СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Нации и национальные отношения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Нации и национальные отношения»»







Урок по обществознанию

«Нации и национальные отношения»

8 класс
















Конспект урока

по обществознанию в 8 классе

Тема урока: Нации и национальные отношения.

Нации – это богатство человечества,

это обобщение личности его;

самая малая из них несет свои особые краски,

таит в себе особую грань Божьего замысла.

А. И. Солженицын

Цели урока:

Обучающие:

  • узнать о видах этнических общностей и познакомиться с их основными характеристиками;

  • выявить причины межнациональных конфликтов;

Развивающие:

  • увидеть разнообразные подходы к решению проблемы межэтнического взаимодействия и высказать собственную точку зрения по этому вопросу;

  • уметь строить развернутый ответ на вопрос;

Воспитательная:

  • воспитывать понимание того, что: «Ни один народ в мире не одарен какой – либо способностью перед другими. (Г. Лессинг)»;

  • понять опасность национализма в межнациональных отношениях.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютр, проектор, мультимедийная презентация “Формирование наций”.

Ход урока

I. Повторение изученного материала.

  1. Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп.

Ответ: могут быть приведены следующие критерии выделения социальных групп и примеры социальных групп:

  1. возраст (дети, молодежь, пенсионеры);

  2. национальная принадлежность (русские, татары, чуваши);

  3. доход или имущественный критерий (богатые, бедные, средний класс).

  1. Что определяет статус человека в обществе? (дается развернутый ответ по пятому пункту § 21 учебника)

  2. Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ СТАТУСОВ

СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ

1) маргинал А) приобретенный

2) белорус Б) предписанный

3) предприниматель профкома

4) 25-летний человек

5) мать

Ответ: 1-А, 2-Б, 3-А, 4-Б, 5-А

  1. К маргиналам относятся группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. В принципе каждый человек может оказаться в таком положении. При каких обстоятельствах это может произойти? Приведите примеры. (Повышение на работе, уволнение, переселение и др.)


II. Изучение нового материала

План

    1. Термин “нация”.

    2. Формирование наций.

    3. Межнациональные отношения в современном мире.


1. Нация – возникшая в процессе исторического развития солвокупность людей, для которых характерны единство территории, экономической жизни, языка, а также собственная культура.

Такое оределение понятия “нация” дается в комплексном словаре русского языка. Слово “нация” происходит от латинского слова “племя” или “народ”. Этим словом обозначают исторически сложившуюся общность людей. Они многие века жили на одной территории. У этих людей появилось характерное для них хозяйство. У них есть свой язык. У них особенная культура. У них даже особый национальный характер. Кроме нации свои языковыми, экономическми, культурными традициями отличатся род, племя, народность. Все эти понятия объединяют под общим название – этнос.

2. Формирование наций.

Показ презентации:

Слайд 1 (каждый кадр сопровождается речью учителя)

В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы, объединяющие людей по нацинальному признаку. На земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них многочисленные и малочисленные. Все они входят в состав почти 200 государств. Наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих немало таких, которые являются многонациональными.

Слайд 2

Академик Ю. В. Бромлей предложил различать две основные формы этноса:

этносоциальный организм и этникос.

Племя, народность, нация – это этносоциальные организмы. Они немыслимы вне определенной территории, вне необходимых для их функционирования социальных институтов.

Этникос же – это вся совокупность людей, осознающих свою причастность к данному этносу и проживающих не только на его территории, но и на территории других этносов.

Скажем, любой русский, где бы он ни жил, на каком бы языке ни говорил в быту, остается частицей русского этникоса до тех пор, пока он продолжает считать себя русским. Но лишь те русские, которые живут в России, составляют этносоциальный организм русской нации.

Слайд 3

В первобытном обществе людей объединяли род и племя.

Слайд 4

После появления государств (в период рабовладельческого и феодального общества) складываются народности: на основе усиления межплеменных связей смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

Слайд 5

Развитие экономических связей внутри народности и между народностями в период становления буржуазного общества, привело к их превращению в нации.

Слайд 6

Существуют две тенденции складывания наций:

1. Из одной народности складывается несколько наций. Например: из древнерусской народности сложились русская , украинская и белорусская нации.

Слайд 7

2. Из нескольких народностей складывается одна нация. Например: булгары, ордынцы, буртасы и др. Сформировали татарскую нацию.

Слайд 8

Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, культуры, говорят на одном языке.

Слайд 9

Но бывают исключения:

  • одна нация общается на нескольких языках (мордва говорят на мохша и эрзя);

Слайд 10

  • несколько наций говорит на одном языке (сербы и хорваты говорят на сербохорватском языке).

Слайд 11

Нации развиваются по двум основным направлениям: дифференциация (нацинальная), интерграция (интернациональная).

Слайд 12

На протяжении формирования наций складавается национальное самосознание, которая определяется исторической памятью и сохранением обычаев и традиций своего народа.

Слайд 11

Нации характеризуются общностью территории, языка, экономики, культуры.


3. Межнациональные отношения в современном мире.

Некоторые люди верят в то, что будто бы есть “плохие” и “хорошие” национальности, их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций других народов, а нередко и результатом злонамеренной лжи, порождают окорбительные высказывания в отношении людей иной национальности, а иногда поступки, следствием которых являются межнациональные столкновения. Тогда эту искаженную психологию стараются использовать некоторые политики. Стремясь к власти, они объясняют своим избирателям два вопроса. Первый – кто их враг. Второй – что они сделают с этим врагом, когда придут к власти.

В 1933 году в Германии к власти пришли нацисты. Нацизм – это самый страшный вид национализма. Немецкие фашисты считали, что все другие нации должны служить немцам.

Послушайте отрывок из замечаний и предложений по генеральному плану “Ост” рейхсфюрер СС Гиммлера.

Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа... Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается... в руководстве.”

Вопрос к классу: Как отзываются гитлеровские идеологи о народах нашей страны и какую участь для них уготовили? (Ответ: масса расово неполноценных, тупых людей; нуждается в руководстве, т. е. эти люди не могут самостоятельно принимать решения и поэтому их необходимо держать в изоляции, это раса рабов и слуг, их задача только выполнять волю хозяев.)

В современном обществе часто случаются конфликты между народами на национальной почве.

Вопрос к классу: Какие межнацинальные конфликты происходили и до сих пор продолжаются в мире? (Ответ: обострение отношений между киргизами и узбеками в Киргизии летом 2010 г.; выступления бандфомирований на Северном Кавказе, продолжающиеся после Чеченских войн; более полувека идет война между арабами и израильтянами на Ближнем Востоке и др.)

Вопрос к классу: Как вы думаете каковы причины межнациональных конфликтов? (после ответов учащихся учитель делает обобщения)

Причины межнациональных конфликтов:

  • территориальные споры;

  • неравенство социально-экономических условий;

  • ограничения в использовании родного языка, запреты обучать детей на родном языке “нетитульных” наций;

  • запреты занимать более высооплачивамую должность;

  • отсутствие возможности исповедовать другую религию кроме государственной и др.

Закрепление.

В последнее время нередко можно услышать высказывания о том, что причина всех бед и неустройств в нашей стране кроется в наличии внутреннего «врага» - людей нерусской национальности, которые «мешают» «не дают», «препятствуют» успешному развитию страны по пути демократии.

Проявляется ли в этих рассуждениях национализм?

(Ответ: это проявление национализма. Любой народ, живущий на данной территории издавна, заинтересован в процветании этого государства, т. к. от этого зависит благополучие его семьи, его народа.)

Вопрос к классу: Как предотвратить межнациональные конфликты? Найдите в учебнике ответ на этот вопрос. (Ответ: стр. 132. Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы территориальной и персональной автономии. Это означает гарантию прав человека.)

Итог урока.

Конституция РФ дает гарантию прав человека: права нацинального самоопределения, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.


Д/з § 22. Читать, ответить на воросы в конце § 22. Написать минисочинение на тему: “Нацинальный характер моего народа”