Государственное бюджетное учреждение
Комплексный центр социального обслуживания населения
Альшеевского района Республики Башкортостан
Отделение социальный приют для детей и подростков
ПРОГРАММА ПО профилактике жестокого обращения и насилия над детьми

Программу составили педагоги: Аюпова Л.А.
Хисматуллина Г.М.
с. Раевский 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для современного состояния нашей страны, когда экономические преобразования, направленные на преодоление кризиса, являются главными и безотлагательными, особенно актуальным и требующим пристального внимания становится вопрос о молодом поколении, его физическом, умственном, духовном, нравственном и социальном положении и развитии. В Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, подчеркивается: «…ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». Поэтому «ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь». Одной из первоочередных проблем, поставленных перед обществом современной жизнью, является жестокое обращение с детьми, которое превратилось, чуть ли не в обычное явление. Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их физическому и нравственному здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия. Не проходит ни дня, чтобы СМИ не сообщили о случаях педофилии в стране, избиении детей. Опасной остаётся ситуация с беспризорниками, сигналы о ЧП нередко поступают из детских домов. Нарушаются права несовершеннолетних детей, закреплённые как в Семейном кодексе, так и в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Одной из причин совершения преступлений в отношении детей, суицидальных явлений, является семейное неблагополучие. По информации сотрудников кризисных центров, к ним ежемесячно обращаются дети из неблагополучных семей, часто не полных, в которых матери ведут аморальный образ жизни. Без сомнения, в таких семьях права детей нарушаются. Необходимость защиты прав ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий. Отрицательнные последствия насилиянад детьми состоят в том, что насилие подпитывает и порождает новое насилие. Подверженные насилию дети могут завтра стать убийцами и насильниками. Когда же они станут родителями так же высока вероятность того, что они будут применять насилие по отношению к своим детям. Подвергшиеся насилию дети с высокой вероятностью могут убегать из дома, что подвегнет их к другим формам виктимизации.
Цель программы:
- Создание условий для формирования у ребенка доверия к окружающему миру
Задачи программы:
- Совершенствовать умения у ребенка передачи своего эмоционального состояния.
- Формировать доверие, развитие позитивного образа «Я».
- Способствовать преодолению эмоционально-отрицательных переживаний.
- Содействовать развитию гибкости поведения, способности адекватного реагирования на различные жизненные ситуации.
Участники программы:
- педагоги; - воспитанники; - родители воспитанников; - инспектор ОДН.
Формы работы:
- проведение бесед и лекций, занятий для воспитанников;
-выпуск и распространение методических брошюр, информационных листов;
- проведение бесед для родителей.
Ожидаемые результаты: Реализация данной программы даст возможность:
- воспитанникам лучше адаптироваться к социальным условиям; - повысить свою самооценку; - улучшить здоровье и качество жизни, отношения с окружающими; - способствовать процессу развития и роста индивидуальности воспитанников; - воспитать у детей целеустремленность, чувство ответственности.
Содержание программы
Мероприятия с педагогами: Педагогический совет на темы: «Трудный ребенок. Как ему помочь?»; «Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста»; «Правовая защита детей от жестокого обращения»; Семинар-практикум для педагогов «Формы жестокого обращения с детьми». Составление плана работы по профилактике жестокого обращения с детьми на 2015-2016 учебный год.
Мероприятия с воспитанниками: Занятия на темы: «Установление контакта» - 2часа. Цель - способствовать сплочению группы, формирование навыков установления контакта.
«Эмпатия» - 2часа. Цель – познакомить учащихся с понятием эмпатия, определить эмпатическую чувствительность и через активное выполнение упражнений развить эту способность.
Художественная деятельность «Рисуем счастливый мир», «Моя семья»-4часа. Цель – сформировать навыки конструктивного целеполагания, позитивного отношения к будущему.
«Правила на всю жизнь»- 4 часа. Цель: помочь повысить комуникативные навыки, осознать свою самоценность.
Беседа «Как вести себя с незнакомым человеком»- 2 часа. Цель: Содействовать формированию у воспитанников культуру безопасной жизнедеятельности, ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях.
Викторина «На что я имею право»-2 часа. Цель: в интересной и занимательной форме закреплять знания о правах человека, отраженных во всемирной декларации прав человека.
Моделирование ситуаций «Я в мире взрослых» - 2 часа. Цель: приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребенка в неприятные ситуации.
Игра – тренинг «Чтобы не было беды»-2 часа Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
«Я и другие вокруг меня»- 2 часа. Цель: учить воспитанников бережно относиться к окружающим, к членам своей семьи; любить близких и родных.
«Быть человеком» (дискуссия) -2 часа. Цель: дать представление о многообразии форм проявления красоты в человеке, показать роль искусства в раскрытии прекрасных сторон личности, развивать эстетическое восприятие, вдумчивое и внимательное отношение к окружающим людям.
Беседа «Урок милосердия и доброты» -2 часа. Цель: дать понятие «милосердие, терпимость, толерантность», учить детей быть милосердными, воспитывать потребность делать добро.
«Поговорим о воспитанности» -2 часа. Цель: сформировать у воспитанников культуру поведения, побудить их к самокритичности, исправление недостатков в своем поведении.
Выставка «Мир моих увлечений» - 4 часа. Цель: расширить кругозор воспитанников, сформировать положительную мотивацию к саморазвитию.
«В чем смысл человеческой жизни» - 2 часа. Цель: помочь воспитаннику, разобраться в жизненных взглядах, убеждениях.
«Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек» -4 часа. Цель: научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам, вызвать желание совершать добрые поступки. Формирование представлений о положительных и отрицательных поступках поведения. Правильно оценивать себя и других.
«Мой психологический портрет» -2 часа. Цель – продолжить работу по самоанализу, способствовать углублению процессов самораскрытия.
«Познание себя - познание других» -2 часа. Цель занятия – способствовать осознанию себя и учиться понимать других людей;
Цикла занятий «Вредные привычки» -8часов. Цель: дать информацию о разнообразии вредных привычек, их формировании и роли в жизни человека.
Акция – конкурс, «Ремень не для порки…» - 2 часа. Цель: что можно сделать из ремня.
Мероприятия с родителями:
Беседы с родителями: «Ваш ребенок перестал слушаться вас. Что делать?»; Ситуативная игра «Семья»; «Если ссора все-такиразгорелась»; «Если ребенок ушел из дома»; Обсуждение проблемных ситуаций: «Непослушание вызвано чрезмерной родительской опекой»; «Непослушание вызвано отсутствием внимания»; «Потеря веры в собственный успех».

План мероприятий
Направления | Мероприятия | Сроки | Ответствен - ные |
Организацион ная деятельность | - Изучение «Конвенции о правах ребенка», «Декларация прав ребенка». - Составление плана работы по профилактике жестокого обращения с детьми на 2015-2016 учебный год. - Обсуждение вопросов по профилактике жестокого обращения с детьми на заседаниях педагогического совета. - Составление социального паспорта воспитанниеов. - Семинар-практикум для педагогов «Формы жестокого обращения с детьми». - Размещение информации для родителей и воспитанников с указанием единого телефона доверия, контактных телефонов заинтересованных служб и ведомств. | В течение года Август В течение года В течение года Сентябрь Сентябрь | Педагоги Педагоги Рабочая бригада Социальный педагог Психолог Воспитатели |
Профилак - тическая работа | -Организация занятости воспитанников во внеурочное время. - Проведение индивидуальных и групповых консультаций, бесед, занятий по теме: «Профилактика жестокого обращения и сексуального насилия с детьми». - Анкетирование по вопросам толерантности. - Акция – конкурс «Ремень не для порки… - Консультативно-профилактическая работа с родителями воспитанников. - День матери. - Выпуск буклетов для родителей и воспитанников. - Организация и проведение праздника, посвященного ко дню 8 марта. - Организация и проведение выставки: - рисунков «Моя семья»; - «Рисуем счастливый мир»; - поделок «Мир моих увлечений»; - Организация и проведение праздника, посвященного дню защиты детей. | В течение года В течение года Ноябрь Январь В течение года Ноябрь В течение года Март В течение года Июнь | Инструктор по труду Воспитатели Психолог Инструктор по труду Социальный педагог Воспитатели Педагоги Воспитатели Инструктор по труду Воспитатели |
|
Используемая литература:
1. Алексеева Л.С. Проблема жестокого обращения с детьми в семье // Педагогика. – 2006. - №5. С. 43-52.
2.Борба М. Нет плохому поведению. М., 2006
3. Быкова Е.В. Профилактика насилия в семье. // Социальное обслуживание. – 2006. - № 3. - С. 49-55.
4. Гуггенбюль Н. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / Перевод с немецкого Н. Скородума. - СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2008 - 220 с.
5. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге.- СПб: «Речь»,2008.
6. Куликова А.А., Защита прав ребенка. – Москва, Издательство Эксмо, 2005.
7. Орлов А.В. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи / А.В Орлов // Психолог в детском саду. – 2007. - № 3-4.
8.Свердлова О. Вы любите меня? // Воспитание школьников. 2008. №1. Черных О.Г., Малюгина В.А. Родительские собрания: 8 класс. М.: ВАКО, 2008 г. Интернет
9. Шлык Т.В. Закон на Вашей стороне // Социальная работа. – 2007. - № 1. С. 26 – 29.