СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Научность и доступность в изучении теоретического материала на уроках русского языка".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации говорится о принципах научности, системности и доступности изучаемого материала, а такжже показаны спорные вопросы подачи научного теоретического материала по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«"Научность и доступность в изучении теоретического материала на уроках русского языка".»

Научность и доступность в изучении теоретического материала на уроках русского языка

Научность и доступность в изучении теоретического материала на уроках русского языка

Принцип научности Принцип научности ориентирует педагога на формирование у учащихся научных знаний.  Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем важных идей, использовании достоверных научных знаний, фактов и примеров, а также стандартных научных терминов. Реализация этого принципа требует от преподавателя… - исправлять фактические ошибки учащихся и организовывать на учебном занятии поиск и исправление таких ошибок; - применять новейшую научную терминологию, не пользоваться устаревшими терминами; - быть в курсе последних научных достижений в своем предмете; - поощрять исследовательские работы школьников; - находить возможность знакомить школьников с техникой экспериментальной работы, алгоритмом решения изобретательских задач, использования справочных материалов Источник:  http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-179

Принцип научности

  • Принцип научности ориентирует педагога на формирование у учащихся научных знаний.
  • Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем важных идей, использовании достоверных научных знаний, фактов и примеров, а также стандартных научных терминов.
  • Реализация этого принципа требует от преподавателя… - исправлять фактические ошибки учащихся и организовывать на учебном занятии поиск и исправление таких ошибок; - применять новейшую научную терминологию, не пользоваться устаревшими терминами; - быть в курсе последних научных достижений в своем предмете; - поощрять исследовательские работы школьников; - находить возможность знакомить школьников с техникой экспериментальной работы, алгоритмом решения изобретательских задач, использования справочных материалов Источник:  http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-179
Принцип системности Принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений, тем и разделов учебного материала.  Источник:  http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-179

Принцип системности

  • Принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений, тем и разделов учебного материала.  Источник:  http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-179
Принцип доступности Принцип доступности (посильности) – отражение принципов последовательности и постепенности обучения, которые известны с древности. Для соблюдения этого принципа, необходимо руководствоваться рядом правил: - добиваться совпадения темпа сообщения информации и скорости её усвоения учащимися; - ориентировать учащихся на понимание и осмысление изучаемого материала, а не на запоминание и зубрежку; - обучая, исходить из уровня подготовленности учащихся, опираться на их возможности; - изучать и учитывать жизненный опыт, интересы, особенности развития учащихся и т.д. Источник: http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-179 .

Принцип доступности

  • Принцип доступности (посильности) – отражение принципов последовательности и постепенности обучения, которые известны с древности.
  • Для соблюдения этого принципа, необходимо руководствоваться рядом правил: - добиваться совпадения темпа сообщения информации и скорости её усвоения учащимися; - ориентировать учащихся на понимание и осмысление изучаемого материала, а не на запоминание и зубрежку; - обучая, исходить из уровня подготовленности учащихся, опираться на их возможности; - изучать и учитывать жизненный опыт, интересы, особенности развития учащихся и т.д. Источник: http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-179 .
Спорные вопросы( комментарий экспертов учебников русского языка по Т.А. Ладыженской) Вызывает  сомнение учителей включение в учебный материал спорных вопросов в науке, так как на ранних этапах изучения языка это отвлекает учащихся от целенаправленной выработки умений и навыков и вносит сумятицу в их головы. Например, причастие, деепричастие и категория состояния определяются как самостоятельные части речи. Не даётся понятия о формообразующих морфемах (кроме окончаний), основа слова определяется как часть слова без окончания, тогда как формообразующие морфемы, как известно, тоже не входят в основу; при морфемном разборе не требуется указания части речи.

Спорные вопросы( комментарий экспертов учебников русского языка по Т.А. Ладыженской)

  • Вызывает  сомнение учителей включение в учебный материал спорных вопросов в науке, так как на ранних этапах изучения языка это отвлекает учащихся от целенаправленной выработки умений и навыков и вносит сумятицу в их головы. Например, причастие, деепричастие и категория состояния определяются как самостоятельные части речи. Не даётся понятия о формообразующих морфемах (кроме окончаний), основа слова определяется как часть слова без окончания, тогда как формообразующие морфемы, как известно, тоже не входят в основу; при морфемном разборе не требуется указания части речи.
Спорные определения в учебниках. 6 класс. Исконно-русские и заимствованные слова: некорректные примеры. 8 класс. Грамматическая (предикативная) основа предложения: перегруженность терминов. Упрощение в изучении тем по СГС и СИС. Удалены важные для закрепления упражнения.

Спорные определения в учебниках.

  • 6 класс. Исконно-русские и заимствованные слова: некорректные примеры.
  • 8 класс. Грамматическая (предикативная) основа предложения: перегруженность терминов. Упрощение в изучении тем по СГС и СИС. Удалены важные для закрепления упражнения.
Спорные определения в учебниках. 9 класс. ССП с противительными союзами: (соединительный союз не тольк о, но и отнесен к противительным). 8 класс. Формулировки определений подлежащего и сказуемого изменены: «Сказуемое – это главный член двусоставного предложения…». «…В односоставном предложении только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Это просто главный член предложения…»

Спорные определения в учебниках.

  • 9 класс. ССП с противительными союзами: (соединительный союз не тольк о, но и отнесен к противительным).
  • 8 класс. Формулировки определений подлежащего и сказуемого изменены: «Сказуемое – это главный член двусоставного предложения…».
  • «…В односоставном предложении только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Это просто главный член предложения…»