СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наука и техника. Этапы работы над текстом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работе с текстом необходимо уделять особое внимание, понимать его и свободно высказывать свои мысли.

Просмотр содержимого документа
«Наука и техника. Этапы работы над текстом.»

.1



Наука и техника.

Этапы работы над текстом.


  1. Предтекстовые задания, стимулирующие мотивацию к работе с текстом, способствующие преодолению трудностей в процессе чтения (использование контекстуальной и языковом Догадки, умение игнорировать незнакомые слова, пользоваться сносками, пояснениями, словарями):

    • Определите, к какому виду (типу) относится текст.

    • Прочитайте заголовок и предположите, о чём пойдёт речь в тексте.

    • Проверьте свою догадку, прочитав первый абзац.

    • Прочитайте последний абзац и предположите, какое содержание может ему предшествовать.



  1. Самостоятельное чтение (восприятие текста) с целью решения конкретной коммуникативной задачи:

    • Быстро прочитайте текст, не обращая внимания на незнакомые слова, и скажите, что вы сумели понять.

    • Найдите с; тексте все слова, о значении которых можно догадаться.

    • Найдите в каждом предложении ключевые слова.

    • Найдите в каждом абзаце предложение, передающее его основной смысл.



З. Содержательная идентификация:



    • Зачитайте предложения, являющиеся эквивалентами русским; Соответствуют ли Данные предложения информации текста?

    • Найдите ответы на вопросы ...

    • Расставьте Данные предложения в нужном порядке.

    • Распределите смысловые части так, чтобы получился связный текст, сверьте его с оригиналом.

    • В копии текста пропущен смысловой кусок, найдите соответствующую часть в оригинале.



  1. Содержательный поиск:



    • Найдите предложения, характеризующие …/где названы причины...

    • Подтвердите или опровергните утверждения.

    • Определите количество логических частей в тексте.

    • В каждой смысловой части выделите основную мысль и Детали, раскрывающие основную мысль.

    • Составьте план для пересказа.

    • Восстановите пропуски в копии текста, сверьте готовый текст с оригиналом.



  1. Смысловой выбор:



    • Подберите заголовок к каждому из абзацев текста.

    • Выберите из текста слова, которые характеризуют описывают, указывают на причины .

    • Заполните таблицу (схему, ассоциограмму).

    • Составьте конспект в форме ключевых слов и словосочетаний.

    • Передайте содержание с опорой на план в форме вопросов (ключевых слов, опорных предложений).

  1. Интерпретация содержания (объяснение причин, поступков, выражение своего отношения к содержанию текста).

Упражнения, подготавливающие к выходу в речь:

    • Группу простых предложений объедините в одно сложное.

    • Из одного сложного предложения сделайте два простых.

    • Сократите абзац и запишите сокращённый вариант.

    • Передайте полученную информацию двумя — тремя предложениями.

    • Дайте характеристику действующим лицам.

    • Перескажите содержание от лица другого персонажа (изменив время или место действия).

Грамматический анализ текста



Для понимания текста важно умение распознавать грамматические явления и соотносить их со значением и смыслом читаемого.

Для овладения грамматическими информационными признаками можно использовать следующие упражнения:

  1. Прочитайте предложение. Определите тип предложения. По каким признакам вы это сделали?

  2. Прочитайте предложение. Найдите подлежащее. Какие информативные признаки оно имеет?

З. Прочитайте предложение. Найдите сказуемое. По каким признакам вы определили сказуемое?

  1. Прочитайте предложение. На основе порядка слов прогнозируйте место сказуемого и подлежащего.

  2. Прочитайте предложение. Найдите в нём сказуемое. По личному окончанию сказуемого прогнозируйте, в каком лице и числе может быть подлежащее.

  3. Прочитайте предложение. Определите сказуемое. Определите, простое оно или сложное. На какие информативные признаки вы опирались?

  4. Прочитайте предложение. Найдите сказуемое. Определите его временную форму. Выделите тот признак, который послужил опорой для определения грамматической формы.

  5. Прочитайте предложение. Опираясь на вспомогательный глагол, прогнозируйте вторую часть сказуемого.

  6. Опираясь на модальный глагол, прогнозируйте вторую часть сказуемого.

  7. Прочитайте предложение. Найдите все существительные. Определите их падеж. Объясните свои предположения.

  8. Постройте предложения, которые могут начинаться со слов .

  9. Какие слова можно ожидать после вопросительного слова . . . ?

  10. Прочитайте предложения, имеющие сравнения. Назовите, что служит признаком сравнения внутри предложения.

  11. Прочитайте предложения с инфинитивным оборотом

(распространённым определением). Найдите инфинитивный оборот (распространённое определение). Что послужило признаком для его опознания?

  1. Прочитайте придаточное предложение. Определите его тип. Что послужило признаком для определения типа предложения?

Работа над лексическим аспектом текстов для чтения



В процессе работы над лексическим аспектом текстов для чтения можно использовать следующие упражнения:

  1. Укажите в словах корень и суффикс \ префикс.

  2. Найдите в тексте слова одного корня, определите, в качестве каких частей речи они выступают в каждом предложении. По каким признакам вы это определили? З. Данные слова сгруппируйте по словообразовательным моделям.

  1. Прочитайте предложения. Объясните значение понятых вами незнакомых слов на основе правил словосложения.

  2. Прочитайте сложные слова, разделите их на основы.

  3. Переведите предложения, содержащие интернациональные слова. Подберите к каждому слову русские эквиваленты.

  4. Определите значение встретившихся в тексте многозначных слов, вспомните другие значения этих слов.

Упражнения



  1. Прочитайте текст и скажите, по какой схеме он построен.

  2. Сравните построение текста с известными вам схемами.

З. Прочитайте заголовок текста и выскажите предположение, по какой схеме он может быть построен. Проверьте правильность своего предположения, прочитав текст.



Содержательный аспект учебных текстов

Определению фактологических опор в тексте могут служить следующие упражнения:

  1. Выделите в тексте имена, даты, которые послужили вам опорой для понимания текста. Скажите, какая информация вам была уже известна и послужила опорой для понимания текста, а какая является для вас новой.

  2. Прочитайте текст и скажите, что вы знаете о людях, о которых идёт речь в тексте. Совпадает ли ваша информация с информацией в тексте?

З. Выделите в тексте географические названия, которые послужили опорой для понимания. Расскажите, что вы знаете об этих странах и городах.

  1. Прочитайте текст и скажите, какие сведения об описываемом в тексте событии вам были известны и что вы узнали нового.

  2. Назовите, какие приведённые в тексте факты послужили вам опорой для понимания текста.

Смысловой анализ текстов включает в себя выделение новизны, определение доказательности, достоверности. Можно использовать следующие упражнения:

- Найдите в тексте ответы на вопросы.

- Поставьте вопросы к тексту.

- Составьте план текста.

- Изобразите схематически содержание текста.

- Выпишите или сформулируйте самостоятельно тезисы, лежащие в основе текста.

- Прокомментируйте содержание текста.

- Передайте содержание текста своими словами.

- Сократите текст.

При постановке вопросов важно помнить, что речь идёт не о вопросах к отдельным членам предложения, а к фактам или мыслям. Решению этой задачи способствуют следующие типы вопросов:

    • О чём здесь говорится?

    • Что мне уже известно об этом?

    • Что именно об этом сообщается?

    • Чем это можно объяснить?

    • Как это соотносится с тем, что я уже знаю?

    • С чем это можно перепутать?

    • К чему это можно применить?

    • Что нового я узнал из данного текста?



Контроль понимания

В качестве объектов итогового контроля выступают следующие умения:

осознавать цели чтения конкретного текста и выбирать стратегию чтения; распределять внимание между содержанием и формой текста; безошибочно распознавать в тексте языковые единицы, мысли, жизненные ситуации, научные данные и т.д.; самостоятельно семантизировать незнакомые слова при наличии соответствующих опор; осуществлять смысловой анализ текста, выделять в нём главное, новое, полезное; перерабатывать извлечённую из текста информацию с целью её использования в дальнейшем.





Семантизация слов в опоре на валентность

Валентность слова — это возможность его сочетания с Другими лексическими единицами.

Упражнения:

  1. Назовите прилагательные, которые можно употребить с данными существительными.

  2. Назовите существительное, которое можно употребить после перечисленных глаголов.

З. Определите значение слова, опираясь на значение соседних слов.

  1. Составьте словосочетания из данных слов.

  2. Прочитайте данное слово. Прогнозируйте слова справа и слева от него. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова.

  3. Вставьте пропущенные окончания в словосочетаниях.

  4. Переведите предложение несмотря на пропущенное в нём слово.

Обучение пониманию текстов разной типологии



Пониманию текстов способствуют схемы их построения. Тексты для чтения могут быть разных стилей и каждый стиль характеризуется своей особой схемой.

Тексты научного стиля:

Тексты научного стиля, в которых описываются эксперименты, строятся по следующей схеме:

  1. Цель эксперимента.

  2. Объект деятельности.

З. Материал, необходимый для проведения эксперимента.

  1. Исходное состояние объекта.

  2. Средство и способ преобразования объекта.

  3. Условия осуществления опыта.

  4. Конечное состояние объекта.

Научный текст, в котором речь идёт о проводимом исслеДовании, определяется следующей схемой:

  1. Цель исследования.

  2. Проблема исследования и состояние проблемы в науке.

З. Объект и предмет исследования.

  1. Гипотеза решения проблемы исследования.

  2. Методология и методы исследования.

  3. Задачи исследования.

  4. Полученные научные результаты.

При описании научной конференции затрагиваются следующие пункты:

1. Тема конференции и её проблематика.

2. Время и место прохождения конференции. З. Состав участников и их общее количество.

    1. Повестка дня.

    2. Наиболее интересные выступления.

б. Заключения, которым пришли участники конференции.





Биографические тексты как один из видов научного стиля:

  1. Место и время рождения.

  2. Семья, детские годы.

  3. Учёба.

  1. Проявление интереса к будущей деятельности.

  2. Первые попытки самостоятельной деятельности.

  3. Препятствия на пути творческой деятельности.

  4. Продвижение в творческой деятельности

  5. Последовательность творчества (научных открытий, изобретений), их значение .

  6. Публикации.

  7. Смерть, время и место погребения.

  8. Оценка роли учёного (изобретателя) в мировой науке.