СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Навстречу трудностям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советы родителям. Как воспитать активного и успешного ребенка, как привить ему самостоятельность?

Просмотр содержимого документа
«Навстречу трудностям»

НАВСТРЕЧУ ТРУДНОСТЯМ.


Встречи с трудностями начинаются у ребенка чуть ли не на самом пороге жизни. Трудности маленького человека часто совсем непонятны взрослым, кажутся им ерундой и потому проходят незамеченными для папы и мамы, бабушки и дедушки. Но не для ребенка!

Дети не наделены от природы любовью к преодолению трудностей: напротив, они, как правило, стремятся к быстрому, эффективному результату, а длительные усилия их вовсе не привлекают. А именно в преодолении трудностей закаляется воля. Тем более дети не вооружены от природы средствами для преодоления трудностей. Поэтому преодолевать трудности ребенка надо учить.


Каковы же они, эти трудности, что из себя представляют?

Их можно разделить на две большие категории:

  • Трудности, которые ребенок не может преодолеть без помощи взрослого;

  • Трудности, которые он в силах преодолеть самостоятельно, используя прошлый опыт.

Первые возникают, как правило, в связи с усвоением знаний, умений, навыков, нравственных норм. Ребенок должен овладеть именно теми способами действий, которые люди передают из поколения в поколение, и выполнять все действия в определенной последовательности. Он не может открыть свой собственный способ употребления ложки, вилки, спичек, «изобрести» чтение, письмо и счет. Все это он должен просто усвоить.

Трудности второго рода встречаются в свободной деятельности ребенка – практической, игровой, конструктивной, когда он сталкивается с новой для него задачей, с незнакомой ситуацией.


И нам, взрослым, обязательно надо научиться различать, какая именно трудность возникла перед ребенком. Нельзя требовать от ребенка выполнения того, чему он не научен. Но, увы, мы сплошь и рядом обращаемся к ребенку с такими нереальными требованиями. А когда он не в силах выполнить их, говорит: «Не хочу!» - мы делаем за него. Нам гораздо легче выполнить действия за ребенка, чем преодолевать «сопротивление». И уступка следует за уступкой.

А ребенок в это время избаловывается, теряет веру в свои силы, теряет желание добиваться успеха, не приобретает умения преодолевать трудности.

Постепенно у ребенка складывается привычка уходить от трудностей, нежелание их преодолевать, умение находить обходные пути. Сначала это касается трудностей чисто бытовых. Но ведь отношение к трудностям не изменится, когда изменятся сами трудности. Возникшее в быту, оно легко переходит на любую другую деятельность ребенка, в том числе и учебную.

Многие родители далеко не сразу соглашаются с тем, что ребенок отказывается делать именно трудные вещи. Они обычно говорят: «Да что вы! Он просто не хочет! Он все понимает, все знает». Тут кроется типичная ошибка взрослых, ведь знать и уметь – это совсем не одно и то же!

А научиться всему необходимому – очень нелегко. Вот нам с вами кажется: чего уж может быть проще, чем мытье рук? Достаточно, мол, ребенку раз посмотреть, как это делается – и вся наука. Но этот простой навык включает в себя цепочку различных действий, отдельных операций, каждая из которых имеет свой смысл, свою задачу. А ребенок об этом не знает…

Если мыть руки учить постепенно – сначала научиться брать в руки мыло и увлажнять его под струей воды, потом, когда он овладеет этим, намыливать ладони, затем производить ладонями круговые движения и т.д. и т.п., каждый раз объясняя, для чего именно это делается, - весь навык сформируется и быстрее, и правильнее, и без особых затруднений. Хотя каждый раз перед ребенком будет возникать новая задача, но посильная, вполне преодолимая. И каждое достижение, подкрепленное похвалой взрослого, вызовет у него чувство удовлетворения, станет побуждать к самостоятельности.

Трудности в овладении навыками будут встречаться на всем протяжении дошкольного детства, а затем и в школьном возрасте. Они будут разными по содержанию, по степени сложности, и взрослым придется искать, придумывать способы помощи.

Но – именно помощи, а не подмены! Научившись сознательно овладевать одним навыком за другим, ребенок, придя в школу, станет так же уверенно осваивать навыки письма, трудовые умения, не уходя от трудностей и не испытывая ощущение беспомощности.


Теперь обратимся к трудностям второй категории – к тем, которые требуют самостоятельного поведения ребенка. Эти трудности тоже возникают очень рано. Чисто практические ситуации ставят перед ребенком подлинно мыслительные задачи. Ребенок растет, меняется содержание его игр, занятий – меняется и уровень интеллектуальных задач, которые ему приходится решать. От того, как отнесутся взрослые, будет зависеть развитие мышления ребенка – сначала наглядно-действенного, потом – наглядно-образного, а затем и словесно-логического.


Вечер. Вся семья в сборе. Павлик строит ворота из деревянных брусочков. Построил. Но когда он пытается прокатить через них машинку, ворота валятся. Мальчик заметил, что машинка задела за верхнюю перекладину, и теперь берет брусочки повыше. Но новые ворота снова валятся – они недостаточно широки. Маме надоел шум и она требует от отца: «Да помоги ты ему наконец!» Папа откладывает книгу и, конечно, мгновенно справляется с задачей. Ворота готовы, и Павлику остается только прокатывать машинку взад-вперед, что впрочем ему быстро надоедает…


Куда полезнее было бы поступить иначе – подсказать мальчику способ действия: «Попробуй еще раз. Вези машинку осторожно, медленно – посмотри, в чем дело». И он, наверняка, сам бы нашел выход, сделал бы ворота не только выше, но и шире. Но при этом он получил бы практическое представление о том, как соотносить предметы по высоте и по ширине.

Подсказать способ, помочь овладеть им гораздо сложнее, чем просто сделать что-то за ребенка. Но насколько это полезнее!


Итак, с какого бы вида трудностями ни встретился ребенок, есть два пути:

  • Либо избавить его от всех трудностей,

  • Либо дать ему возможность самому преодолевать те из них, которые для него по силам, разумно предлагая свою помощь, но не подменяя ребенка.


Понятно, что, только идя по второму пути, мы можем подготовить своего ребенка к преодолению трудностей учения.







… Ребенок стремится, сам того не понимая, развивать свои возможности, умения, способности, которыми так щедро наделила его природа.

Он ищет среду, заполненную трудностями. Он чувствует: ему необходимы трудности, именно трудности. Он неугомонен.

- Зачем ребенку трудности?

- Как зачем? Чтобы преодолевать их.

- Зачем же создавать себе трудности, а потом преодолевать их?

Нельзя ли без них?

- Нет, нельзя. Трудности в физическом, умственном, нравственном

развитии ребенка – это ступени, преодолевая которые он

поднимается на пьедестал человечности. А нам необходимо

готовить ему эти ступени, каждая из которых будет побуждать к

деятельности его физические и духовные задатки.