1. Нормативная база деятельности социального педагога.
2. Профессиональный стандарт педагога
Нормативная база деятельности социального педагога.
Нормативно-правовая база профессиональной деятельности социального педагога.
Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Социальный педагог обеспечивает условия для практического осуществления прав ребенка в образовательном учреждении. В его компетенцию входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребенка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества. Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей социальный педагог изучает и использует нормативно-правовые основы должностного самоопределения. [45]
Конвенция ООН о правах ребенка ратифицирована Российской Федерацией в 1992г. – международный закон, имеющий высокое социально-нравственное, правовое, педагогическое значение для развития человеческого сообщества. [46]
Этот документ высокого социально-нравственного звучания провозглашает новую этику, основанную на признании ребенка частью общества, имеющего приоритет интересов над интересами общества. Объектом особого внимания, заботы общества называются проблемы социального депривилегированного групп детей: сирот, беженцев, инвалидов, правонарушителей и т.п.
Этот правовой документ высокого международного стандарта провозглашает ребенка субъектом права, гражданином с момента его рождения; обязует каждое государство, ратифицирующие Конвенцию, привести национальную законодательную базу в соответствие с этим международным актом; определяет правовые нормы ответственности государства за ее осуществление; вводит механизм контроля.
Это педагогический документ, осуждающий сущность авторитаризма как национального явления, недопустимость его существования в современном обществе как источника многих катастроф человечества.
Конвенция помогает утверждать в педагогике гуманно-демократические отношения, когда дети и взрослые – равные субъекты социальной жизни; отношения, которые строятся на основе утверждения прав, ответственность каждого перед законом и правами других людей.
Часть I.
Ст. 1-4 – понятие «ребенка»;
ст. 5-11 – право на жизнь, имя, гражданство, сохранение индивидуальности, право на воспитание в семье;
ст. 12-17 – право на защиту личной жизни, выражение собственных взглядов, своего мнения, свободы совести, мысли, религии, на создание детских сообществ, на доступ к информации;
ст. 18-19 – право на исполнение ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка;
ст. 20-26 – права депривилегированных детей;
ст. 27 – право на уровень жизни, необходимый для развития;
ст. 28-31 – право на образование, на отдых и досуг;
ст. 32-36 – право на защиту от эксплуатации, наркомании, сексуального совращения, похищений;
ст. 37-40 – права тех, кто нарушил закон; права во время вооруженных конфликтов, войн.
Часть II.
Ст. 41-45 – механизм контроля за выполнением обязательств государствами.
Часть III.
Ст. 46-54 – процедурно-правовые меры осуществления Конвенции. [46]
24 июля 1998 года в России принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», обеспечивающий гарантии прав ребенка с учетом условий и традиций нашей страны. [47]
Настоящий Федеральный Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. Наше государство утверждает этим законом признание детства – важным этапом в жизни человека. Выделяются следующие приоритеты:
подготовка детей к полноценной жизни в обществе;
развитие у детей общественно-значимой и творческой активности;
воспитание в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Документ содержит пять глав:
I глава – общие положения, основной смысл государственной политики в интересах детей.
II глава – основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации – раскрывает законодательные основы гарантий прав ребенка, механизм содействия ребенку в реализации его законных прав и интересов, меры по их защите.
III глава – организационные основы гарантий прав ребенка – роль каждого звена государственной структуры и мероприятия по осуществлению гарантий прав ребенка.
IV глава – гарантии исполнения настоящего Федерального закона – порядок разрешения споров при исполнении настоящего закона.
V глава – заключительные положения – сроки вступления в силу отдельных статей и Закона в целом, необходимость приведения всей законодательной системы государства в соответствие с настоящим Федеральным законом.
При изучении и использовании текста Закона на практике желательно обратить внимание прежде всего на основные понятия, которые определяют смысл социальной политики государства.
Ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), в наших документах может быть назван несовершеннолетним, привлекает внимание социального педагога прежде всего потому, что он находится в проблемной жизненной ситуации. Направления работы в плане социального педагога могут быть определены в соответствии с тем, проблемы какой социальной группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, становятся объектом его внимания. Фактически каждый ребенок может попасть в такую группу, если его жизнедеятельность нарушена в результате сложившихся обстоятельств и он не может преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
При этом социальный педагог обеспечивает условия для социальной адаптации данного ребенка как внутреннего процесса принятия норм общественной жизни и поведения, преодоление последствий психической или моральной травмы. В этой ситуации социальный педагог создает условия для становления ребенка как субъекта социальной жизни.
Социальный педагог занимается и социальной реабилитацией ребенка, как внешним процессом, проводит мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнении среды жизнеобеспечения, условия заботы о нем окружающих. Социальный педагог создает условия для становления педагогически целесообразной социальной среды.
Социальному педагогу необходимо знать, кто по закону обеспечивает социальное обслуживание и жизнеобеспечение детей? Чем занимаются службы и социальная инфраструктура? Какое место здесь занимает система образования?
Все правовые документы социального педагога должны быть ориентированы на цели государственной политики в интересах детей (ст. 4). Мотивация обращения в те или иные органы власти социального педагога может быть подкреплена материалами Закона (ст. 5).
Статья 7 поможет социальному педагогу в решении вопросов о полномочиях и ответственности различных общественных структур за содействие в реализации, защите прав и законных интересов детей.
Органы государственной власти – содействуют ребенку в реализации и защите его интересов и прав через принятие соответствующих нормативно-правовых актов, проведение методической информационной работы, поощрение ребенка и тех, кто способствует осуществлению его прав и законных интересов.
Родители и лица их заменяющие содействуют осуществлению самостоятельных действий ребенка по осуществлению своих прав и законных интересов.
Педагоги и другие специалисты несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоровья, социальную защиту и социальное обслуживание ребенка, но только в рамках, которые определили им компетентные органы государственной власти и в соответствии с Законодательством РФ.
Общественные и некоммерческие организации могут тоже осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей, могут получить в этом методическую или иную помощь от органов исполнительной власти.
Далее социальный педагог может ознакомиться с тем, какие устанавливаются минимальные стандарты и меры по осуществлению гарантий прав ребенка (ст. 8-14); изучить, какие особые меры гарантирует государство для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 15), сроки вступления в действия тех или иных органов местного самоуправления (ст. 17); какова государственная поддержка общественных организаций (ст. 18); государственный заказ (ст. 19) и целевые программы (ст. 20), а также порядок финансирования мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей (ст. 21).
На основе текста Закона можно корректировать «Устав образовательного учреждения», планы социально-педагогической работы, формулировать обращения в органы исполнительной власти, регулировать отношения между семьей и школой.
Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»принят 24 июня 1999 года и является шагом в разработке мер по осуществлению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно: устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с жизненной ситуацией детей, находящихся в социально опасном положении. Поскольку в деятельности по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних участвует большая сеть социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций, данный Закон уточняет задачи государственных структур по управлению этой деятельностью и контролю.
Особое внимание социальному педагогу следует обратить на главу 4, статью 42. Закона «Об образовании в РФ». (Обучающиеся и их родители (законные представители). Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации)
Статья является новацией образовательного законодательства, поскольку нормы о психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи впервые нашли отражение в законодательстве на федеральном уровне.
Статья регламентирует случаи оказания и содержание оказываемой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Основанием для оказания такой помощи ребенку является заявление или согласие родителей (законных представителей).
Помощь оказывается через создаваемые службы психологической поддержки, которые могут быть действовать посредством использования психологов, педагогов-психологов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. На такие центры возложены обязанности по методическому обеспечению разработки образовательными организациями программ, учитывающих психологическую составляющую и особенности психики обучающихся, а также мониторингу эффективности оказываемых образовательными организациями психологической помощи и социальной адаптации обучающихся. На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, положение о которой утверждено Приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2009 г. N 95*(68). Оказание психолого-педагогической помощи в центре психолого-педагогической, медицинской осуществляется педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций такого центра. Кроме того, центр осуществляет также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.
Так же необходимо обратить внимание на следующие статьи Закона «Об образовании в РФ»:
Глава 1. Общие положения
Статья 2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Статья 5 Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.
Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
1. Обучающимся предоставляются академические права на:
1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;
2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
5) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);
9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
11) каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком.
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
5. Для обучающихся, осваивающих основные образовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основание для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключения медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 55. Общие требование к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.
3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
1. Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.
2. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее — родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.
3. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.
5. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.
Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование
10. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.
11. Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
12. Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, в целях получения ими начального общего, основного общего и среднего общего образования уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации создаются специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов. Порядок направления несовершеннолетних граждан в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов и условия их пребывания в таких учреждениях определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам
1. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
2. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
3. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
4. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Профессиональный стандарт педагога
Социальный педагог — организатор работы с детьми разного возраста и взрослым населением страны в микросоциуме. Он ведет методическую, педагогическую, исследовательскую деятельность, направленную на защиту прав детей, содействие в период социального и профессионального становления. Кроме того, он способствует взаимодействию с взрослым населением лицам, нуждающимся в социально-педагогической помощи. Это регулирует и профстандарт социального педагога.
Социальный педагог обязан способствовать развитию личности, созданию благоприятных условий и психологического комфорта, обеспечивать консолидацию сил и возможностей общества применительно к детям или взрослым. При этом сам профстандарт социального педагога следует учитывать при составлении должностных инструкций, так как в нем отражены оптимальные требования, применяемые к профессиональным качествам работника.
Профстандарт социального педагога 2017, утвержден правительством РФ, а именно Приказом Минтруда России от 10.01.2017 N 10н. Охватывает требования и критерии к сотруднику, осуществляющему педагогическую деятельность в сфере дошкольного или же общего образования. В нем включено максимально подробное описание тех компетенций, которыми обязан обладать учитель и воспитатель, чтобы полноценно выполнять трудовые функции. Многие из нормативов, которые приведены в документе, применялись и ранее, но часть из них представляет принципиально новую практику. Необходимость применения нормативов обусловлена поликультурностью среды, в условиях которой специалист осуществляет современную педагогическую деятельность. Но были учтены и изменения, которые диктует прогресс, а также значительное расширение используемых источников информации и иные факторы. При этом не нужно воспринимать профстандарт «Социальный педагог» как догму — регулируемые им обязанности, функции, компетенции педагогов, это лишь рамочные требования, которые легко адаптировать к условиям определенного учебного заведения с учетом всех региональных и местных компонентов. Документ может корректироваться, поскольку в него нужно вносить изменения с учетом преобразований. Они осуществляются в системе обучения и переподготовки кадров как на уровне базового образования в специальных заведениях, так и на уровне курсов переподготовки или же повышения квалификации.
Основная функция социальных педагогов — предоставление социально-психологической помощи тем семьям, которые имеют детей, попавших в кризисную ситуацию. Поэтому специалист, работающий в учебно-воспитательном учреждении, обязан заниматься организацией и социально-ценной деятельностью среди своих воспитанников или учеников, а также способствовать установлению и пропаганде нравственно здоровых и гуманных отношений. Кроме того, педагог взаимодействует с опекунами, родителями, учителями, чтобы обеспечить психологический комфорт ребенку. Профстандартом социального педагога, специальность которого подразумевает решение социально-психологических проблем и интеграции в общество детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, данная деятельность классифицируется как предоставление социальных услуг. Она дифференцируется в соответствии с обобщенными трудовыми функциями, а также уровнями квалификации. Например, в соответствии с профессиональным стандартом, к шестому квалификационному уровню можно отнеси деятельность по выявлению семей, находящихся в сложной ситуации.
Эта работа заключается в: установке неблагополучных семей, оценке наличия фактов насилия; диагностике отклонений в функционировании неблагополучных семей, определение возможности и перспективности мер по социально-психологической реабилитации; мониторинге семей, которые находятся в сложной ситуации, а также нуждаются в социальной помощи и поддержке.
В функциональные обязанности воспитателя, если опираться на профстандарт социального педагога, специализирующегося на организации и оказании адресных социально-правовых, психолого-педагогических и медико-социальных видов помощи входит: определение потребности и вида нужной помощи, организация своевременного и полноценного ее оказания; активизация семейного потенциала для максимально быстрого преодоления сложных ситуаций, восстановление внутрисемейных связей; проведение мониторинга социально-культурного окружения семей; разработка проектов, их внедрение с привлечением педагогов, специалистов на межведомственном уровне, родителей; обеспечение представительства интересов несовершеннолетних граждан в инстанциях, включая судебные и правозащитные органы.
Обязателен ли профессиональный стандарт социального педагога в социальной сфере Организации с госучастием могут внедрять профстандарты поэтапно до 1 января 2020 года (постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584). При этом обязательным профстандарт остается только в отношении наименования должности. и требований к квалификации работника, если того требует закон (абз. 3 ч. второй ст. 57, ст. 195.3 ТК РФ).