разновидность индивидуальной работы с впервые принятыми на работу, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы
Успешная адаптация педагога
- профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в непрерывной связи с процессом его личностного и профессионального развития, и определена методической работой учреждения;
- в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА
- 1. Наставник обязан четко представлять цели своей деятельности, знать требования и потребности школы в этой сфере педагогической практики.
- 2. Наставник должен разрабатывать и предлагать оптимальную программу педагогической помощи каждому молодому педагогу, с учетом его индивидуальных особенностей, уровня профессионализма и коммуникативных навыков.
- 3. Наставник должен уметь наладить положительный межличностный контакт с каждым своим воспитанником, предложить конструктивные формы и методы взаимодействия.
- 4. Наставник осуществляет диагностирование, наблюдение, анализ и контроль за деятельностью своего подопечного.
- 5. Наставник несет моральную и административную ответственность перед самим собой и руководством образовательного учреждения за подготовку молодого специалиста.
- 6. Наставник обязан быть образцом для подражания и в плане межличностных отношений, и в плане личной самоорганизации и профессиональной компетентности .
КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА
- 1. Компетентность и опыт в сфере работы с людьми и в педагогической среде.
- 2. Знание особенностей своего образовательного учреждения, характера межличностных отношений, существующих в педагогическом коллективе.
- 3. Наставник – человек, пользующийся доверием руководства
и коллег по работе, признанный всеми «профессионал».
- 4. Умение эффективно организовывать общение, понимать другого человека, принимать чужие позиции, ценить чужие чувства.
- 5. Способность нестандартно, творчески организовывать процесс наставнической поддержки, предоставлять обучающемуся простор для самостоятельной деятельности.
- 6. Педагогическая рефлексия – способность к самоанализу; желание самосовершенствоваться, расширять свой кругозор.
РОЛИ ПЕДАГОГОВ-НАСТАВНИКОВ
- 1. «ПРОВОДНИК»
- 2. «ЗАЩИТНИК ИНТЕРЕСОВ»
- 3. «КУМИР»
- 4. «КОНСУЛЬТАНТ»
- 5. «КОНТРОЛЕР»
ЭТАПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАСТАВНИКА И МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
- 1. Прогностический: определение целей взаимодействий, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, полномочий субъектов, выявление недостатков в умениях и навыках молодого специалиста.
- 2. Практический: разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодого специалиста.
- 3. Аналитический: определение уровня профессиональной адаптации молодого специалиста и степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
- 1. Заинтересованность организации–работодателя в профессиональном росте сотрудников.
- 2. Конкретные цели, задачи, программы деятельности субъектов, включенных в систему наставничества.
- 3. Процесс профессиональной адаптации молодого специалиста.
- 4. Межличностное общение между наставником и обучаемым в процессе взаимодействия
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С МОЛОДЫМ ПЕДАГОГОМ
- 1. Не приказывать
- 2. Не угрожать
- 3. Не проповедовать
- 4. Не поучать
- 5. Не подсказывать решения
- 6. Не выносить суждений
- 7. Не оправдывать и не оправдываться
- 8. Не ставить «диагноз»
ФОРМЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
- Педагогический совет
- Педагогический семинар
- Вечера вопросов и ответов
- «Круглый стол»
- Педагогические конференции
- «День молодого воспитателя»
- Групповое консультирование
- Деловые игры
- Индивидуальные консультации
Наставническая деятельность – одна из важнейших форм самовыражения человека, которая наряду с медицинской, правоохранительной и несколькими другими видами деятельности отвечает за само существование человека и выполняет особую функцию общества – воспитание личности
Спасибо за внимание!