Нетрадиционный урок математики в 5 классе
«Математические Олимпийские игры» (слайд 1)
Урок рассчитан на 45 мин.
Оборудование:
– ноутбук;
– экран;
– мультимедийная презентация к уроку;
– карточки с уравнениями;
– карточки с логотипом Сочи 2014год;
- карточки с геометрическими фигурами (14шт)
Цели урока: Формировать творческие способности учащихся, в математической и логической смекалке.
Активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать кругозор, внимание, память, мышление, речь.
Способствовать воспитанию коллективизма, воспитанию уверенности в своих силах. Развивать справедливость, ответственность, уважение к мнению товарищей. Прививать любовь к математике.
Ход урока:
1. Организационный момент - 1- 2 мин (слайд 2)
- Здравствуйте ребята, садитесь.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Ребята, кто знает, какое событие произойдет в нашей стране в 2014 году? (ответы)
- (слайд 3) Правильно, а точнее XXII Олимпийские зимние игры пройдут в Сочи с 7 по 23 февраля 2014 года. Основателем которых был…….(слайд 4) Вслед за ними – с 7 по 16 марта – состоятся XI Паралимпийские зимние игры.
- Ребята, а что вы знаете о Паралимпийских играх?
(слайд 5 - в 1948 году немецкий врач Людвиг Гуттман, работающий в британском госпитале в Сток - Мандевиле, организовал первые игры для людей с повреждениями опорно-двигательного аппарата – «Национальные Сток – Мандевильские игры для инвалидов».
(слайд 6) В 1960 году состоялись первые Паралимпийские игры. В Сочи после зимней Олимпиады состоятся ХI Паралимпийские зимние игры.
Игры в Сочи пройдут в уникальной климатической зоне: здесь теплое море соседствует со снежными вершинами, склоны которых давно стали популярным местом отдыха для любителей зимних видов спорта.
Олимпийские игры – самое яркое спортивное событие. Сотни спортсменов готовятся к этому старту всю жизнь. Те, кому удается взойти на олимпийский пьедестал, становятся примером для миллионов. Их достижения навсегда остаются в истории спорта и олимпийского движения. (слайд 7) Главный девиз олимпийского движения: Быстрее. Выше. Сильнее.
- Какая есть еще олимпийская символика, в которой используется пять цветов?
(слайд 8 - это пять колец)
- Сегодня у нас на уроке состоятся Математические Олимпийские игры и будет посвящен зимним видам спорта.
- За каждый правильный ответ, который вы получите на каждом этапе, вы будете брать карточки с рисунком. (Учитель показывает местонахождение карточек).
2. Устный счет
История Олимпийских игр началась еще в древней Греции (слайд 9). Тогда атлеты участвовали в состязаниях по бегу, кулачному бою и борьбе. Во время спортивных соревнований прекращались войны, заключалось перемирие между враждующими. А спортсмены, прежде, чем выйти на старт, проводят разминку. Вот и мы начнем свой урок с разминки, которая называется «Устный счет»
Валентин Берестов (слайд10)
Ну-ка в сторону карандаши.
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
Устный счет. Мы творим это дело
Только силой ума и души. Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться
И кругом только умные лица,
Потому что считаем в уме.
Учитель: Первые Олимпийские игры в современной истории прошли в 1896 году, т.е. 117 лет назад. Внимание вопрос: В каком году состоялись первые зимние олимпийские игры? Об этом вы узнаете, когда решите следующие примеры, а из ответов сложите год.
(Слайд 11) 0 + 1 1
( 263 + 7) : 30 9
35 – 99: 3 2
240 : 60 4
(Слайд 12 о Шамони)
- Молодцы, справились с этим заданием.
а)– В сочинскую зимнюю олимпиаду включены соревнования по 15 видам спорта. О некоторых из них мы поговорим.
- задача: (слайд 13) В хоккей будут играть на ледяной площадке длиной 60 м, а шириной в 2 раза меньше длины. Найдите периметр ледяного поля. (180м)
- Современный лыжный спорт разносторонен: он включает в себя гонки, слалом, скоростной спуск, прыжки, многоборья.
- задача: (слайд 14) Слалом – соревнования в спуске на лыжах с горы по извилистому пути, обозначенному попарно воткнутыми флажками. Ширина ворот – 3м 20 см, а высота флажков – 1м 5 дм. На сколько ширина ворот больше высоты флажка? (1м 70см)
- Молодцы, вы хорошо справляетесь с предложенными заданиями.
- Продолжаем. И теперь вам предстоит решить такую задачу:
- (слайд 15). Давайте представим, что мы с вами в горах. Нам нужно спуститься вниз, одним из зимних видов спорта является скоростной спуск с трамплина
Съезжаем !!!
Переспрашивать, переговариваться нельзя: спуск-то одиночный. С кем говорить, с горами, что ли? К соседу сзади обернешься, лыжи не туда поедут и сам перевернешься, спуск и без того сложный. Диктую примеры быстро. Записываем ответы сначала в левый столбик, а потом в - правый.
Левая лыжа – поднимите левую руку!
(записываем ответы в левый столбик)
Диктую задания со слайда, которые записаны слева
Правая лыжа – подмигните мне правым глазом! (ответы записывайте в правый столбик) Поехали! (слайд 16).
Ученики выполняют задания со слайда презентации).
– (слайд 17) Итак, проверяем. Я открываю результаты по одному.
– Сначала левая лыжа.
– Теперь правая лыжа.
Те, кто правильно выполнил задание, возьмите карточки с рисунком.
б) – (слайд 18) Отправляемся далее. Попутешествуем по Краснодарскому краю, на территории которого и находится Сочи – место проведения зимней олимпиады. Чтобы узнать общую протяженность границ края сложите результаты, полученные левой и правой лыжами. (1540 км).
824 +716 = 1540
- Молодцы, вы справились с заданием «УСТНЫЙ СЧЕТ».
Те, кто правильно ответил на все вопросы о числе, могут взять карточки.
3. Актуализация знаний 12-15 мин
Поговорим о следующем виде спорта – конькобежном.
– (слайд 19) Посмотрите на следующий слайд. Догадайтесь, какой вид задач мы будем решать? (На движение).
– Какие задачи на движение вы знаете?
– встречное;
– в противоположных направлениях;
– вдогонку;
– (слайд 20) Вспомним формулы нахождения величин движения:
– скорость, время, расстояние.
а) Решаем задачу со слайда 21.
Кто решит самостоятельно правильно задачу и вперед, чем мы ее выполним на доске, то возьмите карточку с рисунком. (решение задачи слайд 22)
3. Физкультминутка 2-3 мин (слайд 23)
Давайте представим себе, что мы биатлонисты (это еще один олимпийский вид спорта). Он сочетает в себе лыжные гонки и умение точно стрелять.
(слайд 24) Представим себе, что мы биатлонисты. Для этого сначала подвигаем рукам, так как будто мы идем на лыжах, а потом постараемся поразить глазами все пять мишеней на экране, Закончили стрелять?
Значит, опять бегом на лыжах.
И опять стреляем!!!
4. Мотивация учебной деятельности.
– (слайд 25) Фигурное катание – это не только красивое зрелище. Оно способствует разностороннему развитию организма и вырабатывает особо тонкую координацию движения. Но кажущаяся легкость движения – это результат долгой и упорной тренировки. Мы тоже поработаем с фигурами, но с геометрическими. Проведем тренировку по развитию внимания. Возьмите любой цветной карандаш и среди предложенных фигур, найдите лишнюю и закрасьте ее (для каждого распечатать карточки с фигурами)
(слайд 26)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/17/s_5a5f756d16848/801233_1.jpeg)
(слайд 27)
Те, кто правильно выполнил задание, берет карточку с рисунком
- (слайд28) Задача
5. (слайд 29) Самостоятельная деятельность:
а) Переходим к работе с карточками.
Задание для отгадывания слова №1
Х + 605= 700 131 – х = 72 Х - 47 = 12 902+х=911 67 – х = 19 Х – 28 = 33 Х +186 = 200 | 95 | е |
59 | б |
59 | б |
9 | й |
48 | о |
61 | с |
14 | л |
Задание для группы №2
Х+77=153 508-х=479 Х-38=19 906+х=1004 678 – х = 649 Х-57=37 165 – (х + 112) = 37 (157 – у) + 24 = 149 | 76 | к |
29 | е |
57 | т |
98 | с |
29 | е |
94 | л |
16 | н |
32 | о |
Задание для группы №3
Х+387 = 403 156-х=79 Х-23=69 402+х=349 501 – х = 405 69 + (87 – у) = 93 (у + 624) – 276 = 357 | 16 | л |
77 | ё |
92 | к |
53 | р |
96 | и |
63 | н |
9 | г |
У каждого на парте уравнение с буквой. Решив его, вы сможете расшифровать ключевые слова на доске.
Слово 1
Слово 2
Слово 3
Дети, решившие первыми уравнение, выходят к доске и записывают буквы.
(слайд 30 ) Итак, мы получили слова:
Бобслей (слайд 31)
Скелетон (слайд 32)
Керлинг (слайд 33)
Это зимние виды спорта, в которых спортсмены России могут претендовать на самые высокие места.
Те, кто правильно решил свое уравнение, могут взять карточку с рисунком.
6. Рефлексия учебной деятельности
- А теперь посчитайте количество карточек с рисунком. У кого их наибольшее число? Тот и был у нас самым активным, самым внимательным и самым упорным на уроке.
Тот и получает самую высшую оценку – 5 и медаль.
Те, у кого их меньше, чем на 1-2 рисунка получают оценку 4.
– Какие математические термины вы сегодня повторили, узнали?
– Для чего нужно знать математику? (математические задачи встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т.д.)
7.(Слайд 34) Домашнее задание. – 3 мин № 394а-в, 378вг, 400 -( слайд 35) Вот и пришло время сказать о том, что наше знакомство с олимпийскими играми подошло к концу. С вами прощаются и талисманы олимпийских игр: Со спортом дружите, уроки учите. И скука вам будет тогда нипочем. Урок мы кончаем и вам пожелаем здоровья, успехов и счастья во всем! (слайд 36) Спасибо за урок! Напутствие: Спорт не любит ленивых, Тех, кто быстро сдается. Ненадежных, трусливых. Он над ними смеется. Благосклонен он очень К тем, кто духом силен. И победы дарует Лишь выносливым он. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/17/s_5a5f756d16848/801233_2.jpeg) |