СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наставник молодого специалиста

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по решению проблем, часто встречающихся у молодых специалистов.

Просмотр содержимого документа
«Наставник молодого специалиста»



Наставник



В Словаре русского языка под редакцией С.Г. Бархударова слово «наставник» значится как устаревшее и обозначает руководителя, учителя. Был ли у меня такой наставник? Конечно, и не один.

Самый первый и самый мудрый - моя бабушка, которая жила с нами. Родители вечно были на работе, и бабушка играла со мной в куклы и «в школу», а позже проверяла уроки. Став взрослой, я поняла, что бабушка с ее двумя классами образования ничего не могла понимать в математике, химии, физике, и для нее важным было, насколько красиво написано. Если в тетради были исправления, она сердилась и заставляла переписывать. В итоге до 10 класса все свои письменные работы я показывала бабушке, она мной гордилась.

Первый класс. Первая учительница - Черкунова Мария Семеновна. Уже пожилая, полная, добрая женщина. Плавно льется речь. Все понятно. Учиться мне интересно и уже хочется стать учительницей. Сейчас Марии Семеновне 86 лет, она ничего не видит, но всех узнает по голосу и всех помнит.

Седьмой класс. Я комсорг класса. Меня направляют на комсомольскую конференцию в райцентр, и я там покупаю книгу В.Ф.Шаталова «Куда и как исчезли тройки». Книга прочитана от корки до корки. Опорные конспекты! Как интересно! В «Комсомольской правде» читаю о педагогах-новаторах: Щетинине, Лысенковой, Ильине … Желание стать учителем крепнет. И большая заслуга в этом моего классного руководителя - Беловой Валентины Алексеевны. Мы достались ей уже в 9 классе после конфликта с предыдущим классным руководителем. Класс был ершистым, бескомпромиссным, а Валентина Алексеевна не побоялась стать нашей второй мамой. Она увлекла нас географией, водила в походы, умела шутить и смягчать наши поступки. И сейчас наш учитель работает в школе. Такая же энергичная, кипучая.

Десятый класс позади. Сданы экзамены. Вместе с подругой едем в Саратов сдавать экзамены в педагогический. И поступаем!

И вот уже 31 год работы в школе, из них 23 –директором. За это время было все: обиды, огорчения, потери, беспомощность, но и надежда, гордость, радость, удивление… Когда я переступила порог школы в качестве учителя, была самой младшей в коллективе. Сейчас средний возраст педагогов нашей школы 48 лет.

В этом году пришла работать выпускница педагогического института, молодой специалист. «Плюсы» - закрыта вакансия, предмет будет преподавать специалист. «Минусы»- у девушки свои планы на жизнь, она не планирует остаться у нас, так как добирается из районного центра, собирается выйти замуж. Её избранник живет в другом селе, там у него дом, родители, работа. А значит, этот учитель-человек временный. Но свой первый педагогический год она проработает у нас, а мы своих не бросаем. Будем помогать! С чего начнем?

Работаем психологами: внушаем, что за этот год повысится самоуважение, а может быть, и появится возможность стать любимым учителем у детей. Придет умение работать в коллективе и учитывать его психологический климат, улучшится методическое оснащение учителя.

Работаем методистами: методическую работу строим в интересах повышения качества образовательно-воспитательного процесса; школьный контроль приобретает черты обучающего характера; оказываем «адресную» помощь по вполне определённым параметрам; прикрепляем наставника и куратора (руководителя МО учителей-предметников).

Работаем аналитиками: выявляем педагогические ошибки и проблемы собственно учителя. Это привычка заимствовать «готовые» методические разработки уроков; незнание или недооценка классических принципов дидактики; слабое знание личности школьника; инновационная закрытость; игнорирование возможностей воспитания в процессе обучения; оторванность теоретических знаний от их использования на практике или недостаточное внимание к применению знаний.

Проблемы, напрямую не зависящие от учителя: педагогическая усталость, характер и природные данные, морально-психологический климат в коллективе, материально-технические возможности организации работы, отсутствие учителей – ровесников.

Учим изучать и диагностировать личность школьника: различать по темпераментам, по доминирующим каналам восприятия учебного материала, по функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

В результате совместной работы выявлены основные проблемы:

  • слабое знание личности школьника и классных коллективов. Рекомендуем учитывать обученность, обучаемость, учебные и воспитательные возможности учащихся, темперамент, восприятие.

  • заимствование «готовых» методических разработок. Рекомендуем самостоятельно разрабатывать поурочные планы, посещать уроки коллег.

  • отсутствие воспитательной функции урока. Рекомендуем помнить, что каждый урок – часть воспитательной системы школы. Заместитель директора по УВР помогает включиться в интересы педагогического сообщества.

  • отсутствие элементов артистизма при проведении урока. Рекомендуем развивать в себе и использовать в работе на уроке артистические умения, исполнительское мастерство. Здесь помощь администрации оказывается в проведении мастер-классов, семинаров по режиссуре урока, общению и поведению учителя.

Идет четвертый месяц работы нашего молодого специалиста. Дан первый открытый урок, готовится внеклассное мероприятие. На переменах непосредственные дети облепляют свою учительницу, и глаза у неё загораются! Наш человек!