СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Не стоит село без праведника

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Не стоит село без праведника»

Верю я, придет пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра.  Б. Л. Пастернак  Автор: Иванова Людмила Леонардовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Богданихская СШ» Ивановского района  2024 год

Верю я, придет пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра.

Б. Л. Пастернак

Автор: Иванова Людмила Леонардовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Богданихская СШ» Ивановского района

2024 год

 Что бы вы хотели узнать, над чем задуматься, что понять на уроке?  Узнать, кто такие праведники.  Какие произведения литературы посвящены этим людям.  Вспомнить биографию писателя А. П. Платонова.  Понять поступки и жизнь его героя Юшки.  Задуматься над тем, что такое милосердие и нужно ли оно людям в наше время.

Что бы вы хотели узнать, над чем задуматься, что понять на уроке?

  • Узнать, кто такие праведники.
  • Какие произведения литературы посвящены этим людям.
  • Вспомнить биографию писателя А. П. Платонова.
  • Понять поступки и жизнь его героя Юшки.
  • Задуматься над тем, что такое милосердие и нужно ли оно людям в наше время.
 Мы предположили, что такие чувства, как сострадание, сопереживание, милосердие не нужны современным людям.  Проведём исследование

Мы предположили, что такие чувства, как сострадание, сопереживание, милосердие не нужны современным людям.

Проведём исследование

 1. Составить словарь урока, узнать значение интересующих нас слов.  2. Вспомнить факты из жизни святого Симона юрьевецкого, в Ивановской земле просиявшего.  3. Проанализировать литературные произведения, в которых авторами поднимается тема милосердия и сострадания.  4. Провести социологический опрос.  5. Сделать вывод.

1. Составить словарь урока, узнать значение интересующих нас слов.

2. Вспомнить факты из жизни святого Симона юрьевецкого, в Ивановской земле просиявшего.

3. Проанализировать литературные произведения, в которых авторами поднимается тема милосердия и сострадания.

4. Провести социологический опрос.

5. Сделать вывод.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем Сопереживание – т. е. переживание тех же чувств, что и другой человек, т. е. его душевного состояния Милосердие – готовность помочь кому- нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия Блаженный – глуповатый, осенённый благодатью, счастливый Сокровенный – свято хранимый, тайный  Юродивый -- 1. Чудаковатый, помешанный, 2. Безумец, обладающий даром прорицания Праведник – человек, который живёт праведной жизнью и ни в чём не погрешает против правил нравственности  Чувства человека: Радость Обида Ярость Слепое сердце Недуг Терзать – перен. Мучить нравственно  Глумление – издевательство Потешаться Утолять Страдание

Сочувствие отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других

Состраданиежалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем

Сопереживаниет. е. переживание тех же чувств, что и другой человек, т. е. его душевного состояния

Милосердиеготовность помочь кому- нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия

Блаженныйглуповатый, осенённый благодатью, счастливый

Сокровенныйсвято хранимый, тайный

Юродивый -- 1. Чудаковатый, помешанный, 2. Безумец, обладающий даром прорицания

Праведникчеловек, который живёт праведной жизнью и ни в чём не погрешает против правил нравственности

Чувства человека:

Радость

Обида

Ярость

Слепое сердце

Недуг

Терзатьперен. Мучить нравственно

Глумлениеиздевательство

Потешаться

Утолять

Страдание

«… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благодарите ненавидящих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас»  Евангелие от Матфея

«… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благодарите ненавидящих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас»

Евангелие от Матфея

 Блаженный Симон жил в XVI веке. Родился он недалеко от г. Плеса в Костромской губернии. Родители его – благочестивые Родион и Мария – воспитывали своего ребёнка в любви к Богу. Симон с детства жил по заповедям Божьим. Когда он вырос, то избрал особый подвиг угождения Богу – юродство, он казался всякому глупым и невеждой. Блаженный не хотел, чтобы знали о его добровольном юродстве и сбежал из дома в одной худой рубашке и добровольно терпел зной и ненастье, голод и холод.   Симон скитался по непроходимым лесам и оврагам и сам не знал, где он. Блуждающего в лесу человека Божия (юродивого) нашли крестьяне из села Ёлнать, что в находится верстах двадцати от г. Юрьевца. Они собирали там мёд. Крестьяне привели его в село к священнику Иосифу. Симон выполнял разную тяжелую работу у крестьян, приходил за платой, но платы никогда не брал, как неразумный. Иногда горько оскорбляли блаженного недобрые люди, смеялись над ним, укоряли в притворстве, толкали и били даже мальчишки. Он же не только не платил за зло злом, но молился за обижающих его.

Блаженный Симон жил в XVI веке. Родился он недалеко от г. Плеса в Костромской губернии. Родители его – благочестивые Родион и Мария – воспитывали своего ребёнка в любви к Богу. Симон с детства жил по заповедям Божьим. Когда он вырос, то избрал особый подвиг угождения Богу – юродство, он казался всякому глупым и невеждой. Блаженный не хотел, чтобы знали о его добровольном юродстве и сбежал из дома в одной худой рубашке и добровольно терпел зной и ненастье, голод и холод.

Симон скитался по непроходимым лесам и оврагам и сам не знал, где он. Блуждающего в лесу человека Божия (юродивого) нашли крестьяне из села Ёлнать, что в находится верстах двадцати от г. Юрьевца. Они собирали там мёд. Крестьяне привели его в село к священнику Иосифу. Симон выполнял разную тяжелую работу у крестьян, приходил за платой, но платы никогда не брал, как неразумный. Иногда горько оскорбляли блаженного недобрые люди, смеялись над ним, укоряли в притворстве, толкали и били даже мальчишки. Он же не только не платил за зло злом, но молился за обижающих его.

В дальнейшем блаженный Симон поселился в г. Юрьевце Повольском. Люди свидетельствуют о том, что Симон творил чудеса, помогал людям. Например, он спас посадника, которого на середине реки застигла буря, лодка наполнилась водой и начала тонуть. Вдруг он увидел на берегу блаженного и начал мысленно молиться Богу и просить Симона о спасении. И что же? Буря утихла, волны улеглись, и он переехал Волгу невредимым. Поволжские города были деревянные и строились вдоль берега. Дома располагались близко друг к другу, и если начинался пожар, то мог очень быстро сгореть весь город. В этом случае люди обращались к юродивому, и он в считанные минуты останавливал пожар.

Много доброго делал блаженный Симон для людей. Он заходил корчму, где заезжие купцы заключали между собой торговые сделки. Когда купца хотели обмануть, напоив его водкой, юродивый выбивал у купца рюмку, чтобы тот не выпил и не сделал неправильный шаг. За это его, конечно, били и выгоняли из корчмы, зато купца обмануть не удавалось.

Умер блаженный Симон 4 ноября 1586 года от побоев воеводы г. Юрьевца, который разъярился на него, как на проказника, и велел бить его своим слугам и бил сам. Погребли Симона в Богоявленском монастыре. Он предсказал, что после его смерти образуется целебный родник. Предсказание сбылось, и сейчас православные паломники едут в Юрьевец поклониться мощам Симона, который причислен к лику святых. Есть свидетельства, что и после смерти он помогает людям.

 «Корова», «В прекрасном и яростном мире», «Никита», «Неизвестный цветок», сказки в его обработке: «Волшебное кольцо», «Солдат и царица», «Финист - Ясный Сокол». Книги для взрослых: «Котлован», «Чевенгур», «Сокровенный человек», «Ювенильное море» «Ямская слобода», «Июльская гроза», «Возвращение», «Фро», «Джан» и другие.

«Корова», «В прекрасном и яростном мире», «Никита», «Неизвестный цветок», сказки в его обработке: «Волшебное кольцо», «Солдат и царица», «Финист - Ясный Сокол».

Книги для взрослых: «Котлован», «Чевенгур», «Сокровенный человек», «Ювенильное море» «Ямская слобода», «Июльская гроза», «Возвращение», «Фро», «Джан» и другие.

Биографическая справка об авторе

Андрей Платонович Платонов родился 1 сентября 1899 года. Фамилия Платонов – псевдоним, образованный в 1920 году от имени отца. Настоящая же его фамилия – Климентов. Родился Платонов в Воронеже, в семье слесаря железнодорожных мастерских. С малых лет знал бедность, нищету. Отец Платонова около полувека проработал машинистом паровоза, слесарем на железной дороге. Мать занималась домашней работой . Семья была большая, доходила до десяти человек, все жили на небольшую зарплату отца. Андрей – старший ребенок в семье. В неполные 14 лет он начинает трудовую деятельность, становится кормильцем, возложив на себя заботу о семье. Работал Платонов «во многих местах, у многих хозяев». Был разнорабочим, подручным слесаря, помощником паровозного машиниста, литейщиком, электромонтером. Эти «университеты» и сформировали неравнодушие Платонова к человеческим нуждам. Ненавидя страдание, он в юности дает клятву жить так, чтобы не оставить страданию места на земле. В годы гражданской и Великой Отечественной войны он был на фронте в качестве военного корреспондента. В ноябре 1944 года Платонов прибыл с фронта с тяжелой формой туберкулеза легких. 5 января 1951 года он скончался от этой болезни. Похоронен на Армянском кладбище в Москве. 

 Каждый человек неповторим, а потому бесценен Всё творчество А. Платонова нацелено на то, чтобы пробудить интерес и уважение, бережное отношение к любому, даже самому пропащему человеку. Но писатель не требует «слепой любви». Он учит своих читателей всегда видеть в человеке хорошее. И, наконец, Платонов активно защищает человека от посягательств других людей.  Кратко передайте содержание рассказа «Юшка»  -- Кто же главный герой этого произведения?  -- Попробуем взглянуть на Юшку глазами тех,  кто живёт рядом с ним.  -- Чего не знают о Юшке люди? Каким никогда  не видели его?

Каждый человек неповторим, а потому бесценен

Всё творчество А. Платонова нацелено на то, чтобы пробудить интерес и уважение, бережное отношение к любому, даже самому пропащему человеку. Но писатель не требует «слепой любви». Он учит своих читателей всегда видеть в человеке хорошее. И, наконец, Платонов активно защищает человека от посягательств других людей.

Кратко передайте содержание рассказа «Юшка»

-- Кто же главный герой этого произведения?

-- Попробуем взглянуть на Юшку глазами тех,

кто живёт рядом с ним.

-- Чего не знают о Юшке люди? Каким никогда

не видели его?

 Верю я, придёт пора, силу подлости и злобы  одолеет дух добра!

Верю я, придёт пора, силу подлости и злобы

одолеет дух добра!

 В Божьем мире каждая тварь, каждое существо рождается, чтобы жить, радоваться жизни. Так считает и Юшка. -- А как Думает весёлый прохожий?   А вот весёлый прохожий рассудил по-своему и укорил Юшку за то, что он по земле ходит, и пожелал ему смерти. Юшка возразил: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит нельзя». Прохожий сам решил, кто «годный», а кто «негодный».Юшка умер.  -- Что изменилось после смерти Юшки?  «Однако без Юшки жить людям стало хуже». Они попросили у Юшки, уже мёртвого прощения: «пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни».  -- Кто был внимателен и запомнил эпиграф урока?   -- Победило ли добро в рассказе А. Платонова?

В Божьем мире каждая тварь, каждое существо рождается, чтобы жить, радоваться жизни. Так считает и Юшка.

-- А как Думает весёлый прохожий?

А вот весёлый прохожий рассудил по-своему и укорил Юшку за то, что он по земле ходит, и пожелал ему смерти. Юшка возразил: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит нельзя». Прохожий сам решил, кто «годный», а кто «негодный».Юшка умер.

-- Что изменилось после смерти Юшки?

«Однако без Юшки жить людям стало хуже». Они попросили у Юшки, уже мёртвого прощения: «пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни».

-- Кто был внимателен и запомнил эпиграф урока?

-- Победило ли добро в рассказе А. Платонова?

 Есть такие писатели, о которых можно было бы сказать: явление. Александр Исаевич Солженицын относится к их числу. -- Кто главный герой рассказа? --Какие жизненные трудности выпали на долю этой женщины? -- Озлобилась ли Матрёна на судьбу и людей? -- Почему погибла Матрёна? -- Как ведут себя близкие Матрёне люди после её смерти? -- Что ставила в вину Матрёне её золовка? -- Какой вывод сделал автор о Матрёне в конце  рассказа?

Есть такие писатели, о которых можно было бы сказать: явление. Александр Исаевич Солженицын относится к их числу.

-- Кто главный герой рассказа?

--Какие жизненные трудности выпали на долю этой женщины?

-- Озлобилась ли Матрёна на судьбу и людей?

-- Почему погибла Матрёна?

-- Как ведут себя близкие Матрёне люди после её смерти?

-- Что ставила в вину Матрёне её золовка?

-- Какой вывод сделал автор о Матрёне в конце рассказа?

Прохожим на улице, родителям, учителям и нашим ровесникам мы задавали один и тот же интересующий нас вопрос:  «Нужны ли современным людям такие чувства, как милосердие, сострадание, сопереживание?»

Прохожим на улице, родителям, учителям и нашим ровесникам мы задавали один и тот же интересующий нас вопрос:

«Нужны ли современным людям такие чувства, как милосердие, сострадание, сопереживание?»

 Нас порадовало, что как люди старшего поколения, так и наши ровесники дали положительный ответ на этот вопрос.

Нас порадовало, что как люди старшего поколения, так и наши ровесники дали положительный ответ на этот вопрос.

 Наши улицы по-прежнему полны одиноких пожилых людей, мимо которых равнодушно проходят «красивые чистые люди», «удаляясь по своим важным и счастливым делам», не слыша тревожного и редкого стука сердец тех, кому так нужны забота и тепло, а порой просто участливый взгляд и доброе слово…  Проведя исследование, мы пришли к выводу, что милосердие,  сострадание,  сочувствие нужны и никогда не выйдут из моды. В этом мы убедились сегодня на уроке.   Наша гипотеза не подтвердилась

Наши улицы по-прежнему полны одиноких пожилых людей, мимо которых равнодушно проходят «красивые чистые люди», «удаляясь по своим важным и счастливым делам», не слыша тревожного и редкого стука сердец тех, кому так нужны забота и тепло, а порой просто участливый взгляд и доброе слово…

Проведя исследование, мы пришли к выводу, что милосердие, сострадание, сочувствие нужны и никогда не выйдут из моды. В этом мы убедились сегодня на уроке.

Наша гипотеза не подтвердилась

 Я счастлив счастием чужим  И грустен горестью чужой; Чужим несчастьям и нуждам Готов помочь я всей душой.  И. Суриков

Я счастлив счастием чужим

И грустен горестью чужой;

Чужим несчастьям и нуждам

Готов помочь я всей душой.

И. Суриков

 Мини-сочинение  О чём заставил меня задуматься рассказ «Юшка» 2. Случай из жизни. Как моя (или чья-то) любовь помогла другому человеку.

Мини-сочинение

  • О чём заставил меня задуматься рассказ «Юшка»

2. Случай из жизни. Как моя (или чья-то) любовь помогла другому человеку.