Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Нравственное воспитание как одно из направлений в работе со школьниками по ФГОС.»
учитель начальных классов
Круткина Лариса Ивановна
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
«Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.
Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.
От того, какими будут первые шаги ребенка в школе, в огромной степени зависит и дальнейшее его отношение к учению, учителям, труду, сверстникам, другим людям.
«От того, как ученик относится в годы детства и отрочества к самому себе, каким он видит себя в мире, зависит его моральный облик» (В. А. Сухомлинский).
Не у всех ребят сразу все хорошо получается и в учении, и в общественных делах. Поэтому – особенно на первых порах – лучше оценивать успехи ребенка не в сравнении с успехами других, а сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми, тогда ему легче будет увидеть, что он не стоит на месте, хотя, быть может, и отстает в чем-то от других. Огромный нравственный смысл общественных и учебных дел состоит в том, что младший школьник приобретает опыт общения с другими ребятами, у него воспитываются очень важные черты личности: товарищество и коллективизм, стремление и умение работать на общую пользу.
К сожалению, родители не всегда интересуются именно этой стороной жизни ребенка. Многих детей, особенно первоклассников, провожают в школу и встречают из школы взрослые. Чем же они их напутствуют и что спрашивают у детей, возвращающихся из школы? «Не балуйся, будь послушным», «Старайся получить пятерку», «Съешь свой завтрак», «Какие отметки получил?», «Запомнил, что задали на дом?». Это, конечно, важные вопросы, но, к сожалению, значительно реже задаются вопросы, имеющие огромное воспитательное значение: «Что ты сегодня узнал нового?», «Как ты сегодня дежурил?», «Кто из ребят сегодня лучше всех отвечал домашний урок?», «Как дела у твоего товарища?».
Помня, что в жизни ребенка взаимоотношения со сверстниками – это источник ярких переживаний, вдумчивые родители захотят знать не только то, с кем дружит их ребенок, но и то, как он дружит. Как складываются детские отношения: на основе справедливости, отзывчивости, желания и умения прийти на помощь или на основе подчинения одного другому, эгоизма, ложного товарищества. Знание этой стороны детских взаимоотношений позволит направить нравственное развитие ребенка по правильному пути.
Неоценимо воспитательное значение труда детей. Ничего, кроме вреда, не наносят ребенку родители, освобождая его от труда по дому. Некоторые говорят: «Пусть учится», «Пусть отдохнет, успеет наработаться», «У него много своих забот: и школа, и музыка, я скорее и лучше сама все сделаю». И дети постепенно привыкают к мысли, что они должны учиться, играть, а долг родителей – работать.
У ребенка – радость получающего, у родителей – радость отдающих, делающих благо. А ведь подлинно нравственное и человеческое связано со второй радостью. Непременно надо дать ребенку возможность испытать эту радость, в том числе и в труде на благо других. Конечно, мать лучше и быстрее приготовит еду, накроет на стол, помоет посуду, но, освобождая ребенка от трудовых дел и обязанностей, она обедняет его в нравственном отношении.
Нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду; в школе оно приобретает еще большую систематичность и целенаправленность. В начальных классах ребенок не только овладевает основами знаний – у него закладываются основы характера, воли, всего нравственного облика. Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферу, ибо проявление нравственности связано с отношением к обществу, окружающим людям, к труду, вещам и самому себе.
Ключ к нравственному развитию младшего школьника – его взаимоотношения со сверстниками-соучениками.
В любой деятельности могут возникать разные нравственные отношения: солидарности, взаимопомощи, требовательности, совместное переживание успехов и неудач или, напротив, отношения, связанные с проявлением эгоизма, честолюбия, тщеславия, зависти.
Разрыв сознания и поведения часто проявляется в том, что ребенок знает, как надо поступить, но не поступает в соответствии со своими знаниями. Этот разрыв обычно рассматривается как недостаток развития личности и даже как показатель безнравственности человека – человек знает, как поступить, но не хочет, не желает поступить правильно. Однако по отношению к младшему школьнику надо поостеречься от таких суждений: разрыв выступает здесь как возрастная особенность ребенка, который еще только учится ориентироваться в многообразии жизненных ситуаций, учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением. Это определенный этап нравственного развития.
Какие же общечеловеческие нормы нравственности мы должны раскрывать перед детьми как азбуку моральной культуры, как начальную школу гражданственности?
Вот что об этом пишет В. А. Сухомлинский:
Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь, тунеядец – это трутень, пожирающий мед трудолюбивых пчел. Учение – твой первый труд. Идя в школу, ты идешь на работу.
Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям. Обкрадывает общество.
Чувства – это кровь, плоть и сердце моральной убежденности, принципиальности, силы духа; без чувств нравственность превращается в сухие, бесцветные слова, способные воспитать лицемеров. Вот почему дорожка от нравственного понятия к нравственному убеждению начинается с поступка, с привычки, насыщенных глубокими чувствами, личным отношением к тому, что ребенок делает, что делается вокруг.
Зло, которое творит кто-то и которое мне лично никакого вреда не приносит, будет воспринято и пережито мной как личное горе лишь тогда, когда я не раз пережил радость, делая для людей добро, – таким правилом надо руководствоваться, добиваясь единства поведения и сознания.