СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.08.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О конспектировании и реферировании при чтении текстов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа расссказывает о разных методах конспектирования и реферирования текстов

Просмотр содержимого документа
«О конспектировании и реферировании при чтении текстов»

МОУ СОШ № 9 г. Иркутска











Методическое пособие

О конспектировании и реферировании при чтении текстов



Автор: Дырда Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

















С чего начать при работе над конспектом, рефератом? Как «уви­деть» самую нужную, главную инфор­мацию, как экономно и рационально её записать?

Виды работы над конспектом и рефератом взаимосвязаны, «перетекают» ли в другой, потому что конечной их целью является «вторичный» текст, позволяющий автору пользоваться не­обходимой информацией немедленно или спустя какое-то время.

Самостоятельная работа над конспектом и рефератом предполагает несколько этапов.

Прежде всего, необходимо опреде­лить область знаний, к которым относится текст (статья), сформулировать главную тему текста, цель автора. Затем следует проанализиро­вать содержание каждого фрагмента (абзаца), выделяя относительно само­стоятельные по смыслу, и на основа­нии этих операций сделать краткую запись статьи. Так мы получим реферат.

Исключив из абзацев часть инфор­мации, которая детализирует, объяс­няет главную (авторские отступления, ссылки на других авторов, иллюстра­ции, примеры, не играющие особой смысловой роли в понимании содержания), получим тезисы. Тезисы можно разделить на главные и второстепенные.

Записав тезисы в логической после­довательности и снабдив их необходи­мыми примерами, получим конспект.

При составлении конспекта и рефе­рата нужно сконцентрироваться на следующих положениях:

— чему посвящен реферируемый источник;

— чем реферируемый источник являет­ся,

каковы цель и задачи автора;

— каков характер материала

— из каких частей, фрагментов он состоит;

— какие основные проблемы содержит;

  • какие исследовательские операции реализуются в главах, частях, параграфах;

  • каковы авторские позиции в рефери­руемом источнике (при их наличии);

  • имеются ли ссылки на другую литературу;

  • чем реферируемая статья завершается.

Необходимое звено в процессе формирования навыков конспектирования и реферирования — определение темы текста. Этому вопросу в научно-мето­дической литературе уделено много внимания. Заметим только, что уча­щимся можно напомнить, что 1) каждый текст имеет свою тему, т. е. то, о чем в нем говорится (о событиях, об интересных людях, о научных откры­тиях и т. д.),

2) многие заголовки отражают тему текста.

Задачи обучения конспектированию и реферированию обусловливают введение в речь учащихся конкретных языковых средств, что достигается использованием специальных заданий такого типа.

Прочитайте текст и ответьте, о чем в нем рассказывается. Выберите подходящее начало из предложенных речевых образцов. Автор текста (статьи) рассказывает нам

том ...

В тексте (статье) рассматривается (что?) ...; говорится (о чём?) ...; дается оценка, анализ (чего?) ...; обобщается (что?) ...; представлена точка зрения (на что?) ...

Тема статьи (рассказа) ...

Это статья (рассказ) на тему ...

Статья рассказывает ...

Статья посвящена теме (проблеме, вопросу) ...

Тема произведения (книги, статьи) всегда тесно связана с его идеей. Тем не менее, надо иметь в виду, что это хотя и взаимосвязанные, но различ­ные стороны произведения, от глуби­ны проникновения в суть которых в целом. При решении проблем кон­спектирования и реферирования целе­сообразно дать учащимся следующую информацию:

Основная, или главная, мысль раскры­вает цель текста, его назначение, смысл. Она может содержаться в заглавии, в одном из предложений (чаще в начале), но в большинстве случаев ее нужно искать и формулировать самостоятельно.

Формированию навыка помогает вы­полнение упражнений.

1. Прочитайте текст. Укажите предложение, которое содержит главную мысль.

Неправильное освещение при просмотре телевизионных передач отрицательно влияет на зрение. Лучше, если во время телевизионной передачи комната немного освещена, так как не всегда телевизор бывает идеально отрегулиро­ван, а дополнительное искусственное освещение смягчает резкость изображения.

2. Прочитайте текст, укажите предложение, которое содержит главную мысль. Есть оно в тексте или вам пришлось его формулировать?

Косвенная речь — особая синтаксическая конструкция, которая передает чужую речь. По форме она представляет собой сложноподчиненное предложение с изъяснительной придаточной частью. Главная часть содержит описание речевой ситуации, придаточная или передает дословно чужую речь, или излагает ее содержание приблизительно.



Большое значение имеет умение выделить главную информацию, так как конспектирование и реферирова­ние предполагает фиксирование наи­более важных и существенных сведе­ний. Основой формирования данного умения является выделение информа­тивных центров предложения, абзаца, текста. Информативные центры несут основную смысловую нагрузку. Выде­ление информативных центров пред­ложения — начальный этап работы, который могут составить такие уп­ражнения.

1. Прочитайте текст, скажите, согласны ли вы с тем, что выделенные части предложений являются их информативны­ми центрами.

В тексте всегда есть главная мысль. Но живет она там не одна. Можно сравнить книгу с машиной. В машине главная деталь — мотор. Но если не будет остального (колес, руля, тормозов), машины все-таки не будет. Так же и в тексте, кроме главной, есть еще и второстепенные.

Если их найти и пересказать, то получите краткий пересказ, а если записать — конспект текста.

2.В предложенном тексте найдите информативные центры предложений. Oпределите главную мысль текста.

Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное понятое. Можно помнить вкус дыни, которую вы ели месяц назад, потому что у вас есть
память на вкусовые ощущения. А еще есть память на запахи.

Людям во всем помогают разные виды памяти. Но чтобы они по-настоящему выручали о них надо заботиться: тренировать и развивать.

3. Прочитайте текст, а затем запись основной мысли, данную ниже в скобках Скажите, согласны ли вы с тем, что эта мысль и есть главная.

Писатель-фантаст Жюль Верн много часов в день тратил на изучение научной литературы, чем и объясняется «удивляющая» читателей осведомленность романиста в самых разнообразных областях науки и техники. Жюль Верн как бы представлял собой институт научной информации современных ему знаний. Составленной им картотеки из двадцати тысяч карточек могло бы позавидовать и ученое общество.

(Глубокое и всестороннее изучение научной литературы сыграло огромную роль в творчестве писателя фантаста Жюля Верна.)


На данном этапе работы составляются вопросы к текстам, разные видь плана, краткие записи прочитанного и т. д. Примеры упражнений:

1. Прочитайте текст и письменно составьте вопросы к каждому предложению, которое выделено в тексте.

Самый оригинальный памятник в мире находится близ города Оттавы (Канада) Памятник представляет собой гигантский шар диаметром девять метров. Он посвящен... сыру.

История этого необычайного памятника такова. В 1890 году в Чикаго открылась международная выставка пищевых продуктов. Сыровары Оттавы отправили на выставку головку сыра диаметром девять метров, которая весила девять тонн. На изготовление сыра потребовалось почти сто тысяч литров молока. Канадский колосс получил специальный приз. В честь этого события и был воздвигнут необычный монумент, представляющий собой точную копию сыра -чемпиона.

2. Прочитайте текст и составьте к нему два плана: а) очень подробный: б) краткий, состоящий из двух-трех пунктов. Объясните преимущества и недостатки каждого.

Каким образом птицы узнают друг друга? Важное значение имеет, конечно, зрение, но, как показал ряд экспериментов, одного зрения мало. Ведущую роль играет ритм звуковых сигналов, которыми обмениваются птицы (то, что мы называем пением). У каждого вида свои песни. Отличаются они настроением, структурой сигнала и не только самими звуками, но и их продолжительностью, чередованием, величиной интервалов между ними. У большинства видов решающая роль в познании принадлежит первым двум нотам сигнала: они должны быть постоянными так же, как и интервалы между ними. Так обстоит дело у черных дроздов, гаички, зяблика.

Как известно, главной составной частью конспектирования и реферирования является смысловое свертывание текста. В силу этого необходимо формирование умений и навыков по работе с отрезками текста на уровне предложений, абзаца, сложного синаксического целого, а также смысловоого свертывания текста на базе работы с целым текстом.

На этапе смыслового свертывания текста большое значение имеет умение переформулировать мысль, когда ранее прочитанное излагается в свер­нутом виде. Примером работы по формированию навыков сжатия тек­ста могут служить следующие упражнения



1.Прочитайте отрывки из текста. Содержание отрывков изложите в форме простых предложений.

1) Каждая эпоха, каждое событие накладывают свою печать на выразительность художественной формы архитектурных сооружений, которые являются каменной летописью города, можно даже сказать — каменной летописью мира, так как архитектура говорит о развитии культуры прошлого не существующего уже народа.

2) Для того чтобы получить необходимые сведения о древних зданиях, надо «разговорить» камни, из которых они построены. Ведь камни являются немыми свидетелями той эпохи, когда строилось здание. И вот для того, чтобы получить информацию, которую таят в себе строительные камни, надо уметь прочесть «непонятные» надписи, начертанные на них временем. А как? В этом нам помогут история, древнерусская архитектура, а также геология и палеонтология.

2. Содержание текста «Городская рево­люция» изложите в форме сложных предложений.

Городская революция. Ныне вполне очевидна бесплодность попыток определения понятия «город» путём сложного социокультурного феномена видоизме­няется в зависимости от места и времени.

Развитым городам предшествовали образова­ния различного типа: центры племенных княжений, военно-торговые колонии, культовые центры и т. д. Между ними и сложными социокультурными организмами XI—XIII вв. прямой преемственности не наблюдается. Неко­торые историки относят возникновение городов к VI—VII вв. Однако это утверждение невозможно подтвердить конкретными фактами.

При выполнении данного типа уп­ражнений необходим учет смысловой связи между частями текста, чем обу­словлен выбор структурно-семантиче­ского типа сложного предложения.

Необходимым условием овладения кратким изложением информации яв­ляется умение извлекать информацию, соответствующую поставленной цели, и перераспределять информацию, когда ключевые фрагменты «группи­руются по тематическому принципу вокруг нескольких больших подтем, развивающих главную тему текста». Арсенал упражнений по выработке данного умения достаточно разнооб­разен:

  • прочитать текст и план текста (составленным с учетом перераспределе­ния информации), выписать к каждому пункту плана слова и выражения, необхо­димые для изложения его смыслового содержания; на основе плана и полученно­го языкового материала написать сжатый вариант текста;

  • проанализировать текст с точки зрения проблемы ... (называется пробле­ма, раскрытие которой требует объедине­ния информации, содержащейся в разных частях текста); написать текст под назва­нием ... (название проблемы);

  • найти в текстах (дается 2—3 неболь­ших по объему текста) материал, инфор­мирующий о ... И т. п.

Проиллюстрируем один из типов упражнений.

Прочитайте текст. Найдите в тексте предложения, которые содержат следую­щую информацию: а) на что рассчитана письменная речь; б) почему пишущий должен подбирать точные языковые сред­ства.

Письменно изложите содержание пунк­тов а) и б).

Письменная речь.

Письменная речь характеризуется тем, что пишущий не видит того, кому предназначена речь, она не зависит от реакции адресата. Она рассчитана на зрительное восприятие и дает возможность повторно возвращаться к написан­ному (пишущий может многократно совершенствовать написанное).

Часто пишущий должен сначала ввести адресата в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения. Это заставля­ет его описывать все более полно, иначе он будет неверно понят.

Пишущий лишен возможности выразить инто­нацию, поэтому он должен более тщательно построить фразу, подобрать более точные языковые средства.

Пишущий не может использовать мимику, жесты, не может не договаривать фразы, поэтому его речь грамматически оформлена более строго.

Обратите внимание: для раскрытия содержания пунктов а) и б) необходимо извлечение информации не в той последо­вательности, в какой она представлена в тексте.

Краткому изложению содержания текста в большой мере способствует умение ориентироваться в общей структуре текста, так как «глубина понимания текста существенно зави­сит от понимания того, как текст создан и какую функцию выполняет каждая его "деталь"»2. Так, умение выделить введение поможет учащемуся «войти» в проблемы текста, которые получают развитие в основной излагающей части, иллюстрируются примерами, доказательствами, суждениями, дополнительной информацией и т. д. Заключение же поможет обобщить информативное содержание текста и выводы, что значительно облегчит задачу краткого письменного изложения его содержания.

Примерные этапы работы отражаются в конкретных видах упражний:

1. Прочитайте текст. Обратите внимание на то, что первый абзац — введение, в котором в общем виде освещены основные проблемы, составляющие содержание текста; во втором абзаце раскрывается понятие... в абзацах .. заложена основная информация текста; последний абзац представляет собой заключение – вывод.

2. В тексте ... найдите предложения, составляющие введение к тексту, выделите часть, в которой содержится основная информация и заключение.

3. Прочитайте текст ... . Выделите смысловые части, определите основную тему каждой части и озаглавьте их. Выпишите ключевые слова, словосочетания, предложения каждой из смысловых частей. Составьте сжатые варианты на основе их содержания и выделенных ключевых фрагментов. Тексты запишите.

Обучение конспектированию и реферированию — сложный процесс. В данной работе приведены лишь некоторые виды работы по формировании соответствующих умений и навыков.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

06.04.2017 06:38
Синягина Юлия Викторовна @sinagina
Спасибо!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!