Воспитание культурных навыков учащихся в работе классных часов и мероприятий
Группы социализационных занятий
1) «ориентированные на формирование теоретических представлений о социальных компетенциях»;
2) «ориентированные на формирование представлений о возможных способах позитивного поведения»;
3) «организующие демонстрацию уже освоенных способов поведения» /кроме их научного наименования они названы в игровом оформлении, соответственно - 1) «знаю», 2) «понимаю», 3) «делаю», предназначенные для учащихся.
«ориентированные на формирование теоретических представлений о социальных компетенциях»
1. Что такое самопознание? Нужно ли человеку учиться познавать себя?
2. Сила характера. От чего она зависит?
3. О красоте и мужестве.
4. Учись видеть прекрасное в человеке.
5. Учимся строить отношения.
6. Что такое настоящая дружба?
«ориентированные на формирование представлений о возможных способах позитивного поведения»
1. Могу ли я учиться лучше?
2. Учение с увлечением.
3. Ответственное отношение к обязанностям.
4. Нет - вредным привычкам! Освоим полезные!
5. Роль волевых качеств характера человека в его жизни.
А также классные беседы:
1. Красота и здоровье девушки.
2. Красота и здоровье юноши.
3. Внеклассные мероприятия
4. Визитная карточка класса.
5. Фотоконкурс «Как прекрасен мир».
6. Конкурс причёсок.
«организующие демонстрацию уже освоенных способов поведения» /кроме их научного наименования они названы в игровом оформлении, соответственно - 1) «знаю», 2) «понимаю», 3) «делаю», предназначенные для учащихся
1. Конкурсы различного уровня.
2. Спортивные соревнования.
3. Акции «Память», «Уважение».
4. Общественно-полезные занятия.
5. Трудовое лето.
6. Итоговое родительское собрание.
Задачи воспитательной работы:
- Развивать социальные умения и навыки функционирования коллектива в обществе (взаимодействие с педагогическим коллективом, классом, родителями и т.д.).
- Совершенствовать условия для развития потребностей в самопознании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.
- Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Пропаганда здорового образа жизни.
- Формировать морально- этические жизненные принципы у учащихся, патриотическое воспитание, эстетическое развитие.
- Учиться приобретать учащимися навыки ориентирования в мировом информационном пространстве (поиск информации on-line и off-line, работа с удаленными базами данных и знакомство с законами об авторском праве и интеллектуальной собственности)
Основные направления работы:
- Культура здорового образа жизни.
- Духовно-нравственная культура.
- Социальная культура.
- Психологическая культура.
- Информационная культура.
Результаты:
-повышение уровня воспитанности классного коллектива;
-формирование коммуникативных навыков учащихся;
-привитие норм поведения в общественных местах;
-расширение кругозора учащихся в области здорового образа жизни;
-формирование системы специальных знаний и умений в области детско-юношеского туризма;
-формирование психологических качеств высоконравственной личности;
-привитие навыков ценностных ориентаций;
-освоение приемов информационного поиска с использованием современных компьютерных технологий.
Содержание
- Культура ЗОЖ – здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая функции. Эта грань культуры личности имеет своей целью сохранение и укрепление здоровья детей как условия существования и развития других сторон образа жизни.
- Мероприятия: Тематические классные часы, подвижные игры на свежем воздухе, беседы со специалистами (медицинскими работниками, психологами), КТД пропаганда здорового образа жизни, спортивные соревнования, экскурсии и турпоходы.
Таблица
Критерий
Показатели
Физическая развитость
Состояние здоровья учащихся, сознательное отношение к своему здоровью.
Диагностические средства
Результат
Статистический анализ количества пропусков учащихся по состоянию здоровья. Анкетирование.
Составление карты здоровья учащихся
Содержание
- Духовно-нравственная культура. Целью данного направления является формированию основных духовных ценностей культурной личности. В этом направлении выделяются нравственная культура, эстетическая культура, этическая культура и др.
- Мероприятия: тематические классные часы, литературные гостиные, встречи с интересными людьми (поэтами, работниками музеев, участниками Великой Отечественной войны), участие в благотворительных акциях, посещение спектаклей.
Таблица
Критерий
Показатели
Нравственная развитость учащихся
Диагностические средства
Сформированность основных нравственных качеств личности
Результат
Уровень воспитанности.
Методика С.М. Петровой «Пословицы», «Диагностика нравственной самооценки», «Диагностика этики поведения», «Диагностика отношения к жизненным ценностям», «Диагностика нравственной мотивации»
Проведение акции «Помощь»
Содержание
- Социальная культура включает в себя культуру общения, взаимодействия, культуру поведения, культуру коммуникативной толерантности и др. Главная цель данного направления воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.
- Мероприятия: классные часы, ситуативный практикум по культуре общения, родительско-ученическая конференция (профилактика межнациональных конфликтов).
Таблица
Критерий
Показатели
Развитость социальной активности учащихся
Диагностические средства
Социальная активность
Диагностические средства Методика Е.Н. Степанова для определения социальной активности школьников, методика Л.В. Байбородовой «Акт добровольцев», методика В. Михала. Тест незаконченных предложений, для определения отношения ребенка к семье и школе
Результат
Организация ученического самоуправления в классе
Содержание
- Психологическая культура. Целью данного аспекта воспитательной работы является гармонизация внутреннего мира ребёнка, создание целостной непротиворечивой «Я- концепции», состояния внутреннего благополучия. Данное направление предполагает активизацию процессов самообразования, самосовершенствования, самореализации, саморазвития.
- Мероприятия : индивидуальные беседы и консультации с психологом, тематические классные часы.
Таблица
Критерий
Показатели
Самоактуализированность личности учащихся
Диагностические средства
Уровень сформированности мотивации достижений
Результат
Методика Ю.М. Орлова «Шкала оценки потребности в достижении», тестирования по Казанцевой Г.Н. по изучению общей самооценки, оценка нервно-психического напряжения по Рогову Е.И., методика В.Смекала и М.Кучера на изучение направленности личности
Банк данных психологических портретов учащихся
Содержание
- Информационная культура. Это направление работы имеет целью формирование способности человека идентифицировать потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать, интерпретировать и использовать, соблюдая этические нормы и правила.
- Мероприятия: Классные часы, брейн – ринг, эрудит-шоу, викторины, конкурсы.
Таблица
Критерий
Показатели
Развитость информационной культуры
Сформированность способностей находить и использовать необходимую информацию
Диагностические средства
Результат
Создание Портфолио класса
Создание презентаций для участия в конкурсах различных уровней.
Таблица
Критерий
Показатели
Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе.
Комфортность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе и школе.
Диагностические средства
Результат
Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью".
Активное участие в КТД