МОУ СОШ № 9 г. Иркутска
Методическое пособие
О конспектировании и реферировании при чтении текстов
Автор: Дырда Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
С чего начать при работе над конспектом, рефератом? Как «увидеть» самую нужную, главную информацию, как экономно и рационально её записать?
Виды работы над конспектом и рефератом взаимосвязаны, «перетекают» ли в другой, потому что конечной их целью является «вторичный» текст, позволяющий автору пользоваться необходимой информацией немедленно или спустя какое-то время.
Самостоятельная работа над конспектом и рефератом предполагает несколько этапов.
Прежде всего, необходимо определить область знаний, к которым относится текст (статья), сформулировать главную тему текста, цель автора. Затем следует проанализировать содержание каждого фрагмента (абзаца), выделяя относительно самостоятельные по смыслу, и на основании этих операций сделать краткую запись статьи. Так мы получим реферат.
Исключив из абзацев часть информации, которая детализирует, объясняет главную (авторские отступления, ссылки на других авторов, иллюстрации, примеры, не играющие особой смысловой роли в понимании содержания), получим тезисы. Тезисы можно разделить на главные и второстепенные.
Записав тезисы в логической последовательности и снабдив их необходимыми примерами, получим конспект.
При составлении конспекта и реферата нужно сконцентрироваться на следующих положениях:
— чему посвящен реферируемый источник;
— чем реферируемый источник является,
каковы цель и задачи автора;
— каков характер материала
— из каких частей, фрагментов он состоит;
— какие основные проблемы содержит;
какие исследовательские операции реализуются в главах, частях, параграфах;
каковы авторские позиции в реферируемом источнике (при их наличии);
имеются ли ссылки на другую литературу;
чем реферируемая статья завершается.
Необходимое звено в процессе формирования навыков конспектирования и реферирования — определение темы текста. Этому вопросу в научно-методической литературе уделено много внимания. Заметим только, что учащимся можно напомнить, что 1) каждый текст имеет свою тему, т. е. то, о чем в нем говорится (о событиях, об интересных людях, о научных открытиях и т. д.),
2) многие заголовки отражают тему текста.
Задачи обучения конспектированию и реферированию обусловливают введение в речь учащихся конкретных языковых средств, что достигается использованием специальных заданий такого типа.
Прочитайте текст и ответьте, о чем в нем рассказывается. Выберите подходящее начало из предложенных речевых образцов. Автор текста (статьи) рассказывает нам
том ...
В тексте (статье) рассматривается (что?) ...; говорится (о чём?) ...; дается оценка, анализ (чего?) ...; обобщается (что?) ...; представлена точка зрения (на что?) ...
Тема статьи (рассказа) ...
Это статья (рассказ) на тему ...
Статья рассказывает ...
Статья посвящена теме (проблеме, вопросу) ...
Тема произведения (книги, статьи) всегда тесно связана с его идеей. Тем не менее, надо иметь в виду, что это хотя и взаимосвязанные, но различные стороны произведения, от глубины проникновения в суть которых в целом. При решении проблем конспектирования и реферирования целесообразно дать учащимся следующую информацию:
Основная, или главная, мысль раскрывает цель текста, его назначение, смысл. Она может содержаться в заглавии, в одном из предложений (чаще в начале), но в большинстве случаев ее нужно искать и формулировать самостоятельно.
Формированию навыка помогает выполнение упражнений.
1. Прочитайте текст. Укажите предложение, которое содержит главную мысль.
Неправильное освещение при просмотре телевизионных передач отрицательно влияет на зрение. Лучше, если во время телевизионной передачи комната немного освещена, так как не всегда телевизор бывает идеально отрегулирован, а дополнительное искусственное освещение смягчает резкость изображения.
2. Прочитайте текст, укажите предложение, которое содержит главную мысль. Есть оно в тексте или вам пришлось его формулировать?
Косвенная речь — особая синтаксическая конструкция, которая передает чужую речь. По форме она представляет собой сложноподчиненное предложение с изъяснительной придаточной частью. Главная часть содержит описание речевой ситуации, придаточная или передает дословно чужую речь, или излагает ее содержание приблизительно.
Большое значение имеет умение выделить главную информацию, так как конспектирование и реферирование предполагает фиксирование наиболее важных и существенных сведений. Основой формирования данного умения является выделение информативных центров предложения, абзаца, текста. Информативные центры несут основную смысловую нагрузку. Выделение информативных центров предложения — начальный этап работы, который могут составить такие упражнения.
1. Прочитайте текст, скажите, согласны ли вы с тем, что выделенные части предложений являются их информативными центрами.
В тексте всегда есть главная мысль. Но живет она там не одна. Можно сравнить книгу с машиной. В машине главная деталь — мотор. Но если не будет остального (колес, руля, тормозов), машины все-таки не будет. Так же и в тексте, кроме главной, есть еще и второстепенные.
Если их найти и пересказать, то получите краткий пересказ, а если записать — конспект текста.
2.В предложенном тексте найдите информативные центры предложений. Oпределите главную мысль текста.
Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное понятое. Можно помнить вкус дыни, которую вы ели месяц назад, потому что у вас есть
память на вкусовые ощущения. А еще есть память на запахи.
Людям во всем помогают разные виды памяти. Но чтобы они по-настоящему выручали о них надо заботиться: тренировать и развивать.
3. Прочитайте текст, а затем запись основной мысли, данную ниже в скобках Скажите, согласны ли вы с тем, что эта мысль и есть главная.
Писатель-фантаст Жюль Верн много часов в день тратил на изучение научной литературы, чем и объясняется «удивляющая» читателей осведомленность романиста в самых разнообразных областях науки и техники. Жюль Верн как бы представлял собой институт научной информации современных ему знаний. Составленной им картотеки из двадцати тысяч карточек могло бы позавидовать и ученое общество.
(Глубокое и всестороннее изучение научной литературы сыграло огромную роль в творчестве писателя фантаста Жюля Верна.)
На данном этапе работы составляются вопросы к текстам, разные видь плана, краткие записи прочитанного и т. д. Примеры упражнений:
1. Прочитайте текст и письменно составьте вопросы к каждому предложению, которое выделено в тексте.
Самый оригинальный памятник в мире находится близ города Оттавы (Канада) Памятник представляет собой гигантский шар диаметром девять метров. Он посвящен... сыру.
История этого необычайного памятника такова. В 1890 году в Чикаго открылась международная выставка пищевых продуктов. Сыровары Оттавы отправили на выставку головку сыра диаметром девять метров, которая весила девять тонн. На изготовление сыра потребовалось почти сто тысяч литров молока. Канадский колосс получил специальный приз. В честь этого события и был воздвигнут необычный монумент, представляющий собой точную копию сыра -чемпиона.
2. Прочитайте текст и составьте к нему два плана: а) очень подробный: б) краткий, состоящий из двух-трех пунктов. Объясните преимущества и недостатки каждого.
Каким образом птицы узнают друг друга? Важное значение имеет, конечно, зрение, но, как показал ряд экспериментов, одного зрения мало. Ведущую роль играет ритм звуковых сигналов, которыми обмениваются птицы (то, что мы называем пением). У каждого вида свои песни. Отличаются они настроением, структурой сигнала и не только самими звуками, но и их продолжительностью, чередованием, величиной интервалов между ними. У большинства видов решающая роль в познании принадлежит первым двум нотам сигнала: они должны быть постоянными так же, как и интервалы между ними. Так обстоит дело у черных дроздов, гаички, зяблика.
Как известно, главной составной частью конспектирования и реферирования является смысловое свертывание текста. В силу этого необходимо формирование умений и навыков по работе с отрезками текста на уровне предложений, абзаца, сложного синаксического целого, а также смысловоого свертывания текста на базе работы с целым текстом.
На этапе смыслового свертывания текста большое значение имеет умение переформулировать мысль, когда ранее прочитанное излагается в свернутом виде. Примером работы по формированию навыков сжатия текста могут служить следующие упражнения
1.Прочитайте отрывки из текста. Содержание отрывков изложите в форме простых предложений.
1) Каждая эпоха, каждое событие накладывают свою печать на выразительность художественной формы архитектурных сооружений, которые являются каменной летописью города, можно даже сказать — каменной летописью мира, так как архитектура говорит о развитии культуры прошлого не существующего уже народа.
2) Для того чтобы получить необходимые сведения о древних зданиях, надо «разговорить» камни, из которых они построены. Ведь камни являются немыми свидетелями той эпохи, когда строилось здание. И вот для того, чтобы получить информацию, которую таят в себе строительные камни, надо уметь прочесть «непонятные» надписи, начертанные на них временем. А как? В этом нам помогут история, древнерусская архитектура, а также геология и палеонтология.
2. Содержание текста «Городская революция» изложите в форме сложных предложений.
Городская революция. Ныне вполне очевидна бесплодность попыток определения понятия «город» путём сложного социокультурного феномена видоизменяется в зависимости от места и времени.
Развитым городам предшествовали образования различного типа: центры племенных княжений, военно-торговые колонии, культовые центры и т. д. Между ними и сложными социокультурными организмами XI—XIII вв. прямой преемственности не наблюдается. Некоторые историки относят возникновение городов к VI—VII вв. Однако это утверждение невозможно подтвердить конкретными фактами.
При выполнении данного типа упражнений необходим учет смысловой связи между частями текста, чем обусловлен выбор структурно-семантического типа сложного предложения.
Необходимым условием овладения кратким изложением информации является умение извлекать информацию, соответствующую поставленной цели, и перераспределять информацию, когда ключевые фрагменты «группируются по тематическому принципу вокруг нескольких больших подтем, развивающих главную тему текста». Арсенал упражнений по выработке данного умения достаточно разнообразен:
прочитать текст и план текста (составленным с учетом перераспределения информации), выписать к каждому пункту плана слова и выражения, необходимые для изложения его смыслового содержания; на основе плана и полученного языкового материала написать сжатый вариант текста;
проанализировать текст с точки зрения проблемы ... (называется проблема, раскрытие которой требует объединения информации, содержащейся в разных частях текста); написать текст под названием ... (название проблемы);
найти в текстах (дается 2—3 небольших по объему текста) материал, информирующий о ... И т. п.
Проиллюстрируем один из типов упражнений.
Прочитайте текст. Найдите в тексте предложения, которые содержат следующую информацию: а) на что рассчитана письменная речь; б) почему пишущий должен подбирать точные языковые средства.
Письменно изложите содержание пунктов а) и б).
Письменная речь.
Письменная речь характеризуется тем, что пишущий не видит того, кому предназначена речь, она не зависит от реакции адресата. Она рассчитана на зрительное восприятие и дает возможность повторно возвращаться к написанному (пишущий может многократно совершенствовать написанное).
Часто пишущий должен сначала ввести адресата в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения. Это заставляет его описывать все более полно, иначе он будет неверно понят.
Пишущий лишен возможности выразить интонацию, поэтому он должен более тщательно построить фразу, подобрать более точные языковые средства.
Пишущий не может использовать мимику, жесты, не может не договаривать фразы, поэтому его речь грамматически оформлена более строго.
Обратите внимание: для раскрытия содержания пунктов а) и б) необходимо извлечение информации не в той последовательности, в какой она представлена в тексте.
Краткому изложению содержания текста в большой мере способствует умение ориентироваться в общей структуре текста, так как «глубина понимания текста существенно зависит от понимания того, как текст создан и какую функцию выполняет каждая его "деталь"»2. Так, умение выделить введение поможет учащемуся «войти» в проблемы текста, которые получают развитие в основной излагающей части, иллюстрируются примерами, доказательствами, суждениями, дополнительной информацией и т. д. Заключение же поможет обобщить информативное содержание текста и выводы, что значительно облегчит задачу краткого письменного изложения его содержания.
Примерные этапы работы отражаются в конкретных видах упражний:
1. Прочитайте текст. Обратите внимание на то, что первый абзац — введение, в котором в общем виде освещены основные проблемы, составляющие содержание текста; во втором абзаце раскрывается понятие... в абзацах .. заложена основная информация текста; последний абзац представляет собой заключение – вывод.
2. В тексте ... найдите предложения, составляющие введение к тексту, выделите часть, в которой содержится основная информация и заключение.
3. Прочитайте текст ... . Выделите смысловые части, определите основную тему каждой части и озаглавьте их. Выпишите ключевые слова, словосочетания, предложения каждой из смысловых частей. Составьте сжатые варианты на основе их содержания и выделенных ключевых фрагментов. Тексты запишите.
Обучение конспектированию и реферированию — сложный процесс. В данной работе приведены лишь некоторые виды работы по формировании соответствующих умений и навыков.
Электронная тетрадь по русскому языку 7...
Русский язык 6 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку...
Электронная тетрадь по русскому языку...
Электронная тетрадь по русскому языку 9...
Правила русского языка. Орфография и...
Русский язык 10 класс ФГОС
Русский язык 11 класс ФГОС
© 2017, Дырда Наталья Владимировна 1982 6
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы