Не указывая на действие, а лишь называя предметы, явления можно ли передать красоту мира? (конечно) Например, Утро. Чудесный день. Зима. Любовь. У Фета есть произведение, в котором нет ни единого глагола, нет действия. Но мы и так можем себе представить их и картину природы. Шепот, робкое дыханье, трели соловья. Серебро и колыханье сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск января, И лобзания и слезы, И заря, заря! А.А.Фет - О чём данное стихотворение? (О чувствах, настроении, переживаниях лирического героя). Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивляясь тому, как можно без глаголов передать красоту мира. Л.Н.Толстой восторженно отвечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».Особенности синтаксических конструкций в том, что это стихотворение состоит из одного предложения, включающего назывные предложения. Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в которых главный член – подлежащее выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным. (Декабрь. Три часа ночи.) Эти предложения показывают, что события, явления, предметы, названные главным членом, существуют. Задание. Прочитайте текст. Какие их этих предложений двусоставные, а какие – односоставные? Выделите красным цветом двусоставные предложения, а синим – односоставные. 1) Полк наступал в горах вдоль северного берега Дуная. 2) Безлюдный край. 3) Голые вершины сопок. 4) Тёмные массивы лесов. 5) Ущелья. 6) Пропасти. 7) Размытые дождём дороги. 8) Бешеные пенистые потоки, разбухавшие с каждым часом. 9) Противник откатывался через горы за Дунай. Помните, что при определении вида предложения по наличию главных членов важно верно вычленить грамматическую основу. Если она состоит из подлежащего и сказуемого, то это двусоставное предложение; если представлен один главный член, то перед нами односоставное предложение. Односоставные предложения с главным членом – подлежащим именуются назывными. В таких предложениях называются предметы, события, явления и утверждается тот факт, что они существуют (бытуют). Прочитаем предложения и сравним их грамматические основы. Метель. Разбушевалась метель. В 1-м предложении грамматическая основа состоит только из одного главного члена – подлежащего, выраженного именем существительным в именительном падеже – (что?) метель. Во 2-м предложении грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого, которые выражены существительным в именительном падеже и глаголом –– (что?) метель, (что сделала?) разбушевалась. В 1-м предложении утверждается, что событие (метель) существует, происходит. Это односоставное назывное предложение. Во 2-м предложении есть не просто указание на метель как на событие; здесь говорится о характере действия происходящего (метель разбушевалась, т. е. усилилась, разыгралась не на шутку). Это двусоставное предложение. В назывных предложениях главный член может быть выражен именем существительным в именительном падеже, неделимым сочетанием числительного и существительного в именительном падеже. В назывных предложениях могут использоваться указательные и восклицательные частицы. Назывные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными. Подлежащее в назывном предложении может быть распространено только определениями. Это нужно запомнить! Предложение Звёзды нераспространённое, в нём есть только подлежащее. Предложение Волшебные звёзды распространённое, т. к. есть второстепенный член –– определение волшебные. Назывные предложения следует отличать от двусоставных неполных предложений, например тех, в которых отсутствующее сказуемое восстанавливается из контекста. – Кто зашёл в комнату? – Иван. 2-е предложение неполное двусоставное, так как его понимание требует восстановления из контекста сказуемого зашёл. (Иван зашёл.) Другой пример. На пригорке – цветы. Это предложение двусоставное неполное, так как обстоятельство места на пригорке относится к нулевому сказуемому со значением есть, имеются). Разбор типового тренировочного задания Укажите назывное предложение. 1) Всю избу замело. 2) На краю деревни –– дуб. 3) Вечереет. 4) Снег да снег. Алгоритм выполнения задания: прочитать предложения; вычленить грамматическую основу каждого предложения; определить вид каждого предложения по наличию / отсутствию главных членов предложения – подлежащего и сказуемого (Т. к. назывное предложение относится к односоставным, здесь важно определить, какое это предложение, односоставное или двусоставное! 1 3, 4-е предложения являются односоставными, с одним главным членом. 2-е предложение – двусоставное неполное с нулевым сказуемым быть); определить тип односоставного предложения (1 и 3-е предложения безличные, т. к. в них есть сказуемые. В 4-м предложении подлежащее выражено именами существительными в именительном падеже, поэтому это предложение – назывное); выбрать верный вариант предложения. Ответ: Снег да снег. |