СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Нравственные ценности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему:"Нравственные ценности"

Просмотр содержимого документа
«"Нравственные ценности"»

Предмет: Уроки гражданственности Донбасса

Класс: 7

Дата: 19.01.18

Тема: «Нравственные ценности»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация, видеофрагмент.

Цель урока: создать условия для формирования ценностных отношений к жизни, формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.

Задачи:

Личностные:

Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей,

учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;

Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу

Метапредметные:

Развивать умение работать в группах, коммуникативные компетенции учащихся, творческие способности. Развивать умение обобщать, делать выводы.

Предметные:

Выработать понимание терминов «ценность», «добро» и «милосердие», «Золотое правило морали»

Ход урока.

I.Орг. момент.

Приветствие.

II. Психологический настрой на урок.

1.Актуализация знаний по теме.

Назовите антоним слова «добро»?

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

О каких понятиях мы будем говорить сегодня на уроке?

Постановка цели и задач.

- Что такое добро и что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы.

Словарик.

Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей в отношении между ними.

Зло – понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому – либо вреда, ущерба, страданий.

Что такое нравственная ценность?

Моральные (нравственные) ценности – это общепринятые правила поведения, обусловленные человеческими принципами.

- Какое главное правило добрых поступков? (бескорыстие)

- А теперь попробуйте привести примеры однокоренных слов к слову « добро» (добродетель, доброта, добросердечность, добрососедство).

Попробуйте объяснить значение этих слов, так как вы их понимаете.

С каким цветом у вас ассоциируется зло?

Какие примеры проявления зла вы можете привести?

Должны ли люди бороться со злом?

Игра « Разноцветные капельки»

На столе у вас лежат капельки, выберите любую и напишите на ней качество или событие, которое по - вашему, самое злое.

Давайте закрепим их на доске. Получился дождь зла.

Может ли добро победить зло? Как?

Выберите солнечные лучики и напишите на них добрые качества и поступки, которыми можно уничтожить зло. Закрепим сверху и высушим лучами капли зла.

Но в жизни не всегда все происходит так легко.

Послушайте легенду и скажите о чем она гласит?

Юрий Шмидт

Добро и Зло (Выступление ученика)

Гласит легенда, в смутное то время,

Воды с тех пор немало утекло,

Сев на коней, слегка поправив стремя,

Сражались на Земле Добро и Зло.

И белого коня вперед направив,

Добро открыто мчалось на врага.

Но Зло, оно не соблюдает правил,

Ударило ножом исподтишка.

Добро едва успело увернуться,

А может, ему просто повезло,

С тех пор они сражаются, дерутся,

И кто из них сильней, Добро иль Зло?

Вот, кажется, Добро уж победило,

Мы воспоем победу храбреца,

Но живо зло, оно лишь затаилось,

Оно не умирает до конца.

И что поделать, им не примириться,

Никто из них не может победить.

Менялись их доверенные лица,

Добро и Зло – их некем заменить.

Беседа с учениками.

- Какая главная мысль стихотворения? – Как вы считаете действительно ли существует борьба между злом и добром? (Ответы детей)

Притча о доброте

В больнице в одной палате лежали два тяжелобольных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.

– Что там видно в окне? – как-то спросил тот, что лежал у двери.

– О! - оживился первый. – Я вижу небо, облака, напоминающие зверюшек, озеро и лес вдалеке.

Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей играющих на берегу, юных любовников, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.

В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. "Это несправедливо, – думал он. – За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна".

Однажды лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал. Через некоторое время, первый затих и вытянулся на своей постели. Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать, и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери. Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:

– Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?

Медсестра печально улыбнулась:

– Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.

– Но зачем же он?..

– Он, видимо, просто хотел вас немного приободрить.

В чем заключается мораль притчи?

Сценка «Все в твоих руках».

Беседа по содержанию.



Работа в парах с пословицами и поговорками о добре.

На хороший цветок и пчёлка летит.

От добра добра не ищут.

Добрый привет и кошке приятен.

Добрый пёс на ветер не лает.

Доброму добро, а худому – пополам ребро.

Добрые умирают, да дела их не пропадают.

Добрый человек в добре проживёт век.

Обсуждение.

Подведение итога урока.

Анкета « Добрый ли вы человек?»

Тест: «Добрый ли ты человек»

Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты про играешь?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Подведем итоги:

Подсчет очков.         

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы: 1, 3, 4, 7,8, 11

- и за отрицательный ответ на вопросы: 2, 5, 6, , 9, 10, 12.

Итог урока

О чем мы сегодня  поговорили?

О нравственности. О доброте.

Что вы узнали для себя? Стоит ли быть добрым в жизни?

Учитель: Молодцы дети, я надеюсь, что вы поняли с какими качествами характера лучше жить в этом мире.

В.А.Сухомлинского «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. За добро платите добром! Будьте добрыми и милосердными.



- Закончить наш урок, я хочу такой притчей.

У городских ворот сидел старик.

 Встречать он приезжающих привык.

 Благословляя, с ними вел беседы.

 Поил водою и кормил их хлебом.

  Однажды юноша с большой сумой в руках

  спросил о городе у старца впопыхах:

- Какие люди в нем живут? Добры иль нет?

 Вопросом был от старика ответ.

 - Там, где ты жил, какие люди были?

 Они тебе добро иль зло дарили?

- О, очень злы, эгоистичны и ворчливы.

 Недружелюбны, недобры, нетерпеливы.

 - Ну что ж, сынок, и здесь таких же встретишь.

 Недружелюбных, злых и неприветливых.

 И юноша, расстроившись слегка,

 вошел в ворота, осерчав на старика.

 А через время юноша другой

 к воротам подошел с большой сумой.

- Скажи, мудрец, кто в городе живет?

 Какие люди? Добр иль зол народ?

 - Откуда ты? Каким твой город был?

 Ты в нем друзей или врагов нажил?

- Я с болью в сердце уезжал оттуда.

 Любовь и доброта царят там всюду.

  - Сынок! И здесь такие люди!

 Тебе уютно, хорошо в нем будет!

 И юноша с улыбкою и песней

 вошел в ворота города чудесного.

 Был очень удивлен другой старик,

 который у ворот сидеть привык.

- Вопрос один. Ответы так различны.

 Такое слышать от тебя мне непривычно!

 - Все дело в том, что каждый, кто живет,

 тот мир, что в сердце, окружающим несет.

 Коль ненависть и зло ты встретишь там,

 зачем бежишь? Когда таков ты сам?

 А, если добр ты с множеством людей,

 добро найдешь ты на планете всей.

 Вокруг нас то, что видеть мы хотим.

 Мы сердцем окружение творим!

Домашнее задание.

1гр. – выучить конспект «3»

2гр. – выучить конспект, подготовить сообщение по теме: «Совесть. Главный принцип. Понятие. Осибенности.» - «4»

3гр. - выучить конспект. Написать мини –сочинение. « Встретились Добро и Зло . Встретились и начали спорить, кто прав..» - «5»



























Работа с пословицами и поговорками о добре.

На хороший цветок и пчёлка летит.

От добра добра не ищут.

Добрый привет и кошке приятен.

Добрый пёс на ветер не лает.

Доброму добро, а худому – пополам ребро.

Добрые умирают, да дела их не пропадают.

Добрый человек в добре проживёт век.