«Нетрадиционное рисование
как средство развития эстетического вкуса
и креативности учащихся»
«Нация, которая научит детей рисовать в той же мере,
как читать и писать, превзойдет все другие народы
в области науки и искусства»
Д. Дидро.

Творческий отчёт подготовила
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия»
Асанова Татьяна Михайловна
Мое педагогическое кредо во многом созвучно со словами Шалвы Александровича Амонашвили: «Впечатление – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка. Надо, чтобы оно было добрым и возвышающим. Насильно обогащать духовный мир ребенка – то же, что сажать яблоки в отравленную почву». Я приветствую свободу и радость детского творчества. Ведь нет детей, неспособных к творчеству, просто у всех разные средства для выражения собственных мыслей и чувств. Очень важно – создать условия для самореализации ребенка посредством своего предмета, а не раз и навсегда отбить у него желание к творчеству.
Для своей работы я выбрала такие воспитательные установки:
Все дети талантливы. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом. Эта установка для меня основополагающая.
Свою работу я строю так, чтобы у ребенка возникала потребность в творчестве, желание преобразовать окружающее (через такие приемы, как удивление, озарение, противоречие, догадка, отсутствие критики разбора неудачных детских рисунков). Дети должны удивляться и восхищаться. Так как эти способности человека содержат активное, творческое, познавательное отношение к миру.
Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность, сочувствие, ненавязчивость, поддержка - это атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей детей.
Соблюдение границ личности ребёнка. Чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество.
Учить ребёнка думать. Думающий человек стремиться познавать мир, учится выбирать для себя знания нужные и полезные.
Научить ребёнка - смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира, слушать, чтобы услышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд.
Основные педагогические задачи:
развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона воображения, фантазии, восприятия, пространственного мышления, формирование навыков практического решения творческих задач;
обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников через использование коллективных средств обучения и обучения в сотрудничестве;
развитие культуры младших школьников через приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;
воспитание эмоциональной отзывчивости, активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям.
Подробнее остановлюсь на развитии творческих способностей.
«Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта».
Э. Фромм
Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создается никакого общественно-значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют важное значение для личностного развития человека и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.
Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать, необходима сознательная целенаправленная помощь тому, чтобы она не гасла, а развивалась. Каждый ребенок имеет право на помощь, ведь общепризнано, что творчеству обучить нельзя. Можно и необходимо создавать на уроках такие условия, благодаря которым, оно проявится у детей, и их творческие способности получат развитие. Учить необходимо не только приемам и операциям, но и способам действия, опробовав которые ребенок подготавливает себя к творчеству в самых разных видах деятельности.
С этой целью я использую методику развития творческого воображения Генриха Сауловича Альтшуллера (один из разделов ТРИЗ). Задания должны быть открытого типа: имеющие не единственное решение.
Ассоциация. Попробуйте нарисовать, как таинственно шуршат под ногами осенние листья; изобразите свежий аромат весеннего ветра. На уроках по разделу «Цветоведение» во 2 классе использую такие задания: нарисуйте с помощью цветовых пятен своё полное имя: Арина, Максим, Артём, Дарья и т.д. Подумайте, какое оно, ваше имя: контрастное или приглушенное по тону, теплое или холодное по цвету; какие у него очертания твёрдые, жесткие или мягкие и расплывчатые. А рядом изобразите имя, которым вас ласково называет мама: Ариша, Максик, Тёмушка, Дашутка и т.д., почувствуйте разницу, попробуйте передать её в своей работе.
«Цвет. Звук. Слово». Например, с какой картины звучит эта музыка? К какой из картин более всего подходит данное стихотворение? Главное, чего я добиваюсь при этом – всплеск эмоций, постижение связей в искусстве.
«Учись слушать себя». Урок «Мы рисуем сказочную птицу». Предлагаю детям задание «Если б ты был птицей то, каким бы ты был? Передай свой характер, настроение через образ птицы».
Сравнение. 3 класс. «Художественный образ дерева». Передача характера дерева через образ человека. Древние друиды считали, что каждое дерево обладает чертами, присущими человеческой личности. Деревья, как и люди, могут быть добрыми и злыми, слабыми и сильными, мудрыми и легкомысленными. Почему ива ассоциируется у нас с грустью, а дуб с силой и зрелостью? Выбери любое дерево и попробуй, подобно друидам определить его человеческий характер, отрази душу дерева в своей работе. Для усиления творческой активности использую поэтические строки и музыкальные образы.
Ситуация недостатка средств. 1 класс. На уроках первой четверти «Введение в мир изо» предлагаю детям такие задания: что делать, если нет кисточки? Красок? Воды? Чем заменить? Ответы детей неожиданны: 1 - пальцем, ладонью, поролоном, палочкой, спичкой, зубной щеткой, аппликацией, мылом, воском. 2 - любой жидкостью, которая оставляет след: зубной порошок, тушь, зеленка, молоко, грязь, сок фруктов и овощей.
Открытие свойств живого в неживом и абстрактном. Кляксография и монотипия.
Объединение или агглютинация (склейка нескольких образов в один). Приемы: фантастический образ (создать из реальных животных несуществующее, описать, почему и с какой целью создан именно такой образ).
Прием «из настоящего в будущее или прошлое». Дети попадают в незнакомую обстановку, включается максимум воображения, умение выдумывать и фантазировать: города будущего (наш город через 100 лет); дом, в котором я буду жить (как правило – это сказочные терема).
Использование этих приемов помогает мне превратить занятия с детьми в интересную и всегда новую игру, полную сюрпризов. Важно постепенно усложнять творческие задания; не давать прямых инструкций; проявлять интерес к действиям учеников; признавать и поощрять множественность вариантов ответов; искать в любом ответе рациональное зерно, а не признавать его ошибочным; не сдерживать инициативу и не делать за детей то, что они могут сделать самостоятельно. Суть всех этих приемов состоит в том, что детям постоянно предлагаются ситуации, из которых они самостоятельно должны найти выход. Ценность этих рисунков не в формах и цветовых сочетаниях, не в техническом качестве, а в движении мысли.
И главное, чтобы активизировать деятельность учащихся, учитель сам в первую очередь должен быть творческой личностью, любить свое дело и жить интересами детей. Свеча, которая не горит, не может зажечь другую свечу. Также и здесь, пассивный учитель, не способный творчески действовать, не сможет пробудить интерес школьников, зажечь их фантазию и воображение. Настроение учителя всегда передается детям.