МБОУ «Богатищевская СОШ»
Выступление на школьном методическом объединении учителей естественно- математического цикла
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ НА УРОКЕ СОЗДАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СТУАЦИИ».
Подготовила
Учитель химии,
биологии, географии
Кутузова И.Г.
2021 год
В соответствии с современной государственной образовательной политикой, которая реализуется в стратегии модернизации системы общего образования, основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений должны стать не сами по себе знания, умения, навыки, а набор «ключевых компетентностей» в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно – коммуникативной и др. сферах жизни.
Одной из главных задач преподавателя химии, биологии является создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и иных проблем, составляющих содержание образования.
В курсе химии , биологии возможно формирование следующих компетенций:
Иметь ценностное отношение к здоровью человеческой жизни, проявлять свою гражданскую позицию;
Владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
Уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целей и смысловых установок;
Оценивать своё поведение, черты своего характера, своё физическое и эмоциональное состояние.
Ставить цель и организовывать её достижение;
Самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной деятельности;
Решать учебно-познавательные проблемы;
Осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, устанавливать характерные причинно-следственные связи;
Самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.
Владеть способами взаимодействия с окружающими людьми;
Выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
Владеть способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения.
Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, интернетом; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, распространяемую по каналам СМИ.
Здоровьесберегающие компетенции:
Иметь опыт ориентации в природной среде;
Знать и применять правила поведения в ЭС.
Владеть способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
Знать и применять правила личной гигиены,
Уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, вести ЗОЖ,
Владеть способами оказания первой мед.помощи, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
Так как целью обучения становится не процесс передачи знаний, а достижение обучающимися определённого результата, то содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под планируемый результат. Меняются формы и методы организации занятий- обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, развитие самостоятельности обучающихся и личной ответственности за принятие решений. Формированию тех или иных компетенций способствует применение нетрадиционных методов:
-анализа конкретной ситуации;
-метода решения ситуационных и проблемных задач;
-метода проектов;
-использование ролевых и деловых игр, дискуссионной, групповой работы, проблемного, модульного обучения.
Метод анализа конкретных ситуаций может быть реализован в форме аналитической работы с текстом. Обучающиеся подбирают статьи из газет или журналов о различных ЧС , происшествиях, оценивают случившееся, дают характеристики, определяют масштаб последствий. Данный метод позволяет формировать умения, отбирать информацию, анализировать ситуацию, оценивать обстановку, выявлять причины происшедшего, прогнозировать последствия, планировать мероприятия, позволяющие предотвращать данную ситуацию.
Метод решения ситуационных задач способствует развитию умения анализировать ситуацию, принимать правильные решения, адекватно вести себя в экстремальной ситуации, быть психологически готовым к ней. Этот метод закрепляет у обучающихся умения использовать знания в конкретной ситуации. Способы решения ситуационных задач могут быть различны. Например, предлагается проблемная ситуация и несколько правильных действий решения данной ситуации. Обучающимся необходимо выстроить эти действия по порядку очерёдности и важности (прокомментировать ответы). Предлагается проблемная ситуация и несколько вариантов ответов: обучающийся сам определяет выход из сложившейся ситуации.
Формирование коммуникативной компетенции предполагает всё более широкое использование на уроках химии, биологии деловых и ролевых игр, дискуссий, групповой формы организации познавательной деятельности обучающихся.
Задачи личностно-ориентированного обучения могут быть достигнуты в процессе проблемного обучения, поскольку освоение материала происходит в ходе активной поисковой деятельности обучающихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. При этом осуществляется развитие умений решать проблемы на основе использования социального и собственного опыта обучающихся.
В качестве одной из технологий формирования личностно-ориентированного обучения обучающихся можно использовать метод проектов, который позволяет с наименьшими ресурсными затратами создать «естественную среду» (условия деятельности, максимально приближенные к реальным для формирования компетентностей обучающихся). метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работая в различных коллективах.
Как содержание курса химии, биологии, так и организация процесса обучения способствуют формированию здоровьесберегающей компетентности, важнейшей для сохранения жизни в 21 веке. Эта компетентность позволит выпускникам общеобразовательной школы обеспечить здоровье и безопасность, оценивать и строить свою деятельность с позиций собственной безопасности общества, а, значит, быть личностью безопасного типа.