Дополнительная общеразвивающая программа
социально - педагогической направленности
«Научи меня читать»
нормативный срок освоения - 1 год
Составила:
учитель-логопед Хазова О.В.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Научи меня читать» разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; приказом М инистерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативам СанПин 2.4.1.3049-13.
Программа «Научи меня читать» направлена на развитие связной речи и подготовку к курсу обучения грамоте, а также на формирование фонематических представлений детей 6-7 лет. Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи — фонетические, лексические, грамматические — и на их основе — развитие связной речи.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна данной программы заключается в ее четкой логической структуре, гармоничном сочетании формирования у детей навыка чтения и фонематических представлений, развития связного высказывания, обучения пересказу. Программа «Научи меня читать» обеспечивает каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в школе. Хорошо известно, что не все дошкольники обладают хорошо развитым фонематическим слухом. Нередко у детей при произношении страдают и гласные звуки, они произносят их нечётко, как бы затушёвывая их звучание. Между тем, правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звукослогового, звуко-буквенного анализа. К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствуют выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса, дикции. Поэтому мы говорим о необходимости специальных звуковых упражнений для развития фонематического восприятия дошкольников. Перед многими родителями неизбежно встает вопрос, когда и как начинать знакомить ребенка с буквами и переходить к обучению чтению. В определении оптимального времени для начала обучения грамоте пока не выработано единого мнения. Данная программа предусматривает обучение дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Важно помнить, что раннее и незаметное для детей привитие им навыка чтения должно не только развивать их мышление, фантазию, речь, но и должно быть интересным процессом. Многолетняя практика показывает, что обучать ребенка чтению легче в пять-шесть лет, чем в семь или восемь. Родная речь только освоена, слова и звуки еще не стали для него чем-то привычным, незаметным. Ребенок еще экспериментирует со словами, вопросы о словах еще не иссякли. Язык дошкольнику еще интересен. Остается только придать этому интересу направление, нужное для овладения письменной речью. К тому же через чтение можно привить ребенку интерес к слову, как к средству познания окружающего мира, тем самым формируя его мотивацию к чтению и любовь к родному языку.
Содержание программы обеспечивает:
• Личностно — ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым;
• Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка;
• Формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
Цель и задачи программы
Цель программы:
- формирование у детей знаний о звукобуквенной системе родного языка и на этой основе
- развитие интереса и способности к чтению.
Задачи:
Образовательные:
1. Практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка.
2. Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.
3. Развитие навыков связной речи, расширение и уточнение словаря.
4. Развитие у детей навыков чтения и печатания слов и предложений.
5. Подготовка руки к письму, развитие графомоторных навыков.
Развивающие:
1. Формирование фонематического слуха и восприятия.
2. Развитие фонационного (речевого) дыхания.
3. Развитие интонационной выразительности речи.
4. Развитие речевой и познавательной активности.
5. Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
6. Развитие мелкой моторики, мимики и выразительности движений. Воспитательные:
1. Формирование положительной мотивации учения в целом.
2. Развитие личностных характеристик (самооценки, самостоятельности, инициативности).
Отличительные особенности
Отличительной особенностью программы является ее комплексность. Программа направлена на развитие у детей познавательного интереса, желания и привычки думать, стремления узнать что-то новое. Научить общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно полезную деятельность.
Ведущей деятельностью дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, соревнуются, делают «открытия» и т.д. В ходе этих игр и осуществляется личностноориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, группах. Дети обучаются в игре, во время занятия происходит смена видов деятельности, что позволяет поддерживать положительную мотивацию к познанию.
Обязательным условием реализации программы является участие в ней родителей воспитанников. Включение родителей в педагогический процесс, прежде всего, важно ребенку, который сможет проводить с ними больше времени, осознавать, что мама и папа интересуются его успехами, а в случае неудачи всегда придут ему на помощь.
Возраст детей, сроки реализации программы
Программа предназначена для детей 6-7 лет. Срок реализации программы год. Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям к ней детей дошкольного возраста и составляет — 30 минут. Формы и режим занятий
Занятия проводятся во второй половине дня, два раза в неделю. Занятие начинается с пальчиковой гимнастики. В середине занятия проходит физминутка. Распределение программного материала соответствует 4возрастным особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к современному обучению. Количество занятий соответствует количеству, предусмотренному любой вариативной программой. Приоритетной формой организации детей на занятиях является объединение их в малые группы 6-8 детей. Это позволяет удовлетворить стремление детей к общению, совместным действиям и эмоциональным переживаниям. При организации занятий широко используются такие средства, как игровые упражнения, художественные произведения, дидактические игры, стихи, рисунки, задания практического характера, а также наглядный материал в виде плакатов. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
По обучению грамоте ребенок к концу года должен:
- знать буквы русского алфавита;
- писать буквы русского алфавита в клетке;
- понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;
- определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
- различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные - красный квадрат, твердые согласные
- синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат);
- уметь записывать слово условными обозначениями, буквами;
- соотносить звук и букву;
- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами.
- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;
- проводить звуковой анализ слов;
- читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
-правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»; - составлять предложение из двух, трех, четырех слов, анализировать его.
Формы подведения итогов
Подведение итогов по программе организуется в виде итоговых занятий 2 раза в год (декабрь, май) для родителей (законных представителей).
Список использованной литературы:
1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008г.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартирия у детей. М.:АСТ: Астрель, 2007.
3. Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей. -
СПб. :КАРО, 2007. 1
4. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
5. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I - III периодов обучения в старшей группе. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
6. Громова О.Е. Инновации в логопедическую практику. - М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2008.
7. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет. Программа: методические рекомендации. ВЕНТАНА-ГРАФ, 2012 г.
8. Затулина Г.Я. Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте. Учебно-методическое пособие. Центр педагогического образования, 2008г.
9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», М., 2007г.
10. Османова Г.Л., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6-7 лет). - СПб.: КАРО, 2007.
11. Подольская О.А. Здоровьесберегающие методики как одно из средств формирования активного словаря детей дошкольного возраста. // Логопед в детском саду. 2009, №4.
12. Тригер Р.Д., Павленко И.Н. Методические комментарии к пособию «Подготовка детей к обучению грамоте», -М. ВЛАДОС, 2010 г.