СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обьем прямоугольного параллелепипеда

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Обьем прямоугольного параллелепипеда»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН






Конспект урока математики по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда»




5 класс




учитель

Дешевенко Анастасия Викторовна


дата проведения: 24.04.2014


















Учитель математики МБОУ ООШ №34

Дешевенко Анастасия Викторовна

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма проведения: урок - игра.

Цели урока:

Образовательные:

  • Учить решать задачи на вычисление объёмов, совершенствовать вычислительные навыки учащихся.

  • Активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре.

  • Показать сферу практического применения формулы объёма прямоугольного параллелепипеда в расчётах.

  • Формировать умения и навыки, закрепить знания по данной теме.

Развивающие:

  • Развивать внимание, мышление, способность к сосредоточению, аккуратность, математическую речь.

  • Через решение задач развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к "видению" проблемы, оценочным действиям, обобщению.

  • Формировать умение чётко и ясно излагать свои мысли.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение друг к другу и умение работать в парах.

  • Формировать у учащихся познавательный и устойчивый интерес к учению математики.

  • Воспитывать у учащихся стремление к непрерывному совершенству своих знаний.

  • Формировать умение проверять результаты деятельности.

  • Воспитывать самостоятельность и творчество.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки, звездочки.


Ход урока:

I. Организационный момент

Задача: Подготовить учащихся к работе на уроке

Ну-ка проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем же удачи –
За работу, в добрый час!

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок необычный. Дело в том, что к нам в гости приехали два друга Знайка и Незнайка из Цветочного города. Кто читал эту сказку или смотрел мультфильм? (Ответы детей)

Знайка и Незнайка очень просят вас, помочь им. Поможем?! Только будьте очень внимательны и не подведите наших героев!

За каждое правильно выполненное задание вы будете получать звездочку, и в конце урока мы найдем самого активного.

Работа учащихся.

Осознание цели работы. Эмоциональное включение в работу.

II. Актуализация опорных знаний

Задача: Подготовка мышления к проектировочной деятельности; установить правильность и осознанность выполнения действия в нестандартной ситуации.

Чтобы успешно выполнить все расчёты, нам необходимо провести умственную зарядку.

Внимание на экран. Покажите нашим друзьям, как вы умеете быстро считать и записывать результаты. Решите примеры и впишите буквы в таблицу с ответами, узнаете тему урока!

Задание 1.

Вычислите:

1) 81:9=9 д 4)125*8=1000 а
2) 25*4 =100 е 5)4³=16 р
3) 33+16=49 п 6) 17*10=170 л
7) 300:10=30 и

Проверка: параллелепипед



Ребята, запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока.

Цель нашего урока: учиться применять формулы объёма прямоугольного параллелепипеда и решать задачи практической направленности.

Учитель: Пока мы записывали тему, наши гости прислали нам послание.

Дорогие друзья!

Мы – Знайка и Незнайка, приглашаем вас совершить небольшое путешествие в Цветочный город и познакомиться с одним из его новых жителей - параллелепипедом. Но мне кажется, что вы с ним уже знакомы, и вот почему... (на слайде изображения предметов из жизни, как примеры параллелепипеда)

Учитель: Давайте вспомним формулу для определения объема прямоугольного параллелепипеда



Учитель: Знайка и незнайка решили купить себе в дома некоторые вещи. Но, друзья немного переживают, поместятся ли эти вещи в доме. Поэтому они попросили найти объем этих предметов (устно).

Холодильник 1800

Плита 300

Тумбочка с ящиками 100

кухонного стола 300

посудомоечная машина 480



Учитель: Из предложенного ряда геометрических фигур выберите те, которые имеют объём:



Учитель: Выберите из предложенного ряда единицы те, которые применяются для измерения объемов и запишите их.

1 см; 1 дм3 ; 1га; 1 м2; 1м3; 1л; 1км; 1 см3; 1а; 1т.









Учитель: А сейчас немного из истории. Практическое применение геометрии начинается с древних времён. Египтяне использовали эту науку в различных хозяйственных работах, при сооружении оросительных каналов, грандиозных храмов и пирамид, при высечении из гранита знаменитых сфинксов и т.п.

Содержащиеся в дошедших до нас папирусах геометрические сведения и задачи почти все относятся к вычислению площадей и объемов. В них нет никаких указаний на способы вывода тех правил, которыми пользовались египтяне для вычисления длин, площадей и объёмов; часто употреблялись правила приближённых подсчётов. Высшим достижением египетской геометрии следует считать точное вычисление объёма усечённой пирамиды с квадратным основанием, содержащееся в «Московском папирусе».

Велика роль геометрии и в нашем современном мире. В своей практической деятельности человек часто встречается с необходимостью вычисления объёмов, например, при изготовлении каких-либо деталей или при строительстве различных сооружений. Многие строительные объекты, детали конструкций и другие предметы имеют форму геометрических тел, с некоторыми вы познакомитесь в старших классах: параллелепипедов, призм, цилиндров, шаров и т.д.

 

 

Учащиеся выполняют устно вычисления и записывают результаты вычислений в тетрадь, затем получается тема урока.













Учащиеся записывают формулы для определения объёма прямоугольного параллелепипеда и куба и сверяют записи с записями на слайдах.



Учащиеся находят объемы изображённых фигур.













Учащиеся называют среди изображённых фигур объёмные.

 

 









Учащиеся записывают единицы объёма в тетрадь и проверяют.

1 дм3;

3;

1л;

1 см3.




























III. Постановка учебной и практической задачи, связанной с применением знаний в жизненной ситуации.

Усвоение и применение "нового" знания

Задача: Включение детей в ситуацию выбора метода решения учебной задачи.

Фиксация разрешения учебной задачи.

Учитель: Молодцы! Мы с вами вспомнили всё, что нам потребуется в дальнейшей работе.


Друг Незнайки – Шарик обратился к нам за помощью. Ему необходимо помочь посчитать объем его конуры.

V=0,504 (каждый самостоятельно, звездочка у кого правильно)



Учитель: Знайка и Незнайка решили купить себе аквариумы с рыбками. Знайке нужен аквариум поменьше, а Незнайке наоборот больше. (2 ученика у доски, кто решит раньше звездочка)


57600см2, 64000см2



Учитель: Знайка купил себе корову, но он не знает сколько сена поместится в его сеновал! Ребята, давайте поможем Знайке! (Работа в парах, за правильные ответы звездочки)

900*300*300=81000000 см3

36*50*90=162000 см3

81000000/162000=500 тюков

 





Учащиеся находят объемы изображённой фигуры.



Учащиеся находят объемы изображённой фигуры



Учащиеся находят количество сена

Физкультминутка:

Высказывания на слайде, выполнение упражнений.

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Раз – поднялись, потянулись,

Два – нагнулись, разогнулись,

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.


Учитель: Теперь нам нужно выполнение практического задания в группах.



Учитель: А сейчас вам нужно выполнить тест. (взаимопроверка и получение звездочек)

Вариант 1 Вариант 2

1) V=a*a*a=a³ 1) V=a*b*c

2) 4 2) 1

3) 4 3) 4





Учитель: Поздравляю! Вы успешно справились с поставленной задачей. Запишите задание на дом. Какие измерения нужно выполнить?

Подведение итогов. Выставление отметок по количеству звездочек.

РЕФЛЕКСИЯ

  • Я узнал…

  • Я научился…

  • Мне понравилось…

  • Я затруднялся…

  • Моё настроение…

Спасибо за урок!



















Учащиеся находят объемы фигур в группах.



Учащиеся выполняют тест и меняются тетрадями для проверки.