НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
В современном обществе происходит изменение нравственных ценностей, поэтому необходимо их переосмысление и пересмотр ценностных характеристик. Изучение нравственных ценностей – важное условие воспитания и развития подростков. В нравственных ценностях отражена культура общества и внутренняя основа отношений человека к разным видам ценностей. Обязательным условием развития личности является формирование нравственных ценностей. Формирование нравственных ценностей происходит в подростковом возрасте, именно тогда определяется позиция ребенка в сфере социальных отношений. От того, насколько сформированы нравственные ценности подростков, зависят их духовное, психическое и физическое здоровье [3].
Осмысление ценностей подростков поможет определить перспективные направления воспитательной работы и их социализации. У подростка формируются и развиваются ценности, убеждения, мировоззрения, идеалы, которые становятся основой его осознанного отношения к окружающему миру, себе, проявляются в поступках и поведении. Это определяется новообразованиями, свойственными определенному возрастному этапу. Сформированные нравственные ценности указывают на то, что подросток готов к жизни в обществе. Ценности представляют собой идеалы, цели, к которым человек стремится. Нравственные ценности – это то, что человек особенно ценит в жизни, чему придает особый смысл.
Именно в подростковый период меняется отношение к миру и обществу, перестраиваются ценности. Поэтому формирование нравственных ценностей требует всестороннего изучения. Важно понимать, что для подростка является значимым, каковы его жизненные ценности.
Проблема формирования нравственных ценностей в подростковом возрасте всегда была актуальной в исследованиях педагогов, так как именно в этом возрасте происходят процессы социализации-индивидуализации, обусловленные развитием самосознания школьника. Этой проблеме посвящены труды В. А. Василенко, С. Л. Рубинштейна, В. С. Мухиной, В. А. Петровского, Р. С. Немова, Р. П. Тугарина, В. А. Барабанщикова, В. А. Барьядаевой, В. А. Гаврилюка, Н. А. Трикоз, Ю. М. Плюснина, Г. В. Давыдовой, М. Вебера, М. Рокича, которые раскрыли сущность нравственных ценностей. Особенности подросткового периода заключаются в противоречивости эмоционально-волевой сферы и часто проявляются в импульсивности, тревожности, неустойчивых представлениях о себе и окружающих, трудностях самоопределения (Л. С. Выготский, А. Гезел и др.). Ученые отмечают, что противоречия подросткового возраста связаны с противоречивостью культурных и социальных ценностей и норм, их многообразием, что и отражается на формировании нравственных ценностей подростков.
По словам Е. П. Белинской нравственные ценности современного подростка формируются в ситуации социальной нестабильности и ценностно-нормативной неопределенности, когда серьезно нарушена трансляция ценностей от старшего поколения к младшему. Важность задачи формирования нравственных ценностей подростков отражена в таких документах, как «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года», «Конвенция ООН о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей». В Законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркнута необходимость воспитания у молодежи положительного отношения к общечеловеческим ценностям [2].
Исследования проблемы формирования нравственных ценностей у подростков является актуальной и представляет интерес, потому что необходимо получить ответ на такие вопросы: Какие ценности сегодня разрушаются, а какие остаются? Ради чего живут сегодняшние подростки? Каковы особенности их ценностных ориентаций?
Что же такое нравственные ценности? «Нравственные ценности – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного» [1].
У каждого человека своя система ценностных ориентаций и своя иерархия в них. Поэтому важно учитывать степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и их содержание. Нравственные ценности связаны с воспитанием личности. А под личностью понимается, по словам В. С. Мухиной, человек, как продукт общественно-исторических отношений, имеющий определенные индивидуальные качества. В. А. Петровский считал, что быть личностью – значит быть субъектом собственной жизнедеятельности. Р. С. Немов под «личностью» понимал совокупность устойчивых качеств человека, составляющих его индивидуальность [4]. Нравственные ценности – это внутренняя основа отношений личности с действительностью.
В. В. Гаврилюк и Н. А. Трикоз в одной из работ выделяют четыре системы нравственных ценностей:
1. Общечеловеческие ценности, определяющие цель бытия человека.
2. Витальные ценности – ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта.
3. Интеракционистские ценности – нравственные ценности, важные в межличностном и групповом общении (хорошие отношения, взаимопомощь).
4. Социализационные нравственные ценности, определяющие процесс формирования личности (социально одобряемые и неодобряемые) [1].
Таким образом, человек осознает мир через призму нравственных ценностей, у каждого человека свое отношение к ценностям общества, культуры и каждый по-своему их соотносит с личностными ценностными ориентациями. Ценностные ориентации изменчивы и неоднородны, они формируются и развиваются в ходе накопления человеком жизненного опыта в условиях меняющегося общества. Поэтому важно изучать ценностные ориентации и их влияние на человека, особенно на подростка.
Система нравственных ценностей личности всегда формируется в конкретных социально-исторических условиях, отражает актуальные ценности и нормы определенного общества, поэтому они в первую очередь являются важнейшим источником формирования ценностных ориентаций личности подростка. В подростковом возрасте продолжают формироваться многие нравственные ценности, например, любовь, престиж, уважение, знание, здоровье, материальное благополучие и другие.
Нравственные ценности складываются под влиянием самых различных факторов, потому что подросток попадает в разные жизненные ситуации, которые часто требуют от него принятия какого-либо решения, выбор варианта поведения, осмысления ценности принятого решения.
Становление личности подростка происходит в сложных условиях ломки многих старых нравственных ценностей и формирования новых социальных отношений.
Большинство подростков придает огромную значимость материальным ценностям, ценностям индивидуальной самореализации, а нравственные и социальные ценности для них не важны.
Формирование нравственных ценностей подростков связано с такими нравственными качествами, как доброжелательность, терпимость к другим, способность к прощению, стремление к примирению, непротивление злу насилием, гуманизм, честность, справедливость, послушание, трудолюбие, совестливость и т. д.
Таким образом, нравственные ценности определяют признак зрелости личности, меру ее социализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
5. Гаврилюк, В. В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз // Социол. исслед. – 2002. – № 1. – С. 96–105.
10. Кузнецова, Е. Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков / Е. Г. Кузнецова // Вестник ОГУ. – 2012. – № 2 (138). – С. 109–114.
12. Лысенко, А. В. Ценностные ориентации подростков / А. В. Лысенко, А. В. Петров // Таврический научный обозреватель. – 2017. – № 12 (29). – С. 61–65.
13. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. – М.: Владос, 1998. – 320 с.