Рефлексивный отчет
Об интеграции семи модулей обучения в процесс преподавания и обучения
Сегодня каждый учитель должен идти в ногу со временем, должен ориентироваться в большом объёме современных инновационных технологий, выбирать среди них те, которые направлены не на получение ребёнком готовых знаний, а на развитие интеллектуальных и творческих возможностей. Современное образование требует новых подходов к обучению. Основная задача этого подхода – помочь учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. Именно на это и направлено содержание Программы обучения преподавателей. Ожидаемые результаты настоящей программы заключаются в том, чтобы ученики смогли стать независимыми, увлеченными, ответственными, уверенными в себе, с развитым критическим мышлением, проявляющим компетентность в цифровых технологиях (см. «Руководство для учителя» стр.110). Данная программа Кембриджского университета представлена в виде семи модулей, которые взаимосвязаны между собой и полностью дополняют друг друга:
1.Новые подходы в преподавании и обучении.
2.Обучение критическому мышлению.
3.Оценивание для обучения и оценивание обучения.
4.Использование ИКТ в преподавании.
5.Обучение талантливых и одаренных детей.
6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
7. Управление и лидерство в обучении.
Подробнее ознакомившись с семью модулями, я поняла, что мои знания о них были поверхностными. Благодаря курсам, где нас познакомили с содержанием Программы, научили тому, как самостоятельно добывать знания, знакомиться с новыми методами, взаимообучаться, я намного обогатила свой опыт. Моя цель, как методиста – донести до педагогов основную мысль – воспитывать детей таким образом, чтобы они еще в стенах школы научились тому, как учиться, умели вынести уроки из определённых ситуаций. Я считаю, что основная задача учителя, научить детей саморегуляции и навыкам самостоятельного обучения. Первоначально необходимо пересмотреть среднесрочное планирование серии последовательных уроков. Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы, информация не усваивается прочно учениками, малополезна и не используется в жизненных ситуациях.
Следовательно, новые методики обучения помогают развивать творческие способности учащихся, умение работать самостоятельно и в группах. Развивать мышление высокого порядка, потому что интеллектуальные способности ученика развиваются на уроке. На мой взгляд, рассматривать один модуль не возможно, потому что они очень тесно переплетаются между собой. Они не могу существовать друг без друга, по отдельности они не дадут эффекта. Каждый из модулей по- своему оригинален.
Особый интерес у меня вызвал модуль обучения критическому мышлению. Использование приемов модуля критического мышления позволит детям свободно и открыто думать. Учитель сможет проконтролировать каждого ученика, его понимание, усвоение и интерес к изучаемой теме. Необходимо практиковать групповую работу, которая позволяет проявить лидерские качества, к мнению которого дети прислушиваются, так как каждый член группы заинтересован в качественном выполнении работы, что свидетельствует о сплочённости коллектива независимо от собственного личного отношения к каждому из учеников. Одним из способов работы в группе, является создания коллаборативной среды. Благодаря групповой работе ребята обучаются самостоятельно и не только взаимообучают друг друга, но и применяют полученные знания на практике.
В процессе обучения большое внимание надо уделять диалогической беседе, с помощью чего можно проследить за уровнем понимания темы, за уровнем развития красноречия учащихся, за логикой постановки вопросов, ходом мыслей, умением аргументировать ответ и подкреплять его фактами, а также уметь оценивать ситуацию, делать прогнозы и выводы. Надо учить своих учеников думать. Хороший учитель заинтересован не столько в ответе, сколько в том, чтобы его ученики размышляли над вопросом. Приёмы модуля критического мышления помогут педагогам сочетать индивидуальную работу каждого ученика, актуализировать их знания, а работая в группе, ученики должны научиться услышать другие мнения, высказать свою точку зрения и не бояться ошибиться.
Очень важным является выявление одарённости и талантливости детей. Таким детям необходима помощь и усиленное внимание. Талантливые дети имеют более глубокие знания, они быстро переключаются с одного вида деятельности на другой. Одарённость и талантливость диагностируется на начальной стадии развития ребенка, для этого применяются различные виды тестов, оценивающих эмоционально-психологическое состояние учеников, анкеты, разработки программ, которые включают задания познавательного характера, дифференцированный подход. Эти задания позволяют продемонстрировать высокий уровень способностей. Для вовлечения таких детей в учебный процесс учитель должен подбирать задания согласно их уровню знаний, способствовать дальнейшему развитию мыслительных навыков, развитию познавательного интереса, словарного запаса, умению аргументировать свои доводы и предложения.
Модуль «оценивание обучения и оценивание для обучения» неотъемлемая часть каждого урока. Чтобы следить за процессом своего обучения, ребята должны быть объективны в оценивании себя и своих одноклассников. Целью оценивания является улучшение качества знаний учащихся.
Неотъемлемой частью проведения серии последовательных уроков является применение и использование информационно - коммуникационных технологий. Интернет ресурсы, мультимедийные программы, видеоклипы, работа на интерактивной доске дают колоссальное преимущество при планировании и проведении уроков. На уроках можно использовать слайдовые презентация PowerPoint, разнообразие физминуток, подбор аудио- и видеоматериалов, которые сделают уроки интересными, познавательными и разнообразными. Самое главное, правильно использовать данный модуль на своих предметах. В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно применять, то процесс обучения станет более углубленным и интересным.
Если говорить о модуле «Управление и лидерство в обучении», то я считаю, что в каждом учителе скрыт огромный педагогический потенциал. Развить в ученике лидерские качества может только тот учитель, который сам делает все для своего профессионального роста и сам может быть лидером. Надо уметь создать атмосферу доверия, чтобы воздействовать на учащихся и способствовать их изменению, наблюдать и направлять.
Я думаю, что дети хотят учиться и получать новые знания, применять разнообразные формы и методы обучения. Эта программа, поможет педагогам изменить свое отношение к обучению, вселить уверенность ребенку овладеть желанием учиться, быть ответственным за свое образование. Но над этим нужно будет поработать не один день.