Войковская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней
Амвросиевского района
Донецкой Народной Республики
УРОК НА ТЕМУ:
«НРАВЫ И ОБЫЧАИ ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ
В ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ
«ТАРАС БУЛЬБА»
(7 класс)
Подготовила Павленко С.Н,
учитель русского языка и литературы
2016 год
Тема . Нравы и обычаи Запорожской Сечи в повести Н. В .Гоголя
«Тарас Бульба»
Цель: познакомить с бурной, шумной, разнообразной толпой запорожцев; показать традиции и обычаи Запорожской Сечи; обратить внимание на роль Тараса и его сыновей среди запорожцев; развивать критическое мышление; совершенствовать навыки текстологического анализа текста; воспитывать уважение к личности художника слова, его творчества, любовь к Родине
Оборудование: иллюстрации к повести, репродукция картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», портрет Н. В. Гоголя, презентация «Запорожская Сечь»,бейджи.
Тип урока : урок изучения нового с элементами исследования, ролевой игры
В каком народе живешь,
того и обычая держись.
Русская пословица
ХОД УРОКА
І Организационный момент
Разминка
Слово учителя
Сегодня на уроке мы будем работать коллективно. Каждому из вас я хочу пожелать, чтобы вы на уроке были : У – успешными;
С – смелыми;
П – прогрессивными;
Е - естественными;
Х – харизматичными;
Другими словами, я желаю вам успеха. А что является составляющей успеха? ( сотворчество, взаимопомощь, внимание, самоконтроль)
Предлагаю вам составить сенкан со словом «Тарас Бульба»
Тарас Бульба
храбрый, честный
учит, защищает, отстаивает.
Тарас Бульба – настоящий казак
Куренной атаман
ІІ. Актуализация опорных знаний
1.Объявление темы урока
Учитель. Для достижения успеха нам необходимо сформулировать цель работы. Какие задачи необходимо решить при изучении данной темы, каких результатов ожидаете?
Ожидаемые результаты:
- вдумчиво и выразительно читать;
- исследовать и анализировать;
-комментировать нравы и обычаи Запорожской Сечи;
- формировать в себе активную жизненную позицию.
2. Литературный диктант «Лови ошибку » ( с взаимопроверкой)
- сыновей Тараса отдали в 15 лет в киевскую академию (в 12 лет );
- Андрей был одним из лучших товарищей (Остап );
- Андрей познакомился с красивой дочкой украинского помещика
(польского );
- Тарас ехал с сыновьями пшеничным полем ( степью);
- Пять дней добирался Тарас с сыновьями на Сечь (три );
- Сорок куреней были похожи на отдельные государства ( 60);
- Можно было увидеть на Сечи несколько женщин (ни одной );
- Вновь избранному куренному атаману Кирдюгу дважды подносили палицу ( трижды );
- Различные казацкие собрания проходили в курене кошевого (на площади );
- Войсковая казна, закопанная в землю, сохранялась на площади ( под водой и в камышах).
ІІІ.Восприятие и усвоение нового материала
Учитель. Много посвящено описанию Запорожской Сечи в повести. В изображении массовых сцен осуществилась мечта Гоголя о вольной жизни, основанной на товариществе, братстве, равноправии. По мнению писателя, только такой уклад жизни, такие обстоятельства могут создать сильных и могучих людей, какими были Тарас, Остап, Бовдюг и много других. Они по первому призыву Отчизны брались за оружие.
(Зачитывается ): « Пахарь ломал свой плуг, бровары и пивовары кидали свои кадки и разбивали бочки, ремесленник и торгаш посылали к черту ремесло, и лавку, бил горшки в доме. И все, что ни было в доме, садилось на коня…»
Или может быть Гоголь выдумал Запорожскую Сечь? Давайте послушаем группу ребят - «историков», которые подготовили сообщения о существовании Запорожской Сечи.
2. Сообщение группы «историков»(Презентация «Запорожская Сечь»)
1 ученик (слайд №1)
Запорожская Сечь – социально-политическая военная организация украинских казаков в ХУІ – ХУІІ веках за Днепровскими порогами . Для защиты от нападения крымских татар они строили небольшие деревянные укрепления – сечи.
2 ученик (слай №2)
Казацкая республика на острове Хортица просуществовала в Запорожской Сечи до 1654 года. Она состояла из куреней, вела активную борьбу с «нехрестями». Запорожская Сечь сыграла большую роль в формировании национального сознания украинского народа.
В 1709 году по приказу Петра Великого, в связи с восстанием Кондрата Булавина, Запорожская Сечь была ликвидирована. Сами казаки , в значительной мере, переселились в Крымское ханство.
3 ученик (слай №3)
Совет Сечи – общевойсковые сборы, верховный орган Запорожской Сечи, которые выбирали войскового старшину, решали все важне вопросы.
Формально право участия в сечевом совете имел каждый казак, что обеспечивало известную демократичность принятия решений.
Учитель.
Для того,чтобы вы поняли чувства писателя к Сечи и смогли сравнить их с историческими известиями, давайте перечитаем соответствующие места в тексте, чтобы понять причину восхищенного отношения Гоголя к Сечи.
3. Выразительное чтение отрывков в повести:
- «Молодые сыновья тоже оглядели себя с ног до головы, и все вместе въехали в предместье Сечи…»;
- « Уже неделю Тарас Бульба жил со своими сыновьями на Сечи… »;
- « Не прошло и часа, как ударили литавры…».
ІУ.Закрепление изученного материала
1.Словарная работа
Учитель.
В тексте вы встретились с незнакомыми словами. Что обозначают эти слова?
- ляхи - так запорожцы называли поляков;
- литавры – ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной ;
- палица – деревянное или металлическое оружие из крепких и тяжелых сортов дерева.
2. Эвристическая беседа о законах и обрядах Запорожской Сечи
Метод «Волшебный сундучок» ( вопросы на полосках бумаги находятся в сундучке)
Вопросы:
- За что больше всего наказывали на Сечи ?
-Что можно сказать о законах, которые правили среди запорожцев?
- С какими порядками на Сечи трудно согласиться ?
- Как выбирали кошевого атамана?
- Для чего казакам необходимо было находиться в состоянии войны с иноверцами?
- Что запорожцы ценили больше всего ?
3. Составление опорных утверждений. Метод «Ассоциативный куст»
Законы Сечи: Нравы и обычаи:
( предложен набор ответов, дети распределяют их):
(Новые учились военному ремеслу во время битвы; женщинам не позволялось даже приближаться к Сечи; только что прибывший обязан был сразу же явиться к кошевому; запорожец обязан был верить в Бога, ходить в церковь, уметь креститься; все имущество сохранялось у куренного атамана; казака, который что-то украл, привязывали к столбу, клали рядом палку, которой по очереди били казака; кошевой атаман выбирался при помощи голосовых выкриков.
Все запорожцы наслаждались волей; можно было увидеть людей разных национальностей; казаки носили шаровары из дорогого сукна; любили стрелять в цель, гоняться за зверем по степям и лугам; защищали православную церковь, но не постились; каждый курень по очереди должен был ловить рыбу; вновь выбранный кошевой должен был дважды отказаться от палицы, приняв ее в третий раз.)
4. Работа по картине И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Учитель.
Картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» близка повести Гоголя. Она создает яркие, живые впечатления о казацкой вольнице, славных, храбрых людях. Предлагаю послушать сообщение по картине ученика –«искусствоведа»
Ученик – «искусствовед»
В центре картины - фигура кошевого атамана Ивана Сирка. У него мужественное лицо, умный, пронзительный взгляд, орлиный нос. Все в фигуре атамана говорит о его силе и властности. Только такой атаман мог «разгуляться на «чайках» в Черном море, совершать смелые походы в Крым.
Обратите внимание на фигуру казака с поднятой рукой. На что она указывает? Возможно на дым костров, копья; все большое пространство, занятое людьми, которые собрались сюда для защиты родной земли. Храбрые запорожцы оставляли дома ради единственной цели – защиты Родины. В центре картины мы видим небольшую группу казаков, которые смеются. Они мужественны, уверены в своих силах, правоте. Эти гордые люди одинаково дороги и Гоголю, и Репину.
У. Рефлексия
1. Метод «Микрофон»
Учитель.
Обратите внимание на эпиграф. К кому из главных героев его можно отнести в большей степени?
- Определите, насколько полно вы смогли реализовать цели урока. Выберите соответствующий цвет: красный – успешно, желтый – хорошо, синий – недостаточно.
2.Оценивание, аргументирование работы учащихся.
УІ. Домашнее задание:
УІІ. Итог урока
Писатель называет Запорожскую Сечь демократической республикой, а запорожцев вольным и гордым народом. Он писал: « Так вот она Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы ! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»
Желаю и вам, дети, любить Родину, как любили ее герои повести Гоголя.