СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Нравственное и духовное воспитание современного человека в школе и семье»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитать человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно, -

значит,  вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт

Просмотр содержимого документа
««Нравственное и духовное воспитание современного человека в школе и семье»»











Выступление

на педагогическом совете – круглом столе

на тему: «Нравственное и духовное воспитание современного человека в школе и семье»

























Воспитать человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно, -

значит, вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт



Наше ближайшее будущее зависит от того, какие ценности «впитают» наши дети сегодня. Здоровье, семья, общение, окружающая природа становятся приоритетными в большинстве цивилизованных стран. На подобные ценности надо ориентировать наших детей – не формально, а так, чтобы поиски смысла жизни они связывали с ситуацией в окружающем мире.

Моральный облик ребенка формируется, прежде всего, в разнообразной деятельности в учении, труде, игре, в общественно полезной работе и в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Вместе с тем большое значение имеет систематическое нравственное просвещение детей, вооружением их знаний моральных норм и правил. Нравственные знания являются важнейшей предпосылкой совершения правильных действий, формирования у школьников высоких мотивов поведения. Они помогают ребенку преодолеть ограниченность личного опыта, дают возможность ориентироваться в тех случаях, с которыми ему еще не приходилось встречаться, осознанно подходить к своим и чужим поступкам, к оценке и самооценке поведения.

В ходе нравственного просвещения младший школьник овладевает в определенной системе нравственными знаниями. Усвоение нравственных норм и правил – одно из главных условий формирования нравственного сознания в целом.

Духовное становление человека процесс длительный и сложный. Начинается он с внутриутробного существования младенца и продолжается всю жизнь. Каждый год, каждый этап духовного становления ребенка связан с новыми запечатлениями отношений к социальным ценностям, которые являются подготовкой к определенным действиям во взрослом мире. Этот процесс последователен и необратим. Главный принцип, заложенный природой, в процессе духовного развития человека, можно выразить фразой: «Душа обязана трудиться». В противном случае ее развитие может приостановиться и деградировать. Задача воспитателя – помочь ребенку в этом нелегком процессе духовного становления.

Ответственным периодом в воспитании душевных свойств человека является младенческий, дошкольный и младший школьный возраст. Тонкий духовный мир ребенка в этот период определяется общим духовным климатом семьи, характером взаимоотношений с родителями. В этот ответственный период только от родителей зависит, что будет закрепляться в сознании ребенка, куда направится его резерв душевных сил: на позитивное усвоение понятия труда, формированию способности к труду, желания им заниматься или закрепление негативного отношения к труду как к повинности.

Глубинный психологический смысл труда – заботы, сопереживание нужде другого человека, отклика на эту нужду заключается в закреплении в этом возрасте совестливого отношения к людям, стимулирование движения к совести, поскольку совестливое поведение – это всегда действие, прежде всего для блага других, а не для себя.

Младший школьный возраст представляет собой этап духовно – нравственного развития человека. Поскольку связан с началом формирования у растущего человека воли. В этот период ребенок учится различать послушание и своеволие, любовь и хотение, совестливого человека и бессовестного. Подсказать и помочь провести эти различия должны родители, поскольку воля ребенка воспитывается через послушание. Которые должны исходить из искренней любви к матери и отцу, а не из страха наказания или желания что – то взамен послушания получить

Процесс духовного развития ребенка не всегда проходит гладко. Поэтому в детях к этому возрасту могут быть посеяны и образ любви, послушания, и образ своеволия. Во внешнем плане может проявляться требование «я сам», дерзость, упрямство, а во внутреннем - стремление к любви и желание слушаться родителей. Значительного успеха в воспитании детей в младшем школьном возрасте с учетом всех противоречий этого возраста достигают те родители, которые обращаются сразу к более значимому – внутреннему содержанию ребенка, а не акцентируют свое внимание на внешнем поведении. Это помогает избегать нежелательных конфликтов в отношениях взрослых и детей, а запечатления, которые происходят в детях, наполняются поддержанием образа духовного.

Если родители обращают внимание только на внешние поступки детей, не поддерживают их духовный выбор. А придавливают его авторитетом или принуждением, то духовное начало в ребенке перестает развиваться.

Отсюда следует правило: «Старшее поколение не может рассчитывать на почитание со стороны младшего, если само попирало у подрастающего поколения образы духовного».

Доминирующим запечатлением детей в возрасте от 7 до 10 лет становится почтительное отношение к взрослым. Если до 7 лет на его основе зарождается почитание родителей, то с 7 лет на его основе зарождается почитание людей с богатым жизненным опытом, которые слышат ребенка, поддерживают в нем огонек духовного начала.

В ребенке этого возраста активно проявляется желание посоветоваться и получить у старших напутствие на всякое начинание. В месте с этим обостряется способность к научению у более опытных людей, без чего в дальнейшем обретение мастерства невозможно.

Ведущей деятельностью становится ученичество. Отношение к ученичеству - это отношение ребенка как ученика к учителям, т. е. тем людям, которые несут для него новую информацию, позволяющую сформировать благородное отношение к жизни и к тому, что в ней будет происходить в последующие годы.

Особое значение имеет и собственно учение ребенка в начальных классах школы, главным образом возникающее в этом возрасте отношение к учебному труду, учителю, которое сыграет в дальнейшей учебной деятельности человека определенную роль

Замечена характерная особенность: если в возрасте от 7 до 10 лет запечатлели чувство радости и удовлетворения от учебного труда, то тогда происходит накопление резерва душевных сил на учебную деятельность вообще, и этот резерв действует до конца жизни. Дети с таким запечатлениям способны учиться всю жизнь.

Уровень сформированности нравственных представлений и понятий является значимым показателем нравственного развития школьников. Работа по их целенаправленному и систематическому формированию составляет важную задачу воспитания. Ее решение даст возможность заложить твердые основы внутренней культуры школьника.

В школьной практике сообщение и разъяснение нравственных норм и правил происходит в процессе обучения, повседневной жизни и деятельности детей и специально запланированных беседах.

При проведении этических бесед, необходимо знать какие нравственные представления дети уже имеют. Среди нравственных представлений наиболее полные и разнообразные о товариществе. Младшие школьники могут сравнительно разносторонне оценивать товарища. Учитель должен это иметь в виду и использовать эту способность при оценке событий в классном коллективе, при формировании общественного мнения.

Сообщение нравственных знаний происходит в процессе обучения, главным образом на уроках чтения и развития речи. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал значение детского чтения для нравственного формирования ребенка. Он говорил, что каждое произведение может показать ребенку ту или другую сторону жизни. Художественная литература содержит богатейший материал, связанный с нравственными идеями. Читая ту или иную книгу, младшие школьники стремятся подражать нравственным поступкам ее героев. Они прямолинейны и бескомпромиссны в своих оценках добра и зла, готовы вместе с героями бороться за правду и справедливость.

Кинофильмы, в которых затрагиваются вопросы морали, являются богатым источником для выработки этических норм, необходимых в повседневной жизни общества и в жизни ученического коллектива. Дети всегда с удовольствием смотрят фильмы, посвященные их сверстникам, они вызывают у них яркие зрительные впечатления, глубокие переживания, таким образом, детское чувство связывается с определенным нравственным понятием.

Еще более важный источник накопления нравственных знаний – осмысление детьми личного опыта. Усвоение нравственных норм происходит в живой практике общения людей, когда совершаются и переживаются положительные и отрицательные поступки. Но в то же время имеющиеся нравственные представления постоянно обогащаются, становятся более содержательными, благодаря накоплению собственного опыта, осознанию совершенных действий, поступков.


Литература:

Л.В. Бударникова, Г.П. Попова «Проблемы нравственного становления»

В. А. Сухомлинский «Как врспитать настоящего человека»

О.С. Богданов В.И. Петрова «Методика воспитательной работы в начальных классах»