НОД по окружающему миру на тему: «Зимующие птицы»
Возраст воспитанников: 5-7 лет
Образовательные области: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зимующих птицах и научить проявлять заботу о них, воспитывать бережное к ним отношение.
Задачи:
-расширять знания детей о зимующих птицах, условиях жизни и видах питания;
-продолжать формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в совместной деятельности, ответственного отношения к выполнению задания;
-развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;
-воспитывать заботливое отношение к обитателям живой природы — птицам.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Предварительная работа: беседы с детьми о зимующих птицах, рассматривание картинок, отгадывание загадок, изготовление кормушек детьми и родителями.
Материалы к занятию: фонограмма с голосами птиц, звук поезда, магнитофон, фотографии птиц, снежки из синтепона, корзина для снежков , мольберт, маленькие елки, маленькие пеньки , лестница (дуга), канат, арка 80 см, карточки с цифрами 1,2,5,0,кормушка, формочки, трубочки для коктейлей, мука, вода, семена, глубокая чаша (тазик, железная тарелка)
Ход занятия:
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте!
Энергизатор «Носик к носику»
Дети с воспитателем стоят, взявшись за руки, по сигналу «Врассыпную!», дети расходятся по группе, воспитатель называет часть тела (например, «ладонь к ладони», «плечо к плечу», «ухо к уху»). Участники должны найти пару и в паре соприкоснуться соответствующими частями тела.
Когда прозвучит сигнал «Лучики!», дети встают в круг.
Приложение № 1 (рис.1)
Звонок на мобильный телефон (проблемная ситуация)
Воспитатель: « - Алло!».
Снежная королева: С вами говорит Снежная Королева. Сообщаю вам, что всех птиц, которые не улетели в тёплые края, я унесла в своё снежное царство.
Воспитатель: Что ты наделала, Снежная Королева?! Им же холодно у тебя, они могут погибнуть.
Снежная Королева: Вы их можете спасти, если докажите мне, что вы много о них знаете и помогаете им.
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности.
Воспитатель: Ребята, что же будем делать?
Дети: Нужно птиц выручить.
Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы помочь птицам зимой?
(дети перечисляют)
3 этап: реализация детского замысла
Воспитатель: Я согласна с вами. Кстати, ребята, Снежная Королева спрятала наших птиц в своё снежное царство.
Воспитатель: Ну что же давайте будем выручать наших пернатых друзей. Отправляемся на поиски птиц.
Игра «Дружный поезд». Дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия:
Перешагивать через пенечки («Нужно переехать через холмы»).
Пролезть под аркой («Въехали в тоннель»).
Пробраться через «дремучий лес» (Деревья обогнуть)
Пройти по канату (пройти по подвешенному мосту)
На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.
Воспитатель: Посмотрите ребята мы прибыли в зимний лес. Посмотрите, чьи это следы?
Дети: Это следы птиц.
Воспитатель: Куда они ведут?
Дети: К снежной куче.
Воспитатель: Ребята может птицы спрятались здесь или их спрятали? Ребята вам необходимо разобрать их парами.
Игра «Сиамские близнецы» Участники делятся на пары. Пары играющих становятся друг к другу боком и обнимаются одной рукой за талию. Получается так, что у того, кто справа, свободна только правая рука, а у того, кто слева - только левая. Вместе они и есть “сиамский близнец”. Далее выполняют задание – разобрать снежки и сложить их в корзину.
Приложение № 1 (рис.2)
Под снежками картинки с изображением птиц.
Воспитатель: Вот и нашли мы с вами птиц, а что мы про них с вами знаем?
Воспитатель: Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).
Приложение № 1 (рис.3)
-По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья)
-Птички в этой стайке разные.
-Давайте познакомимся с ними поближе.
-Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей…).
-Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).
-Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).
-Как определили, что это ворона? (Черная, большая).
-Как определили, что это синица? (Желтая грудка).
-Молодцы, ребята.
-Все эти птицы собрались вместе ещё осенью.
-Почему?
Дети: Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие.
- Как назовем их, одним словом?
-Зимующие.
-Почему их так назвали?
-Потому что остаются зимовать.
Воспитатель: Ребята молодцы про птиц вы много знаете. Перелетные птицы улетают от нас на юг потому что пропадает их еда – насекомые, а чем же питаются зимующие птицы?
Дети: Ягодами, семенами, хлебными крошками…
Воспитатель: Но их не всегда хватает на всех, а как мы можем им помочь?
Дети: Делать кормушки, подкармливать их.
Воспитатель: А важное условие подкормки птиц, какое?
Дети: Постоянно подкладывать корм, чистить кормушки от снега
Воспитатель: А если мы зимой будем их подкармливать, то и они будут петь нам свои песни зимой и радовать своим присутствием.
Многие птички любят жить, играть да и зимовать вместе стайкой
Игра «Птичья стайка» (атрибуты цифры 0,1,2,5…) Выберем ведущего с помощью считалки. Участники свободно двигаются, изображая птиц.
По команде ведущего «в стайку по2», игроки объединяются по 2. Как только звучит команда: Птички полетели, участники вновь начинают двигаться. (Таким образом, игра продолжается)
Звучит запись птичьих голосов
Воспитатель: За время акции «Накормите птиц зимой», ребята с родителями смастерили кормушки, которые мы с вами развесили на деревьях.
Сейчас я предлагаю вам сделать для птиц угощение – пряники из различных семян.
Дети готовят «пряники для птиц».
Приложение № 1 (рис.4)
Воспитатель. Теперь мы эти пряники возьмём с собой на прогулку и развесим их на деревьях.
Приложение № 1 (рис.5)
Если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках.
Воспитатель: Ребята я думаю, мы справились с заданием Снежной королевы, отправляемся на дружном поезде домой.
Игра «Дружный поезд»
Воспитатель: Но вот мы и дома
Звонок на мобильный телефон
Снежная королева: Ну что ж вы справились с заданием, как я увидела вы много знаете о птицах и надеюсь, не забудете их подкармливать. Я думаю, что все у вас получилось благодаря вашей дружной работе. Так держать!
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Воспитатель: Ребята я согласна, у вас все получилось благодаря дружной работе, вы были активные и старательные. Вы молодцы, много знаете о птицах.
Напомните, для чего мы сегодня так подробно говорили о зимующих птицах? (ответы детей)
Скажите, кому вы можете рассказать о том, как заботиться о зимующих птицах? (ответы детей)
А что вам больше всего понравилось? Почему? (ответы детей)
«Башня дружбы» (все дети и воспитатель встают в круг и кладут руки по очереди, делая башню. (Сопровождают действия текстом.)
1,2,3,4,5- скоро встретимся опять!
Здорово! Давайте похлопаем себе, а гостям пошлем через свои ладошки хорошее настроение на весь предстоящий день.
Прощаемся с гостями.
Приложение № 1.
рис. 1
рис. 2
рис.3
рис. 4
рис.5