Далеко не все дети любят рисовать карандашами, красками и другими обычными инструментами. Куда интересней попробовать себя в нестандартном подходе к рисованию. Ничто так не увлекает ребенка, как рисование, казалось бы, совершенно не предназначенными для этого предметами, такими как, например, ватные палочки, зубочистки, парафиновая свеча и много другое.
Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительного искусства»
Нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительного искусства
В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать творческие задания, выполненные при помощи нетрадиционных техник. Именно так звучит моя тема по самообразованию.
Далеко не все дети любят рисовать карандашами, красками и другими обычными инструментами. Куда интересней попробовать себя в нестандартном подходе к рисованию. Ничто так не увлекает ребенка, как рисование, казалось бы, совершенно не предназначенными для этого предметами, такими как, например, ватные палочки, зубочистки, парафиновая свеча и много другое.
К 8-10 годам детьми накоплен достаточный жизненный опыт для творчества на новом уровне, так как творческая деятельность зависит от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Этот опыт и есть тот материал, из которого "черпает" идеи фантазия. Дети, в отличие от взрослых, способны не бояться "трудностей" в созидании нового, они искренне стараются проявить себя в творческой деятельности:
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают положительные эмоции, так как для младших школьников важнее не результат, а процесс.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
Способствует снятию детских страхов;
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
Учит детей работать с разнообразным материалом;
Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности;
Развивает творческие способности, воображение, фантазию;
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Остановимся более подробно на некоторых нетрадиционных техниках рисования: (Презентация «Нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительно искусства»)
"Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
На практике эти задачи реализуются мной и через факультативные занятия, занятия кружка «Веселая мастерская». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Примерное тематическое планирование уроков изобразительного искусства с применением нетрадиционных техник рисования
Класс | Тема урока | НТР |
2 | I четверть «Салют» | Рисование свечой, (восковыми мелками) + акварель |
| «Осинка осенью» | Кляксография |
| «Листопад» | Монотипия (отпечатки листьев) |
| III четверть «Сон - трава» | Трафарет, оттиски поролонам |
| «Изображение и фантазия» | Ниткография |
| IV четверть «Весенние цветы» | Коллаж |
3 | I четверть «Натюрморт» | Монотипия |
| «Закат» | Монотипия |
| II четверть «Новогодняя ёлка» | Коллаж (коллективная работа) |
| IV четверть «Весенний луг» | Рисование свечой, (восковыми мелками) + акварель |
| «Цветы и бабочки» | Коллаж (коллективная работа) |
| «Мастера искусства» | По выбору |
4 | I четверть «Цвет и настроение» | Рисование по сырому |
| II четверть «Зимний пейзаж» | Обрывная аппликация |
| «Поздравительная открытка» | Скатывание бумаги |
| III четверть «Цветы и бабочки» | Скатывание бумаги |
| «Звучность цветов», «Поющие фонтаны» | Тонирование бумаги |
| IV четверть «Наше творчество» | По выбору |
5 | I четверть Натюрморт «Дары природы» | Трафарет, оттиски поролонам |
| «Экслибрис» | Линогравюра |
| «Изготовление новогодних игрушек, поздравительных открыток» | По выбору |
| III четверть «Платок» узор для ткани | Трафарет, оттиски поролонам |
| IV четверть. «Творчество без границ» | По выбору |