МДОУ детский сад №8 «Родничок»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по разделу программы «Ребенок и окружающий мир»
для детей старшей группы
«Откуда сахар пришел? Сладкие истории»
Воспитатель: Шульгина Т.В.
2016г.
г. Морозовск
Цель: Познакомить детей с процессом переработки сахарной свеклы в сахар.
Программные задачи:
1.Углубить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы;
2.Стимулировать познавательную активность и любознательность, активизировать восприятие учебного материала;
3.На основе исследования свойств сахара, знакомить с его применением;
4.Выявить полезные и вредные свойства сахара;
5.Познакомить с процессом варения леденцов;
6.Воспитывать уважение к труду взрослых.
Оборудование: иллюстрации «Откуда сахар пришел», сосуд с водой,соломинки, сахар, лимон, ложка, свеча, формочки для леденцов.
Ход НОД:
1. Вводная часть. Организация внимания.
Воспитатель предлагает ребятам узнать на ощупь, что насыпано в мешочек.
(С помощью тактильных ощущений дети узнают содержимое мешочка)
Дети: Сахар. (Воспитатель демонстрирует разные виды сахара: сахарная пудра, сахар-песок, рафинад)
2. Основная часть
Воспитатель: О сахаре говорят: « В поле родился, в котле варился, в воде растворился».
Воспитатель: Почему же так говорят о сахаре? Из чего получают сахар? Как он попадает к нам на стол? Это мы сегодня и узнаем.
Беседа о выращивании и переработке свеклы с показом иллюстраций.
Воспитатель: Весной семена сахарной свеклы опускают в землю, прикатывая катками. В течение лета свекла растет, набирая массу и сахаристость. В конце августа начинается уборка сахарной свеклы. Корнеплоды складируются на поле в громадные кучи, в которых они хранятся до приемки на заводе. Грузовыми машинами свеклу везут на завод.
На заводе свекла поступает на свеклоизмельчители, где превращается в мелкую стружку. На заводе происходит процесс переработки сахарной свеклы в сахар-песок.
- Стружку эту опускают в котлы с водой и варят. Получившийся сироп отделяют от стружки, выпаривают и сушат. По ленте сахар поступает в упаковочный цех..
- В упаковочном цеху сахар фасуется по мешкам и поступает на склад хранения. Затем сахар везут в магазины, пекарни, кондитерские фабрики.
Беседа об использовании сахара с показом иллюстраций «Сладкие продукты»
Проводится игра с мячом «Сладкое – не сладкое».(леденцы,колбаса,сыр,торт,шоколад,майонез,мармелад,котлета)
Воспитатель: Сахар, благодаря его свойствам, используют в приготовлении различных блюд, кондитерских изделий, сладких напитков. Давайте же, познакомимся со свойствами сахара.
Проведение опытов.
Опыт№1:Сахар бывает разный.
Дети рассматривают разные виды сахара: рафинад, сахар-песок, используя лупы.
Опыт№2: Какой сахар растворится быстрей (песок или рафинад)
Дети опускают в стакан с водой кубик рафинада и ложку песка и следят за тем, как он растворяется.
Опыт № 3: Сахар растворяется в воде, изменяя ее вкус.
Далее пробуют воду на вкус через соломинку.
Вывод: сахар изменил вкус воды. Вода стала сладкой.
Опыт № 4. Термическая обработка сахара.
Воспитатель держит ложку с сахаром-песком над пламенем свечи. Сахар плавится, становиться жидким. Выливает в форму и сироп застывает.
Вывод: при нагревании сахар из твердого состояния переходит в жидкое. При охлаждении – наоборот.
Опыт повторяется с добавлением в сахарный сироп сока лимона. Так получаются леденцы. Они насыщаются витамином С, содержащимся в лимоне и приобретают лечебные свойства.
Примечание: соблюдается техника безопасности.
Воспитатель: Как вы думаете, сладкие продукты полезны или
вредны для здоровья? (Ответы детей).
Воспитатель: Как известно, однозначно вредных или полезных продуктов не бывает. И сахар здесь не исключение. Есть у него и свои плюсы, и свои минусы.
Рассматривание иллюстраций о пользе и вреде сахара.
Польза:
• Сахар улучшает память.
• Сахар помогает наладить работу печени.
• Сахар делает нас счастливыми.
• Сахар дает нам энергию.
Вред:
• Сладкое портит фигуру, приводит к ожирению.
• Сахар вреден для зубов, он способствует образованию кариеса.
• Чрезмерное потребление сахара способствует развитию сахарного диабета, снижает уровень зрения, приводит к сонливости.
3. Заключительная часть. Подведение итогов.
Дети: Мы узнали, как из сахарной свеклы получают сахар. Познакомились со свойствами сахара. Выяснили, что при добавлении сока лимона в процессе варки, леденцы насыщаются витамином С и обретают лечебные свойства. Выявили полезные и вредные свойства сахара.