Формирование тех или иных звуков происходит у ребенка в определенном возрасте. Сначала — к возрасту 3 лет — в речи малыша появляются простые звуки: [б], [м], [в], [п], [т], [д], [к], [г], [х], [в], [ф] и их мягкие пары. До 3 – 4 лет дети часто произносят согласные звуки смягченно, это естественный этап речевого развития.
Затем малыш учится произносить более сложные звуки. К 4 годам дети осваивают свистящие согласные [с] – [с’], [з] – [з’]. К 4 – 5 годам ребенок уже правильно произносит шипящие [ш], [ж], [ч], [щ] и [ц]. И только к 5 – 6 годам в речи появляются звуки [р] – [р’], [л] – [л’]. Если малыш не произносит какой-то звук или группу звуков, искажает их, заменяет, необходима коррекция звукопроизношения — не надо ждать, когда у ребенка оно «само» станет нормальным.
С 3 до 4 лет следует проводить работу, направленную на коррекцию звуков [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [д], [д’], [н], [н’], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [й], [ф], [ф’], [в], [в’]. С 4 до 6 – 7 лет малыш тренируется произносить звуки [c], [с’], [з], [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’].
Вот как строится работа логопеда:
1) постановка звука, то есть логопед подготавливает органы артикуляции к укладу, который способствует нормализованному произнесению;
2) автоматизация звука — процесс, направленный на то, чтобы ребенок произносил поставленный звук не только в повторяемой речи, но и самостоятельно в словах, фразах, стихах;
3) дифференциация — когда малыш отличает звук от других, схожих по звучанию.
На этапе постановки главная роль отводится логопеду, а в автоматизации очень помогут ежедневные занятия в домашних условиях, так как без многократного повторения сформированные навыки утрачиваются.
Чтобы родителям было проще разобраться, какие замены являются возрастной нормой, а какие нужно исправлять – рассмотрим некоторые примеры.
· Ребёнку 3 года.
Звук С.
Физиологические замены: на звук Сь, Т или Ть.
Например, сам – «сям», «там» или «тям».
Патологические замены: на Ф или Х.
Например, сам – «фам», «хам».
Звук З.
Физиологические замены: на звук Зь, Д или Дь.
Например, зайка – «зяйка», «дайка», «дяйка».
Патологические замены: на В или Х.
Например, зайка – «вайка», «хайка».
· Ребёнку 4 года.
Звук Ш.
Физиологические замены: на звук С, Сь, Т, Ть.
Например, шуба – «суба», «сюба», «туба», «тюба».
Патологические замены: на Ф или Х.
Например, шуба – «фуба», «хуба».
Звук Ж.
Физиологические замены: на звук З, Зь, Д, Дь.
Например, жаба – «заба», «зяба», «даба», «дяба».
Патологические замены: на В или Х.
Например, жаба – «ваба», «хаба».
Звук Ц.
Физиологические замены: на звук С, Сь, Ч.
Например, цапля – «сапля», «сяпля», «чапля».
Патологические замены: на Ф или Х.
Например, цапля – «фапля», «хапля».
· Ребёнку 4-5 лет.
Звук Ч.
Физиологические замены: на звук С, Сь, Ц.
Например, чай – «сай», «сяй», «цай».
Патологические замены: на Ть.
Например, чай – «тяй».
Звук Щ.
Физиологические замены: на звук Сь, Ш.
Например, щука – «сюка», «шука».
Патологические замены: на Ть.
Например, щука – «тюка».
· Ребёнку 5-6 лет.
Звук Л.
Физиологические замены: на звук В, Ль, Й.
Например, лак – «вак», «ляк», «йак».
Патологические замены: на Д, Г, Н, У, Ы, Э, Р.
Например, лак – «дак», «гак», «нак», «уак», «ыак», «эак», «рак».
Звук Ль.
Физиологические замены: на звук В, Й.
Например, лимон – «вимон», «йимон».
Патологические замены: на Д, Г, Н, У, Ы, Э, Р.
Пример: лимон – «димон», «гимон», «нимон», «уимон», «ыимон», «эимон», «римон».
Звуки Р, Рь.
Физиологические замены: на звук Л, Ль, Й.
Например, рот – «лот», «лёт», «йот»; река – «лека», «йека».
Патологические замены: на Д, Г, Н, В, У, Ы, Э.
Например, рот – «дот», «гот», «нот», «вот», «уот», «ыот», «эот»; река – «дека», «гека», «нека», «века», «уека», «ыека», «эека».