СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные методы работы с детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из главных задач преподавателя химии, биологии  является создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные методы работы с детьми»

МБОУ «Богатищевская СОШ»



Выступление на школьном методическом объединении учителей естественно- математического цикла







«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ НА УРОКЕ СОЗДАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СТУАЦИИ».











Подготовила

Учитель химии,

биологии, географии

Кутузова И.Г.











2021 год



В соответствии с современной государственной образовательной политикой, которая реализуется в стратегии модернизации системы общего образования, основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений должны стать не сами по себе знания, умения, навыки, а набор «ключевых компетентностей» в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно – коммуникативной и др. сферах жизни.

Одной из главных задач преподавателя химии, биологии является создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и иных проблем, составляющих содержание образования.

В курсе химии , биологии возможно формирование следующих компетенций:

  • Ценностно-смысловых:

  • Иметь ценностное отношение к здоровью человеческой жизни, проявлять свою гражданскую позицию;

  • Владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;

  • Уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целей и смысловых установок;

  • Оценивать своё поведение, черты своего характера, своё физическое и эмоциональное состояние.

  • Учебно-познавательных компетенций:

  • Ставить цель и организовывать её достижение;

  • Самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной деятельности;

  • Решать учебно-познавательные проблемы;

  • Осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, устанавливать характерные причинно-следственные связи;

  • Самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.

  • Коммуникативные компетенции:

  • Владеть способами взаимодействия с окружающими людьми;

  • Выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

  • Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);

  • Владеть способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения.

  • Информационные компетенции:

  • Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, интернетом; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, распространяемую по каналам СМИ.



  • Здоровьесберегающие компетенции:

  • Иметь опыт ориентации в природной среде;

  • Знать и применять правила поведения в ЭС.

  • Владеть способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

  • Знать и применять правила личной гигиены,

  • Уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, вести ЗОЖ,

  • Владеть способами оказания первой мед.помощи, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

Так как целью обучения становится не процесс передачи знаний, а достижение обучающимися определённого результата, то содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под планируемый результат. Меняются формы и методы организации занятий- обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, развитие самостоятельности обучающихся и личной ответственности за принятие решений. Формированию тех или иных компетенций способствует применение нетрадиционных методов:

-анализа конкретной ситуации;

-метода решения ситуационных и проблемных задач;

-метода проектов;

-использование ролевых и деловых игр, дискуссионной, групповой работы, проблемного, модульного обучения.





  • Метод анализа конкретных ситуаций может быть реализован в форме аналитической работы с текстом. Обучающиеся подбирают статьи из газет или журналов о различных ЧС , происшествиях, оценивают случившееся, дают характеристики, определяют масштаб последствий. Данный метод позволяет формировать умения, отбирать информацию, анализировать ситуацию, оценивать обстановку, выявлять причины происшедшего, прогнозировать последствия, планировать мероприятия, позволяющие предотвращать данную ситуацию.

  • Метод решения ситуационных задач способствует развитию умения анализировать ситуацию, принимать правильные решения, адекватно вести себя в экстремальной ситуации, быть психологически готовым к ней. Этот метод закрепляет у обучающихся умения использовать знания в конкретной ситуации. Способы решения ситуационных задач могут быть различны. Например, предлагается проблемная ситуация и несколько правильных действий решения данной ситуации. Обучающимся необходимо выстроить эти действия по порядку очерёдности и важности (прокомментировать ответы). Предлагается проблемная ситуация и несколько вариантов ответов: обучающийся сам определяет выход из сложившейся ситуации.

Формирование коммуникативной компетенции предполагает всё более широкое использование на уроках химии, биологии деловых и ролевых игр, дискуссий, групповой формы организации познавательной деятельности обучающихся.

Задачи личностно-ориентированного обучения могут быть достигнуты в процессе проблемного обучения, поскольку освоение материала происходит в ходе активной поисковой деятельности обучающихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. При этом осуществляется развитие умений решать проблемы на основе использования социального и собственного опыта обучающихся.

  • В качестве одной из технологий формирования личностно-ориентированного обучения обучающихся можно использовать метод проектов, который позволяет с наименьшими ресурсными затратами создать «естественную среду» (условия деятельности, максимально приближенные к реальным для формирования компетентностей обучающихся). метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работая в различных коллективах.

Как содержание курса химии, биологии, так и организация процесса обучения способствуют формированию здоровьесберегающей компетентности, важнейшей для сохранения жизни в 21 веке. Эта компетентность позволит выпускникам общеобразовательной школы обеспечить здоровье и безопасность, оценивать и строить свою деятельность с позиций собственной безопасности общества, а, значит, быть личностью безопасного типа.