Воспитание культурных навыков учащихся в работе классных часов и мероприятий
Одной из приоритетных задач современной общеобразовательной школы является формирование творчески и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Как построить воспитательный процесс, чтобы учащиеся были именно такими, социально востребованными?
Очевидна необходимость возрождения и создания духовно-нравственной основы воспитательного процесса, который мог бы эффективно противостоять негативному влиянию улицы, СМИ и другим асоциальным явлениям современной жизни.
Система классных часов и мероприятий, нацеленные на формирование культуры личности школьника» поможет классным руководителям профессионально и грамотно организовать внеурочную работу учащихся. Материал направлен на то, чтобы школьники могли самостоятельно пребывать в макро- и микросоциуме, взаимодействовать с окружающими людьми.
Занятия, разработанные в соответствии с заявленной темой, по моему мнению, предполагают привлечение родителей к совместной работе с детьми, что, несомненно, сплачивает семьи, помогает в решении вечной проблемы «отцов и детей». Занятия помогут ученику сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям.
Классный руководитель создает коллектив с благоприятной нравственной и эмоционально-психологической средой, способствующей разностороннему развитию учащихся, формированию у них потребности в самообразовании и самовоспитании, становлению и проявлению индивидуальности каждого ребенка.
Цель такой системы заключается в создании условий для формирования культуры личности школьника, воспитание Человека и Гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить. При составлении разработок классных часов для подростков 13-15 лет целесообразно использовать методику С. Г. Молчанова.
В соответствии с рекомендациями С. Г. Молчанова выделяют три группы социализационных занятий:
1) «ориентированные на формирование теоретических представлений о социальных компетенциях»;
2) «ориентированные на формирование представлений о возможных способах позитивного поведения»;
3) «организующие демонстрацию уже освоенных способов поведения» /кроме их научного наименования они названы в игровом оформлении, соответственно - 1) «знаю», 2) «понимаю», 3) «делаю», предназначенные для учащихся/.
В соответствии с данной методикой, для установления и фиксации содержания социализации, проводится опрос по выявлению существенных социально-значимых качеств личности, выбранных учащимися из предложенного перечня универсальных, мужских и женских компетенций, тех, которые учащиеся хотели бы видеть в своих одноклассниках.
В каждую из данных групп, могут быть включены следующие мероприятия.
В первую группу:
1. Что такое самопознание? Нужно ли человеку учиться познавать себя?
2. Сила характера. От чего она зависит?
3. О красоте и мужестве.
4. Учись видеть прекрасное в человеке.
5. Учимся строить отношения.
6. Что такое настоящая дружба?
Во вторую группу:
1. Могу ли я учиться лучше?
2. Учение с увлечением.
3. Ответственное отношение к обязанностям.
4. Нет - вредным привычкам! Освоим полезные!
5. Роль волевых качеств характера человека в его жизни.
А также классные беседы:
1. Красота и здоровье девушки.
2. Красота и здоровье юноши.
3. Внеклассные мероприятия
4. Визитная карточка класса.
5. Фотоконкурс «Как прекрасен мир».
6. Конкурс причёсок.
В третью группу:
1. Конкурсы различного уровня.
2. Спортивные соревнования.
3. Акции «Память», «Уважение».
4. Общественно-полезные занятия.
5. Трудовое лето.
6. Итоговое родительское собрание.
Например:
Классный час «Что такое настоящая дружба»
Цель данного классного часа: увеличить степень выраженности таких качеств личности, как надёжность, умение понимать других, верность. Преимущественная направленность классного часа заключается в формировании теоретических представлений о возможных способах поведения.
В рамках классного часа организуется воздействие на увеличение степени выраженности таких социальных компетенций, как «умение понимать других», «дружба», «надёжность», «верность», в части формирования теоретических представлений у участников относительно возможных позитивных способах поведения.
В ходе данной деловой игры учащиеся участвуют в выполнении различных заданий, с очевидным интересом осваивают теоретические представления и способы деятельности, в которых явлены социальные компетенции: «умение понимать других», «дружба», «надёжность», «верность».
Проведение классных часов по различной тематике способствует выработке у учащихся определённых навыков и умений в той или иной жизненной ситуации. А именно, на классных часах по ПДД, ПБ, ЧС учащиеся осваивают правила безопасного поведения на дорогах, в быту, при чрезвычайных ситуациях и др. Во время нравственно-этических бесед получают навыки культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми, достойного поведения в общественных местах т.д. На классных часах трудовой, профессиональной и экологической направленности учатся бережному отношению к природе, Родине, школе, семье, к результатам своего труда, пробуждают чувства социальной ответственности.
Далее составляется программа проведения классных часов и других мероприятий, позволяющих оказать воздействие, по преимуществу, на избранные учащимися социально-значимые качества, задачами которой являются:
Задачи воспитательной работы:
Развивать социальные умения и навыки функционирования коллектива в обществе (взаимодействие с педагогическим коллективом, классом, родителями и т.д.).
Совершенствовать условия для развития потребностей в самопознании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.
Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Пропаганда здорового образа жизни.
Формировать морально- этические жизненные принципы у учащихся, патриотическое воспитание, эстетическое развитие.
Учиться приобретать учащимися навыки ориентирования в мировом информационном пространстве (поиск информации on-line и off-line, работа с удаленными базами данных и знакомство с законами об авторском праве и интеллектуальной собственности)
Основные направления работы:
Культура здорового образа жизни.
Духовно-нравственная культура.
Социальная культура.
Психологическая культура.
Информационная культура.
Данная система может быть апробирована в течение двух лет.
Результаты:
-повышение уровня воспитанности классного коллектива;
-формирование коммуникативных навыков учащихся;
-привитие норм поведения в общественных местах;
-расширение кругозора учащихся в области здорового образа жизни;
-формирование системы специальных знаний и умений в области детско-юношеского туризма;
-формирование психологических качеств высоконравственной личности;
-привитие навыков ценностных ориентаций;
-освоение приемов информационного поиска с использованием современных компьютерных технологий.
Содержанием данной системы или уже отработанной программы может являться:
Культура ЗОЖ – здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая функции. Эта грань культуры личности имеет своей целью сохранение и укрепление здоровья детей как условия существования и развития других сторон образа жизни.
Мероприятия: Тематические классные часы, подвижные игры на свежем воздухе, беседы со специалистами (медицинскими работниками, психологами), КТД по пропаганде здорового образа жизни, спортивные соревнования, экскурсии и турпоходы.
В процессе воспитательной работы целесообразно заполнение следующей таблицы
Критерий Физическая развитость
Показатели Состояние здоровья учащихся, сознательное отношение к своему здоровью.
Диагностические средства Статистический анализ количества пропусков учащихся по состоянию здоровья. Анкетирование.
Результат Составление карты здоровья учащихся
Духовно-нравственная культура. Целью данного направления является формированию основных духовных ценностей культурной личности. В этом направлении выделяются нравственная культура, эстетическая культура, этическая культура и др.
Мероприятия: Тематические классные часы, литературные гостиные, КТД, встречи с интересными людьми (поэтами, работниками музеев, участниками Великой Отечественной войны), участие в благотворительных акциях, посещение Краснодарского академического театра.
Критерий Нравственная развитость учащихся
Показатели Сформированность основных нравственных качеств личности
Диагностические средства Уровень воспитанности.
Методика С.М. Петровой «Пословицы», «Диагностика нравственной самооценки», «Диагностика этики поведения», «Диагностика отношения к жизненным ценностям», «Диагностика нравственной мотивации»
Результат Проведение акции «Рука помощи детям Беслана», участие в проекте «Новые тимуровцы»
Социальная культура включает в себя культуру общения, взаимодействия, культуру поведения, культуру коммуникативной толерантности и др. Главная цель данного направления воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.
Мероприятия: Классные часы, Ситуативный практикум по культуре общения, родительско-ученическая конференция (профилактика межнациональных конфликтов).
Критерий Развитость социальной активности учащихся
Показатели Социальная активность
Диагностические средства Методика Е.Н. Степанова для определения социальной активности школьников, методика Л.В. Байбородовой «Акт добровольцев», методика В. Михала. Тест незаконченных предложений, для определения отношения ребенка к семье и школе
Результат Организация ученического самоуправления в классе
Психологическая культура. Целью данного аспекта воспитательной работы является гармонизация внутреннего мира ребёнка, создание целостной непротиворечивой «Я- концепции», состояния внутреннего благополучия. Данное направление предполагает активизацию процессов самообразования, самосовершенствования, самореализации, саморазвития.
Мероприятия: Индивидуальные беседы и консультации с психологом, тематические классные часы, КТД.
Критерий Самоактуализированность личности учащихся
Показатели Уровень сформированности мотивации достижений
Диагностические средства Методика Ю.М. Орлова «Шкала оценки потребности в достижении», тестирования по Казанцевой Г.Н. по изучению общей самооценки, оценка нервно-психического напряжения по Рогову Е.И., методика В.Смекала и М.Кучера на изучение направленности личности
Результат Банк данных психологических портретов учащихся
Информационная культура. Это направление работы имеет целью формирование способности человека идентифицировать потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать, интерпретировать и использовать, соблюдая этические нормы и правила.
Мероприятия: Классные часы, КТД, брейн – ринг, эрудит-шоу, викторины, конкурсы.
Критерий Развитость информационной культуры
Показатели Сформированность способностей находить и использовать необходимуюинформацию
Диагностические средства Создание Портфолио класса
Результат Создание презентаций для участия в конкурсах различных уровней.
Система классных часов реализуется посредством ученического самоуправления в классе и системы работы с родителями.
Ученическое самоуправление в классе
Ученическое самоуправление в классе осуществляется через творческие группы, что является наиболее приемлемой формой, т.к. предполагает добровольное объединение учащихся в группы по интересам.
Каждая группа занимается планированием и организацией, традиционных школьных дел по основным направлениям работы школы (интеллектуальному, патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому, экологическому, трудовому развитию).
Воспитательная система класса не может работать эффективно без тесного сотрудничества с родителями учащихся.
Хорошо организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям, что для развития здоровой и полноценной личности необходимо их непосредственное активное участие в жизни класса и школы.
Совместная работа учащихся и родителей является многоплановой.
Родители класса должны активно участвовать во всех направлениях воспитательной работы в классе. Они должны иметь высокую заинтересованность не только в повышении успеваемости и качества обучения, но и в формировании духовно - нравственной культуры учащихся. Особое внимание в совместной с родителями деятельности уделяется культуре здорового образа жизни школьников. Важной частью воспитательного процесса является деятельность классного руководителя и родителей по формированию психологической культуры школьников. Родители должны понимать, что только личный пример взрослых способен воспитать личность, готовую к выполнению общественных функций труженика и гражданина, поэтому также активны и в формировании социальной культуры учащихся.
Критерий Удовлетворённость учащихся жизнедеятельностью в классе и школе.
Показатели Комфортность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе и школе.
Диагностические средства Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью»
Результат Активное участие в КТД, конференциях