Просмотр содержимого документа
«Нормативные основы. обязанности классного руководителя»
НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ.
ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:
Роль классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса.
Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности обучающихся и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.
Инвариантный компонент деятельности классного руководителя
обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль за посещаемостью школы учащимися класса; контроль причин пропусков; информированность о состоянии здоровья учащихся класса; ведение документации о заболеваемости учащихся; работа с листком здоровья в классном журнале; совместно с врачом и родителями разработка и реализация комплекса мер по охране и укреплению здоровья; вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью; организация горячего питания; проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности).
обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе; о характере взаимоотношений учащимися класса и ведущих в классе учителей; проведение диагностики межличностных отношений; оперативное регулирование возникающих противоречий; определение задач оптимизации психологического климата в классе; выявление учащихся, имеющих проблемы в сфере межличностных отношений; привлечение для этой работы психолого-педагогическую службу.)
содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом; о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе; координация деятельности учителей- предметников и родителей; прогнозирование и мониторинг успеваемости; содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования учащихся; планирование и реализация работы с одаренными, с неуспевающими учащимися).
осуществление патриотического, воспитания, формирование социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся; содействие в формирование опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления; осуществление планомерного развития ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе; осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся).
Вариативный компонент деятельности классного руководителя:
определение целей воспитания учащихся класса на основе учета возрастных особенностей, существующей ситуации в классе, планирование работы с классом (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса; качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом; ведение отчетной документации, осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности; организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и Всероссийского уровня в соответствии с системообразующей деятельностью класса).
6) определение зон риска для учащихся класса, планирование профилактической деятельности (составление списка учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины; разработка и согласование с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом комплекса профилактических мер; привлечение широкого круга участников к профилактическим мероприятиям; использование возможностей лечебных, образовательных, социальных учреждений, правоохранительных органов, общественных организаций).
В качестве ресурсов обеспечивающих воспитание учащихся могут
рассматриваться:
- деятельность педагогов, педагогических коллективов, воспитательных организаций;
- программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности;
- сотрудничество с родителями учащихся, семьями учащихся;
- СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений культуры;
- социально значимая деятельность самих обучающихся, их общественная
самоорганизация.