Просмотр содержимого документа
«Некоторые решения нестандартных уравнений и неравенств»
Некоторые решения нестандартных уравнений и неравенств
Подготовила:
Воронина Елизавета
Когда уравненье решаешь, дружок,
Ты должен найти у него корешок.
Значение буквы проверить несложно,
Подставь в уравненье его осторожно.
Коль верное равенство выйдет у вас,
То корнем значенье зовите тотчас.
О.Севостьянова.
Цель –рассмотреть и применить на практике методы решения уравнений и неравенств, основанные на использовании свойств функции; рассмотреть и применить на практике дополнительные нестандартные методы решения уравнений и неравенств .
.
Метод мажорант (метод оценки ограниченности функций).
Методом мажорант решаются уравнения вида
f(x)=g(x) , где f(x) и g(x) функции совершенно
разного вида. Если на некотором промежутке
G наибольшее значение функции y=f(x) равно М , а
наименьшее значение функции y=g(x) равно М , то
уравнение
f(x)=g(x)
Решите уравнение:
Решение.
Оценим левую часть уравнения :
- Оценим правую часть уравнения:
- Следовательно, левая часть исходного уравнения может быть равна правой части, только если обе части одновременно равняются 3.
- Решая второе уравнение, получаем х=0.
Использование монотонности функций
Если y = f ( x ) - монотонная функция, то уравнение f ( x ) = c имеет не более одного корня
Пусть функция y = f ( x ) возрастает на промежутке М, а функция y = g ( x ) убывает на этом промежутке. Тогда уравнение f ( x )= g ( x ) имеет на промежутке М не более одного корня.
Пусть область определения функции f ( t ) есть промежуток М, и пусть эта функция непрерывна и строго монотонна (т.е. возрастает или убывает) на этом промежутке. Тогда уравнение
равносильно системе :
Решите уравнение :
Функция возрастающая (как сумма двух возрастающих функций). В правой части –постоянная, то по теореме о корне данное уравнение имеет не более одного корня.
Методом подбора найдем корень уравнения, он равен 2
Ответ. Х=2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования цель работы достигнута, полностью решены поставленные задачи и получены следующие результаты и выводы:
1.Приведены сведения о давности постановки перед человеком задачи решения уравнений и неравенств.
2.Приведены и рассмотрены на примере методы решения уравнений и неравенств, основанные на использовании свойств функции.
3.Рассмотрены и опробованы дополнительные нестандартные методы решения уравнений и неравенств.
Применение нестандартных методов решения задач по математике требует от старшеклассников и абитуриентов нетрадиционного мышления, необычных рассуждений. Незнание и непонимание таких методов существенно уменьшает область успешно решаемых задач по математике. Тем более, что имеющая место тенденция к усложнению конкурсных заданий по математике стимулирует появление новых оригинальных (нестандартных) подходов к решению математических задач. Следует отметить, что знание нестандартных методов и приемов решения задач по математике способствует развитию у старшеклассников нового, нешаблонного мышления, которое можно успешно применять также и в других сферах человеческой деятельности (кибернетика, вычислительная техника, экономика, радиофизика, химия и т.д.).