СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нормы речевого развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нормы речевого развития

Просмотр содержимого документа
«Нормы речевого развития»









Формирование тех или иных звуков происходит у ребенка в определенном возрасте. Сначала — к возрасту 3 лет — в речи малыша появляются простые звуки: [б], [м], [в], [п], [т], [д], [к], [г], [х], [в], [ф] и их мягкие пары. До 3 – 4 лет дети часто произносят согласные звуки смягченно, это естественный этап речевого развития.

Затем малыш учится произносить более сложные звуки. К 4 годам дети осваивают свистящие согласные [с] – [с’], [з] – [з’]. К 4 – 5 годам ребенок уже правильно произносит шипящие [ш], [ж], [ч], [щ] и [ц]. И только к 5 – 6 годам в речи появляются звуки [р] – [р’], [л] – [л’]. Если малыш не произносит какой-то звук или группу звуков, искажает их, заменяет, необходима коррекция звукопроизношения — не надо ждать, когда у ребенка оно «само» станет нормальным.

С 3 до 4 лет следует проводить работу, направленную на коррекцию звуков [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [д], [д’], [н], [н’], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [й], [ф], [ф’], [в], [в’]. С 4 до 6 – 7 лет малыш тренируется произносить звуки [c], [с’], [з], [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’].

Вот как строится работа логопеда: 

1) постановка звука, то есть логопед подготавливает органы артикуляции к укладу, который способствует нормализованному произнесению; 

2) автоматизация звука — процесс, направленный на то, чтобы ребенок произносил поставленный звук не только в повторяемой речи, но и самостоятельно в словах, фразах, стихах; 

3) дифференциация — когда малыш отличает звук от других, схожих по звучанию.

На этапе постановки главная роль отводится логопеду, а в автоматизации очень помогут ежедневные занятия в домашних условиях, так как без многократного повторения сформированные навыки утрачиваются.

























Чтобы родителям было проще разобраться, какие замены являются возрастной нормой, а какие нужно исправлять – рассмотрим некоторые примеры.

· Ребёнку 3 года.

Звук С.

Физиологические замены: на звук СьТ или Ть.

Например, сам – «сям», «там» или «тям».

Патологические замены: на Ф или Х.

Например, сам – «фам», «хам».

Звук З.

Физиологические замены: на звук ЗьД или Дь.

Например, зайка – «зяйка», «дайка», «дяйка».

Патологические замены: на В или Х.

Например, зайка – «вайка», «хайка».

· Ребёнку 4 года.

Звук Ш.

Физиологические замены: на звук С, Сь, Т, Ть.

Например, шуба – «суба», «сюба», «туба», «тюба».

Патологические замены: на Ф или Х.

Например, шуба – «фуба», «хуба».

Звук Ж.

Физиологические замены: на звук З, Зь, Д, Дь.

Например, жаба – «заба», «зяба», «даба», «дяба».

Патологические замены: на В или Х.

Например, жаба – «ваба», «хаба».

Звук Ц.

Физиологические замены: на звук С, Сь, Ч.

Например, цапля – «сапля», «сяпля», «чапля».

Патологические замены: на Ф или Х.

Например, цапля – «фапля», «хапля».

· Ребёнку 4-5 лет.

Звук Ч.

Физиологические замены: на звук С, Сь, Ц.

Например, чай – «сай», «сяй», «цай».

Патологические замены: на Ть.

Например, чай – «тяй».

Звук Щ.

Физиологические замены: на звук Сь, Ш.

Например, щука – «сюка», «шука».

Патологические замены: на Ть.

Например, щука – «тюка».

· Ребёнку 5-6 лет.

Звук Л.

Физиологические замены: на звук В, Ль, Й.

Например, лак – «вак», «ляк», «йак».

Патологические замены: на Д, Г, Н, У, Ы, Э, Р.

Например, лак – «дак», «гак», «нак», «уак», «ыак», «эак», «рак».

Звук Ль.

Физиологические замены: на звук В, Й.

Например, лимон – «вимон», «йимон».

Патологические замены: на Д, Г, Н, У, Ы, Э, Р.

Пример: лимон – «димон», «гимон», «нимон», «уимон», «ыимон», «эимон», «римон».

Звуки Р, Рь.

Физиологические замены: на звук Л, Ль, Й.

Например, рот – «лот», «лёт», «йот»; река – «лека», «йека».

Патологические замены: на Д, Г, Н, В, У, Ы, Э.

Например, рот – «дот», «гот», «нот», «вот», «уот», «ыот», «эот»; река – «дека», «гека», «нека», «века», «уека», «ыека», «эека».