СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научи меня читать

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа «Научи меня читать» направлена на развитие связной речи и подготовку к курсу обучения грамоте, а также на формирование фонематических представлений детей 6-7 лет.

Просмотр содержимого документа
«Научи меня читать»













Дополнительная общеразвивающая программа

социально - педагогической направленности

«Научи меня читать»

нормативный срок освоения - 1 год



Составила:

учитель-логопед Хазова О.В.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Научи меня читать» разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; приказом М инистерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативам СанПин 2.4.1.3049-13.

Программа «Научи меня читать» направлена на развитие связной речи и подготовку к курсу обучения грамоте, а также на формирование фонематических представлений детей 6-7 лет. Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи — фонетические, лексические, грамматические — и на их основе — развитие связной речи.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна данной программы заключается в ее четкой логической структуре, гармоничном сочетании формирования у детей навыка чтения и фонематических представлений, развития связного высказывания, обучения пересказу. Программа «Научи меня читать» обеспечивает каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в школе. Хорошо известно, что не все дошкольники обладают хорошо развитым фонематическим слухом. Нередко у детей при произношении страдают и гласные звуки, они произносят их нечётко, как бы затушёвывая их звучание. Между тем, правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звукослогового, звуко-буквенного анализа. К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствуют выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса, дикции. Поэтому мы говорим о необходимости специальных звуковых упражнений для развития фонематического восприятия дошкольников. Перед многими родителями неизбежно встает вопрос, когда и как начинать знакомить ребенка с буквами и переходить к обучению чтению. В определении оптимального времени для начала обучения грамоте пока не выработано единого мнения. Данная программа предусматривает обучение дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Важно помнить, что раннее и незаметное для детей привитие им навыка чтения должно не только развивать их мышление, фантазию, речь, но и должно быть интересным процессом. Многолетняя практика показывает, что обучать ребенка чтению легче в пять-шесть лет, чем в семь или восемь. Родная речь только освоена, слова и звуки еще не стали для него чем-то привычным, незаметным. Ребенок еще экспериментирует со словами, вопросы о словах еще не иссякли. Язык дошкольнику еще интересен. Остается только придать этому интересу направление, нужное для овладения письменной речью. К тому же через чтение можно привить ребенку интерес к слову, как к средству познания окружающего мира, тем самым формируя его мотивацию к чтению и любовь к родному языку.

Содержание программы обеспечивает:

• Личностно — ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым;

• Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка;

• Формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Цель и задачи программы

Цель программы:

- формирование у детей знаний о звукобуквенной системе родного языка и на этой основе

- развитие интереса и способности к чтению.

Задачи:

Образовательные:

1. Практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка.

2. Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.

3. Развитие навыков связной речи, расширение и уточнение словаря.

4. Развитие у детей навыков чтения и печатания слов и предложений.

5. Подготовка руки к письму, развитие графомоторных навыков.

Развивающие:

1. Формирование фонематического слуха и восприятия.

2. Развитие фонационного (речевого) дыхания.

3. Развитие интонационной выразительности речи.

4. Развитие речевой и познавательной активности.

5. Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

6. Развитие мелкой моторики, мимики и выразительности движений. Воспитательные:

1. Формирование положительной мотивации учения в целом.

2. Развитие личностных характеристик (самооценки, самостоятельности, инициативности).

Отличительные особенности

Отличительной особенностью программы является ее комплексность. Программа направлена на развитие у детей познавательного интереса, желания и привычки думать, стремления узнать что-то новое. Научить общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно полезную деятельность.

Ведущей деятельностью дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, соревнуются, делают «открытия» и т.д. В ходе этих игр и осуществляется личностноориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, группах. Дети обучаются в игре, во время занятия происходит смена видов деятельности, что позволяет поддерживать положительную мотивацию к познанию.

Обязательным условием реализации программы является участие в ней родителей воспитанников. Включение родителей в педагогический процесс, прежде всего, важно ребенку, который сможет проводить с ними больше времени, осознавать, что мама и папа интересуются его успехами, а в случае неудачи всегда придут ему на помощь.

Возраст детей, сроки реализации программы

Программа предназначена для детей 6-7 лет. Срок реализации программы год. Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям к ней детей дошкольного возраста и составляет — 30 минут. Формы и режим занятий

Занятия проводятся во второй половине дня, два раза в неделю. Занятие начинается с пальчиковой гимнастики. В середине занятия проходит физминутка. Распределение программного материала соответствует 4возрастным особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к современному обучению. Количество занятий соответствует количеству, предусмотренному любой вариативной программой. Приоритетной формой организации детей на занятиях является объединение их в малые группы 6-8 детей. Это позволяет удовлетворить стремление детей к общению, совместным действиям и эмоциональным переживаниям. При организации занятий широко используются такие средства, как игровые упражнения, художественные произведения, дидактические игры, стихи, рисунки, задания практического характера, а также наглядный материал в виде плакатов. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

По обучению грамоте ребенок к концу года должен:

- знать буквы русского алфавита;

- писать буквы русского алфавита в клетке;

- понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;

- определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;

- различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные - красный квадрат, твердые согласные

- синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат);

- уметь записывать слово условными обозначениями, буквами;

- соотносить звук и букву;

- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами.

- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;

- проводить звуковой анализ слов;

- читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;

-правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»; - составлять предложение из двух, трех, четырех слов, анализировать его.

Формы подведения итогов

Подведение итогов по программе организуется в виде итоговых занятий 2 раза в год (декабрь, май) для родителей (законных представителей).

Список использованной литературы:

1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008г.

2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартирия у детей. М.:АСТ: Астрель, 2007.

3. Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей. -

СПб. :КАРО, 2007. 1

4. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

5. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I - III периодов обучения в старшей группе. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

6. Громова О.Е. Инновации в логопедическую практику. - М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2008.

7. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет. Программа: методические рекомендации. ВЕНТАНА-ГРАФ, 2012 г.

8. Затулина Г.Я. Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте. Учебно-методическое пособие. Центр педагогического образования, 2008г.

9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», М., 2007г.

10. Османова Г.Л., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6-7 лет). - СПб.: КАРО, 2007.

11. Подольская О.А. Здоровьесберегающие методики как одно из средств формирования активного словаря детей дошкольного возраста. // Логопед в детском саду. 2009, №4.

12. Тригер Р.Д., Павленко И.Н. Методические комментарии к пособию «Подготовка детей к обучению грамоте», -М. ВЛАДОС, 2010 г.