« О выборе профессии»
Сам решай. Никто не мешает.
И совета никто не даёт.
Это так тебя возвышает,
Словно скрипка в тебе поет.
Б. Слуцкий
Форма проведения собрания: беседа с родителями с предварительным тестированием учащихся класса
Цель:
напомнить, что проблема выбора профессии для подростка не только дело родителей;
помочь родителям найти взаимоотношения с детьми по этому вопросу.
Начать беседу хотелось бы с басни Л.Н.Толстого «Наседка и цыплята». Наседка вывела цыплят и не знала, как их уберечь. Она и сказала им: «Полезайте опять в скорлупу, я сяду на вас, как прежде сидела, и уберегу вас». Цыплята послушались, полезли в скорлупу, но не могли никак влезть в неё и только помяли себе крылья. Тогда один цыпленок сказал матери: «Если нам всегда оставаться в скорлупе, ты бы лучше нас не выводила».
Смысл этой басни понятен. Нам тоже хочется уберечь своих детей от опрометчивых поступков и решений, выбрать за своего ребенка школу, класс, институт, наконец, профессию. Очень часто взрослые совершенно не задумываются над тем, что « дети повредят себе крылья» и впоследствии будут упрекать родителей и корить себя в неудачном выборе специальности, которая не приносит им радости и морального удовлетворения.
В беседах с родителями нередко приходится слышать: «Нам необходимо углубленное изучение математики», «Мы собираемся поступать в строительный институт», «Мы решили» и т. д. Такие папы, а чаще мамы – очень активные, заботливые, живо интересуются успехами ребенка в школе. Но что настораживает в их словах? Это отсутствие самого ребенка в решении главной для него проблемы, полное повиновение воле родителей, а в связи с этим полное безразличие к собственной судьбе. Взрослые имеют жизненный опыт, сами набили «шишек» и хотят облегчить жизнь своих детей. Хорошо, если родители сделают правильный выбор. А если нет?
Трудно не согласиться с доводами родителей, что большинство подростков еще не знает, какую профессию выбирать. Однако, если родители полностью берут на себя ответственность за будущее повзрослевшей дочери или сына, возникает опасность воспитывать «вечно большого ребенка». Он так и будет шагать по жизни неуверенно, без инициативы, с постоянным внутренним страхом. Что же делать? Давайте попытаемся вместе разобраться в этих вопросах. Обратимся к данным социологии.
Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии касаются как самого человека, так и всего общества. По подсчетам американских ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда в 1,%-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.
Случайность выбора профессии нередко приводит к неудовлетворенности человека своей жизнью, работа становится в тягость, ввергает в депрессию, стрессовое состояние или приводит к нервным заболеваниям.
Предварительный опрос учащихся по теме «Мотивация выбора»
Почему вы хотите выбрать ту или иную профессию, какие требования вы к ней предъявляете?
2. Вы хотите, чтобы ваша профессия была престижной, пользовалась признанием в обществе?
3. Вы хотели бы приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась?
4. Вам хочется, чтобы ваша профессия была интересной?
5. Вы выбираете профессию, которую легче всего приобрести?
6. Вы собираетесь связать свою судьбу с профессией по совету или примеру других людей?
Ребята, задайте себе вопросы:
Существует ли у вас конкретная возможность трудоустройства после приобретения выбранной профессии?
Легко ли будет найти работу по специальности?
Не рискуете ли вы, окончив учебное заведение и, получив диплом, остаться без работы, та и не поработав ни одного дня по специальности?
Соответствует ли ваша профессия вашим возможностям?
Знаете ли вы, что такое профессиональная пригодность?
Что такое профессиональная пригодность?
Профессиональная пригодность – это требования к состоянию здоровья человека, к профессиональной квалификации и к профессиональным способностям. Здоровье, квалификация и способности человека являются его профессионально важными качествами. Если уровень их развития превосходит тот, который требуется для овладения профессией, то человека можно считать профессионально пригодным к этой профессии. Для психологов наибольший интерес представляют способности. При их наличии, а также при наличии здоровья всегда можно приобрести квалификацию, опыт, знания и навыки. Чтобы правильно выбрать себе профессию, надо сориентироваться в трех вещах:
Определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, Т.е. желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность работы, интерес к ней. Склонности условно обозначают выражением «Я хочу».
Оценить свои наклонности, свойства характера, которые определяют, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность. Кроме здоровья и квалификации, к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности (например, темперамент). Способности условно обозначают словами « Я могу».
Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, что сегодня «Надо».
В том случае, если ваш ребенок сумеет совместить «Хочу», «Могу» и
« Надо», то его профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая является интересной и привлекательной для вашего ребенка, соответствует его способностям и пользуется спросом на рынке труда.
Уважаемые родители!
Вы знаете, что такое профессиональная пригодность?
Профессиональная пригодность – это требования к состоянию здоровья человека, к профессиональной квалификации и к профессиональным способностям. Здоровье, квалификация и способности человека являются его профессионально важными качествами. Если уровень их развития превосходит тот, который требуется для овладения профессией, то человека можно считать профессионально пригодным к этой профессии. Для психологов наибольший интерес представляют способности. При их наличии, а также при наличии здоровья всегда можно приобрести квалификацию, опыт, знания и навыки. Чтобы правильно выбрать профессию, надо сориентироваться в трех вещах:
Определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, т.е. желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность работы, интерес к ней. Склонности условно обозначают выражением «Я хочу».
Оценить свои наклонности, свойства характера, которые определяют, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность. Кроме здоровья и квалификации, к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности (например, темперамент). Способности условно обозначают словами « Я могу».
Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, что сегодня «Надо».
В том случае, если Ваш ребенок сумеет совместить «Хочу», «Могу» и « Надо», то его профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы помочь ребёнку найти профессию, которая является интересной и привлекательной для вашего ребенка, соответствует его способностям и пользуется спросом на рынке труда.
5