СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Настольные якутские игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настольные игры

Просмотр содержимого документа
«Настольные якутские игры»









«Якутские настольные игры»









































Содержание:



стр.

Введение…………………………………………………………………………...3


  1. Энтузиаст и пропагандист А.И. Донской…………………………...4-5


  1. Виды настольных игр ………………………………………………..6-9


  1. Пропаганда настольных игр «Хабылык» и «Хаамыска» ……….10-11


Заключение ………………………………………………………………………12


Список использованной литературы …………………………………………..13


































2

Введение


Настольные игры и национальные и виды спорта коренных народов Якутии являются частью общей культуры народа и имеют многовековую историю. Они являются средством физического воспитания, оздоровления, отдыха и развлечения.

Игры коренных народов Якутии в наибольшей степени имеют прикладной характер и отражают особенности их трудовой и бытовой деятельности. В них отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы.

Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного, рогатого скота, а также охотой и рыболовством. В них нашли отражение общественные взаимоотношения людей, особенности нравов и быта. И редкие праздники, и отдых после тяжелого трудового дня не обходились без массовых игр, состязаний в силе и ловкости.

Сегодня якутские настольные игры вновь стали частью повседневной жизни народа - и в том выражается его стремление сохранять и развивать уникальное наследие предков. Во всех улусах, наслегах, республики проводятся спортивные состязания по настольным играм.

В современной системе образования в республике настольные игры используются в трех направлениях:

1)В дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, в средних специальных и в высших учебных заведениях, то есть в непрерывной, целостной системе физического воспитания, выполняющей образовательную, воспитательную, оздоровительную и спортивные функции.

2)Для организации и проведения состязаний на национальном празднике ысыах, на соревнованиях и спартакиадах улусного, республиканского уровней.

3)Для организации досуга, развлечения, народных праздников, гуляний, оздоровительно – восстановительных мероприятий.

Коренные народы Якутии к нынешнему этапу своего развития наиболее полно, почти в первозданном виде сохранили игры. В настоящее время по настольным играм разработаны правила соревнований, классификационные нормативы.

Цель реферата:

Приобщить школьников к традиционным играм предков, а также стремления систематически участвовать в различных встречах, конкурсах, состязаниях.

Необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить этнографический и фольклорный материал по народным настольным играм.

2.Раскрыть содержание, правила и приемы настольных игр.


3


I. Энтузиаст и пропагандист Донской Андрей Иванович


Родился 12 июля 1929 г. в с. Далыр I Едюгейского наслега Верхневилюйского улуса. Мастер спорта ЯАССР по якутским прыжкам (1966). В 1949 г. на Спартакиаде четырех улусов Вилюйской группы занял первые места и установил 10 рекордов по бегу на короткие дистанции по прыжкам кылыы. В Якутском педучилище занимался под руководством В.П. Кочнева. Чемпион Летней республиканской спартакиады 1957 г. по прыжкам в длину – 6 м 02 см, серебряный призер в беге на 100 м – 11,2 сек.

Установил рекорды:

-по бегу на 30 м ( в закрытом помещении) – 0,4 сек(Якутск,1952);

-по прыжкам кылыы – 40 м 72 см (Якутск, 1957)

- по бегу на 200 м – 23,7 сек (Якутск, 1957);

-по тройному прыжку – 12 м 76 см (Якутск, 1958);

- в эстафете 4 х 400 м – 3 мин 49,8 сек (Хабаровск,1960);

Участник показательных соревнований по национальным видам спорта (проведенных по инициативе Н.Н. Тарского и И.Г. Игнатьева) на Спартакиаде народов РСФСР (Москва, 1956).

В 1956-1961 гг. – член сборной команды Якутской АССР по легкой атлетике.

Отличник физической культуры СССР (1966), заслуженный работник физической культуры и спорта РС (Я) (1994). Почетный член ДССО «Урожай» России. Награжден медалями «Ветеран труда» (1986) и «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» (1989). Лауреат спорта РС (Я) ХХ века и Ассоциации «Сахаада-спорт».

Работал учителем физкультуры в Далырской средней школе Верхневилюйского района, затем – в финансово-хозяйственном отделе Якутского обкома КППС, учителем физкультуры в профтехучилище-интернате №29 по профессиональной реабилитации инвалидов. Преподаватель-методист. Андрей Иванович первый пропагандист и известный популяризатор якутских настольных игр: «хаамыска», «хабылык». По его инициативе с 1991 г. в ПТУ № 29 начались проводиться традиционные спартакиады «Игры предков», национальные настольные игры были включены в учебную программу училища. В 1994 г. выступил с докладом по настольным якутским играм на международной конференции в г. Великие Луки.

Во время Международных спортивных игр «Дети Азии» в 2012 году, возможно, будет проведен показательный турнир по настольным играм «хабылык» и «хаамыска». На первый взгляд незатейливые игры с простыми правилами на самом деле не так просты и могут вызвать у гостей интерес.

Прошло ровно 20 лет, когда энтузиаст и пропагандист старины Андрей Донской увлек молодых и пожилых игрой предков «хабылык».

Теперь якутские настольные игры стали массовыми, о чем можно

4

судить по работе федерации национальных настольных игр предков. Сам Андрей Иванович, которому исполнилось 80 лет, является 17 кратным чемпионом республики.

Он активно пропагандирует занятие предков, считая, включив их в школьную программу. Президентом федерации является генеральный директор торгового дома «Пионер», депутат государственной Думы Аял Бурцев. Задумок у руководства много. Дело в том, что в каждой группе районов существуют различные варианты настольных игр. Поэтому необходимо унифицировать правила, утвердить общие квалификационные нормативы, организовать свое первенство М.С.И. «Дети Азии 2012» и включить настольные игры в программу спартакиады имени В. Манчаары.


































5

  1. Виды настольных игр

Хабылык (палочки):

Палочки (Хабылык) состоит из 5 главных фигур: «ворон», «конь», «олень», «кобыла», «жеребенок». Кроме этого, есть 55 «коров» (простые палочки). На голове у «ворона» есть звезда, у «оленя» на животе – отверстие и на голове 7 рогов, у «коня» на голове 5 рогов , у «кобылы» - живот(наподобие вымени) и 3 рога, «жеребенок» похож на «коня», но с 2 рогами.

1 главная фигура заменяет несколько коров или владеет ими. «Ворон» - 10, «конь»-5, «олень» -7, «кобыла» -3, «жеребенок» -2 «коровы». Всего должно быть 60 палочек, длиной 20-23 см, толщиной 0,5 см, ширина у главных фигур 2 см, а у коров 1 см. Начинают игру с крайнего правого игрока, по кругу, против солнца. Все палочки подбрасывают, игроки пытаются схватить их на лету. Тот, кто поймал главную фигуру, начинает игру. Он берет в ладони палочки, подбрасывает на высоту 10-20 см и ловит тыльной стороны ладони. Пойманные палочки снова подкидывает и ловит

ладонью. Пойманные палочки – «коровы» - делятся по два. И если в конце останется одна «корова», он берет ее себе и продолжает игру.

Игрок старается ловить главные фигуры по одной. Если поймает, сколько стоит эта фигура, столько коров и берет себе игрок. Если игрок поймает четное количество палочек, ход переходит к следующему. Таким образом, поймав всех «коров», игроки начинают ловить главные фигуры. Игрок кладет 5 палочек на правую ладонь, подбрасывает их и ловит тыльной стороной ладони. В конце игры участники подсчитывают «коров».

Игрок, у которого больше всех «коров», становится «господином». Проигравший должен залезть под стол и сидеть там, пока «господин» не постучит по столу 3 раза. Если по какой-нибудь причине «господин» не постучит по столу на протяжении следующей игры, проигравший сидит под столом все это время. Якуты не зря свои игральные лучинки (хабылык) заранее изготовляли с отверстиями. Значит, получается, нельзя пренебрегать лучинками. Они имеют тоже свой дух и магию, как и любой талисман и оберег.

Весьма примечательно и предзнаменательно то, что А.И. Донской нашел в фондах Якутского художественного музея подлинные старинные игральные лучинки, в том числе и с отверстиями. Как говорится, дал им вторую жизнь, «оживил» их.

Судя по численности и конфигурации, форме и размеру, лучинки прошли довольно длинный промежуток времени. По всему видать, они специально сделаны удобными, имели свое функциональное назначение, свои задачи и цели. При этом каждая лучинка выглядит по-своему. Когда-то ими играли малые дети, затем постепенно начали играть и взрослые члены семьи. Игра в лучинки учит считать, обозначать, воображать, соображать быстрее. Так, игра в лучинки стала одним из видов якутской национальной

культуры.

6

Нашим предкам несладко жилось на этой земле. Приходилось нередко покидать насиженные места, ведя кочевой образ жизни, о чем говорят размеры игральных лучинок. Их можно носить в карманах, кисетах. Благодаря своим размерам лучинки сохранились, как вид игр из сотен, десятков различных видов якутских игр. Как дерево-талисман с естественным отверстием, благодаря магии само защитных свойств, лучинки (хабылык) удивительным образом дошли до наших дней, подобно певучему якутскому хомусу (варгану).


Хаамыска (игра в камушки):

Кубики для игры изготовляются из дерева размером 1х1,5 см или из позвонков тайменя. Должно быть 5 кубиков, один из них с отметиной (имеет деление) – «главная». Количество игроков не ограничено. Игроки сидят за столом. Ведущий берет кубики и подбрасывает вверх, а игроки должны ловить их. Кому попадет кубик с делением (отметиной), тот начинает игру. Первый игрок берет в правую ладонь 5 кубиков и подбрасывает «главный» кубик вверх, остальные 4 рассыпает на стол и ловит подкинутую. Каждый раз подбрасывая вверх кубик и поймая ее, игрок подбирает их со стола: по одному в первый раз, по два-во второй раз, в начале 1, затем остальные 3 одновременно-третий раз, сразу все 4 кубика-четвертый раз.5-й приём: подкинув «главный» вверх, выстраивает остальные по одному на стол, затем при повторном подбрасывании подбирает всех.6-ой прием: игроки указывают любой кубик, а играющий должен взять остальные сразу, не задевая его, а последним должен взять этот указанный кубик. 7-й прием: подбирает все четыре кубика со стуком. 8-й прием: левой рукой делает ворота, а правую, держа ладонями вверх, засовывает через запястье левой руки и бросает на стол четыре кубика. Игроки указывают любой кубик. Не задевая его, играющий каждый раз, поочередно выталкивает кубики правой рукой через ворота во время полета «главного». Последним пропускает через ворота указанный кубик. Победителем считается тот, кто сделает это все за один подход. Если игрок ошибается или уронит кубик, то ход переходит к другому игроку. Тот начинает с того приема, где ошибся предыдущий игрок. Игра ведется только одной рукой. Смена рук не допускается.


Армрестлинг:

Два человека сидят за столом напротив друг друга. Правые руки кладут на стол и берутся за руки так, чтобы соединились предплечья. Игроки должны давить ладонями так, чтобы не поднимались локти.

Задача игроков – согнуть запястье противника. В эту игру можно играть и левой рукой.

Когда-то наши предки узнавали сильного человека по этой игре.


7

Мутовка (куорчэх):

Куорчэх - в переводе с якутского «сбитые сливки». Из плотных пород дерева выстругивается кружок по типу мутовки (предмет домашней утвари для взбивания, вспенивания сливок в идее палочки, на конец, которой насажен кружок с зазубринами). В центре его просверливается отверстие для палочки. Высота ее верхней части зависит от ширины ладоней, вращательные движения которых приводят игрушку в верчение по своей оси. Для этого нижняя часть палочки, продетая в кружок, слегка заостряется ножом. Круг же играет роль балансира. Выигрывает тот, у кого дольше крутится игрушка-мутовка.


Тыксаан:

Тыксаны делают из тальника одинакового размера диаметром примерно 1см, длиной 1,5 см, штук 50-60. Играют поочередно несколько человек. Все тыксаны собирают в ладонь и рассыпают их на столе. Это действие называют «Кутуу» (в переводе означает «выливать»). «Вылитые» тыксаны рассыпаются по-разному: поперечной стороной, навзничь, друг на друга. Если два тыксана легли друг на друга тыльной стороной, «лишний» забирает их к себе. Затем он отстреливает лежащие навзничь тыксаны лежащими в таком же положении, обратной стороной такими же. Если попадет в цель, не задев других, то забирает пораженный тыксан и продолжает игру. В противном случае прекращает играть. Следующий по очереди «льет» заново. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся тыксаны. Тыксаны не считают по количеству. Все игроки по кругу на стол бросают по два тыксана. У кого остался лишний тот победитель.


Дугда:

Участвует много детей. У каждого для игры в запасе должно быть по 10 палочек. В нижней не круг, а куб, четыре стороны которого имеют определенное название: с лункой в центре-«Прорубь»; с двумя лунками по углам-«Глаза»; с пересекающимися диагональными линиями-«Небо»; расчерченная на клеточки-«Богач». Смотря по тому, на которую грань она упадет, отдается или берется игроком определенное число лучинок.

Игра начинается, 1 игрок кладет на кон часть палочек. Сколько он выложит, столько же вносят остальные.

Крутят дугу, если при ее падении наверху окажется «Прорубь», то игрок забирает одну палочку; «Глаза»-2 палочки; «Богач»- все палочки; «Небо»- ничего не получает. Если кому-то счастливому выпадет «Богач», следующего опустошения кона. По условиям игры позволяется занимать палочки друг у друга. При вращении дугды, игрок, выражая желание выиграть, обычно кричит: «Богач! Богач», остальные же дружно желают ему «Неба». Восклицания обеих сторон сопровождаются хлопками по столу, что оживляет игру.


8

Волчок (Баайа):

Надо просверлить посередине деревянный кубик, затем воткнуть в него палочку размером с карандаш так, чтобы она торчала из кубика на 1 см. Волчок надо раскрутить и опустить на стол. Остановившись, он падает на одну из сторон. На каждой стороне нарисованы разные знаки: крест, 3 линии, 5 линий, прорубь.

Каждому игроку выдается по 11 палочек. Это их «богатство». Крутящий волчок делает ставку: 1 или несколько палочек. Другие кладут столько же. Первый игрок раскручивает волчок. Пока она крутится, другие игроки, стуча по столу, кричат: «Прорубь». Если волчок упадет тремя линиями вверх, играющий должен взять 3 палочки, крестом - он отдает 3, «прорубью» - отдает 7,5 линий - забирает все себе. Волчок крутят против солнца все по очереди независимо от того, выиграл игрок или нет.

Если один выиграет все палочки, то игра начинается сначала. Все делают ставки заново, если кто-то «обанкротится», он может взять в долг у друга.





























9

  1. Пропаганда настольных игр «Хабылык» и «Хаамыска»


Настольные игры «Хабылык» и «Хаамыска» являются составной частью национальной культуры народа Саха и получают новое развитие в Республике. Появилось много энтузиастов, которые обучают детей в школах, и в детских садах.

ГБУ «РЦНВС им.В.Манчаары» и Федерация национальных настольных игр активно пропагандируют настольные игры хабылык и хаамыска.

Этому способствуют проведение ежегодных республиканских турниров по настольным играм в ГБУ «РЦНВС им.В.Манчаары», ежегодных январских турниров во время конференции «Шаг в будущее» среди участников, ежегодных чемпионатов среди молодежи, включение настольных игр в программу республиканских соревнований «Игры предков» среди учащихся. Ежегодно и для учащихся с ограниченными возможностями проводятся турниры по настольным играм предков. Также игры хабылык и хаамыска являются необходимым элементом народного праздника Ысыах.

Учителя-энтузиасты, занимающиеся с детьми-инвалидами Алексеева К.М. (республиканский лицей реабилитации инвалидов) и Веревкин Р.И. (МОБУ СОШ № 35) не раз выставляли своих воспитанников на республиканских турнирах.

В последнее время можно увидеть хороших игроков в командах Наяхинской СОШ Усть-Алданского улуса (рук.Белолюбская К.С.), «Айыы кыьата» г. Якутска

( рук. – Черноградский И.П.), Хомустахской СОШ Намского улуса (рук. – Троев Б.И.). В этом году впервые на чемпионате выступили команды школ № 26, № 2, ЯГНГ (рук. – Белолюбская Н.Н.), № 7 (рук. – Адамов П.Н.), Саха-Бельгийская гимназия Усть-Алданского улуса (рук. – Бурнашева В.И).

Только за третью четверть в городских школах прошло немало состязаний по настольным играм хабылык и хаамыска.

В рамках республиканского математического праздника, организаторами которого были Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО, директор – Ященко И.В.), Институт развития образования и повышения квалификации Министерства образования РС (Я) (директор – Алексеева Г.И.), Физико-математический форум «Ленский край» (директор – Миронова А.Н.), был проведен мастер-класс «Ловкая рука». Членами Федерации национальных настольных игр и учителями школы «Айыы кыьата» представлялись хабылык и хаамыска, где приняли участие 411 учащихся школ республики.

По ходу эстафеты обучали технике игры и выявляли наиболее способную команду в игре хабылык и хаамыска. Среди участников можно было увидеть детей самых разных национальностей. Им была интересна игра народа саха. Каждая пойманная лучинка или хаамыска сопровождались

10

азартным возгласом «О, есть!». Гостю из Москвы, научному сотруднику МЦНМО Петру Игоревичу Захарову организаторы игры вручили на память хабылык и хаамыска.

В МОБУ СОШ № 2 среди учащихся 3-4 классов проводился внутришкольный турнир по настольным играм хабылык, в котором приняли участие 30 детей. В этой школе стали увлеченно заниматься играми предков восемь классов. Состязаться пришли дети разных уровней подготовленности. Большинство детей уже владеют техникой игры. Наблюдая за игрой, дети заметили, что, оказывается, нужна каждодневная тренировка. Хорошо выступили учащиеся 4 «е» и 3 «в» классов. Как отмечает классный руководитель 4 «е» класса Анна Васильевна Старостина, «Дети не только на занятии по настольным играм, но стали каждый день брать с собой хабылык и хаамыска. Играющих детей можно увидеть во время перемен не только в классе, но и в холле после уроков».

В Саха гимназии по национальным настольным играм состязались 30 учащихся. В этой гимназии тоже серьезно увлеклись играми предков. Дети быстро схватывают технику игры. Сама среда этой гимназии соответствует быту наших предков. Выставлены якутские кытыйа, ыа5айа, чороны, где проходило соревнование. Как же не знать детям исконно якутские настольные игры! Да и само состязание прошло в специально оформленном уголке, представляющем якутский двор. На турнире состязались 30 учащихся этой гимназии. Лучшими были учащиеся 2 «г», 1 «г» и 3 классов.

В ЯГНГ состязались 33 учащихся по хабылык и хаамыска. Испытания в ловкости прошли учащиеся с первого по 8 классы. Выявились хорошие игроки среди первых классов. В отличие от других школ здесь создаются хорошие условия для занятий по национальным настольным играм. Сам директор школы Чиряев Н.К. приобрел по 10 хабылык и хаамыска, чтобы дети постоянно занимались в гимназии. До соревнований в читальном зале часто был слышен звонкий звук хабылык.

В школе № 26 прошли состязания по «Хомуур хабылык» и среди девочек 3 «е» класса. Встречались три команды: «Лотос», «Лилия», «Ландыш». В упорной борьбе победила команда «Лилия» (капитан команды – Местникова Л), на втором месте – «Лотос» (капитан – Еремеева Диана), на третьем – «Ландыш» (капитан – Лебедева Ю.). Девочки так увлечены этой игрой, что готовы состязаться на следующий раз с мальчиками.

В ГБУ «РЦНВС им.В.Манчаары» часто заходят любители, пропагандисты этой игры. Они интересуются игрой, изъявляют желание обучать своих детей, внуков, учащихся. Были у нас из Вилюйска, Усть-Алданского, Оймяконского, Намского улусов, Хатасс, из детских садов г.Якутска.

Эти турниры способствуют популяризации хабылык и хаамыска в городе. Верим, что эти игры вовлекут за собой и других коллективов.



11

Заключение

Якуты приобщали своих детей через игру к народному творчеству, фольклору, традициям и обычаям своего народа. Они бережно относятся к своим народным играм. Обновляются и совершенствуются правила соревнований, классификационные нормативы, издающиеся учебные пособия, учебники, ведется научно-исследовательская работа по созданию народной системы физического воспитания, возрождаются забытые игры и состязания.

Якутские настольные игры, как известно весьма доступны, технически не очень сложны, легко усваиваются, очень состязательны, увлекательны и практически не требуют специального инвентаря, оборудования и даже спортивного объекта или можно заниматься летом на лужайке, зимой на снегу, в коридорах, комнатах, классах.

Считаю, что школьники, освобожденные от урока физкультуры по состоянию здоровья должны оставаться на урок и играть в настольные игры. И все школьники будут вовлечены на урок. Занесение в учебную программу настольные игры повысят ответственность учителя, и они наряду встанут с другими видами спорта. Так, как настольные игры тоже очень полезны для здоровья человека, как и другие виды спорта. Они развивают ловкость рук, внимание, координацию, быструю реакцию, смекалистость и т.д.

Хотелось бы, чтобы каждая школа должна приобрести настольные игры. Внеклассную работу, в перемены, чтобы школьники играли в разные настольные игры и в дальнейшем привыкли заниматься этим уже самостоятельно. А также изучали правила и приемы игр, потом участвовали бы в различных конкурсах, состязаниях. Чтобы еще вызвать интерес победителям присваивали бы звание чемпионов и разрядные звания. Якутские настольные игры содержат в себе значительный потенциал, который может быть, успешно реализовал в интеллектуальном развитии и воспитании.

Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных психических способностей человека (сенсорно-моторной координации, символической функции мышления и др.), а так же важнейших черт психологии этноса, создавшего игру. Народные игры позволяют сформировать у ребенка творческое начало, потребность в создании, усвоить общечеловеческие ценности.

Настольные игры развивают у детей воображение, наблюдательность, логическое и творческое мышление, ориентировку в пространстве, память, точность, тонкую моторику рук. Через настольные игры с подсчетами якуты передавали детям свою функцию в развитии ребенка.

Следует отметить огромное воспитательное значение игр и состязаний, которые закаляли здоровье, развивали физическую силу и мышление, приобщали подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям народа.

12

Использованная литература:


  1. Аммосова Т.Т. Математические знания и представление якутов. - Якутск., 1994. -52с.

  2. Донской А.И., Сыромятников Д.В. Обугэлэр оонньуулара.- Дьокуускай: Сахаполиграфиздат, 2004.-40 с.

  3. Карасева Г.И. Игра, ее сущность, классификация.- Якутск, 2009.

  4. Кочнев В.П., Григорьев И.Ю., Коротков В.П. Возрождая традиции предков.- Якутск, Медиа-холдинг «Якутия», 2009.-320с.

  5. Николаев С.И. Игры народов СССР. – М., 1985-102с.

  6. Федоров А.С. Обугэлэрбит оонньуулара. – Дьокуускай кинигэ издательствота, 1992.-48с.

  7. Федоров А.С. Саха торут оонньуулара/Народные игры и забавы предков Саха – Дьокуускай, Бичик, 2001.-96с.

  8. Шамаев Н.К. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера.– Якутск, 1996.-96с.





























13