- развивать пространственное воображение, внимание, память, логическое мышление;
-воспитывать настойчивость, трудолюбие, аккуратность.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята! Наш урок я хотела бы начать с античного афоризма «Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз» (Эпиграф написан на слайде1) Ребята сегодня вы будете работать ни в рабочей тетради, а в рабочих листах, лежащих у вас на столах. | Слушают учителя. Подписывают рабочие листы |
II. Создание проблемной ситуации | Учитель демонстрирует ученикам коробку с соком. Ребята перед вами предмет, который вы знаете. Это коробка с соком. С точки зрения геометрии, что представляет эта коробка. На коробке написано 0,2 л. Как проверить правдивость написанного на коробке и количества содержимого в ней не вскрывая ее ? Что для этого нам необходимо знать? | -Прямоугольный параллелепипед -Объем прямоугольного параллелепипеда |
III. Постановка темы и целей урока. | Так какова же тема нашего урока? ( Слайд 3) Какие цели ребята вы ставите перед собой на нашем уроке? ( Слайд 4) | Ребята формулируют тему урока « Понятие объем. Объем прямоугольного параллелепипеда.» Ребята самостоятельно формулируют цели урока. - Узнать, что такое объем - Узнать, как вычисляется объем прямоугольного параллелепипеда - научиться решать задачи практического содержания |
IV. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий | Давайте сначала вспомним, что мы знаем о прямоугольном параллелепипеде? Проведем небольшой блиц- опрос. ( Слайд 5-10) Что такое прямоугольный параллелепипед? Сколько вершин у прямоугольного параллелепипеда? Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда? Какими фигурами являются грани прямоугольного параллелепипеда? Что можно сказать о противолежащих гранях? Сколько измерений у прямоугольного параллелепипеда? Как мы их обычно называем? Верно ли, что куб является прямоугольным параллелепипедом? | Ученики отвечают на поставленные вопросы: -Прямоугольный параллелепипед- это многогранник, состоящий из шести прямоугольников. - Восемь -12 - Прямоугольники Противолежащие грани параллельны и равны. - Три: длина а, ширина b, высота с - Да, куб- прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны. |
V.Восприятие и осознание нового материала. | Школьная лекция с элементами беседы. Объемом геометрического тела будем называть положительное число, которое характеризует часть пространства, занимаемую геометрическим телом. ( Слайд 11) Единица измерения объёма – куб со стороной 1 Поясните, что такое . Вспомните, как по-другому называют . ( Слайд 12) Чтобы переводить одну величину в другую вам необходимо вспомнить соотношения между величинами. ( Слайд 13) Соотношения между единицами измерения объема 1 см3=1000 мм3 1 дм3=1000 см3=1л 1 м3=1000 дм3=1000000 см3 Измерить объем геометрического тела – это значит найти число, показывающее, сколько единичных кубов содержит данное тело. ( Слайд 14) Объем тела характеризуется следующими свойствами, которые очевидны и знакомы вам : ( Слайд 15-16) равные тела имеют равные объемы; если тело разбито на несколько частей, то его объем равен сумме объемов всех этих частей; объем куба, ребро которого равно единице длины, равен единице. Теорема : Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению трех его измерений : длины, ширины, высоты: V=a*b*c. ( Слайд 17) Что означает произведение длины на ширину в формуле объема прямоугольного параллелепипеда. Отсюда вытекают два следствия: 1. Следствие: Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению площади основания на высоту V= Sосн*H 2. Следствие Объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник, равен произведению площади основания на высоту :V= Sосн*H( Слайд 18) vкуб=a3, a- ребро куба Решим устно задачи  | Обучающиеся слушают лекцию учителя, добавляют информацию к ранее изученным сведениям. Заполняют рабочие листы. - Площадь прямоугольника, лежащего в основании. Ученики решают устно задачи, используя презентацию: V= 43=64 м3 V= 9·5·3=135см3 V= 6·3·2= 36 дм3 |
VΙ. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при решении поставленной проблемы | Итак, вернёмся к нашей проблеме. Как проверить правдивость написанного на коробке с соком 0,2 л и количества содержимого в ней не вскрывая ее ? Что необходимо для этого измерить?
Ребята, а можно еще убедится в правдивости написанному- это перелить содержимую жидкость в мерный стакан. Учитель демонстрирует этот процесс. | Планируют свою деятельность при решении поставленной задачи. Измеряют и записывают результаты измерения (длину, ширину и высоту коробки с соком). а= 8,1 см b= 6,2 см с=4 см Производят необходимые вычисления, делают вывод V =8,1·6,2·4=200,89 см3= 0,2 л Вывод: написанная на коробке с соком надпись 0,2 л соответствует содержимому. |
VII. Обобщение и систематизация результатов выполнения заданий. | Ребята, как вы помните в этом году вас ожидает экзамен по математике. Решим несколько задач, предложенных выпускникам бывших лет на экзамене. Задача 1. Найти объем многогранника, изображенного на рисунке ( все двугранные углы прямые) ( Слайд 19) Задача 2. Объем прямоугольного параллелепипеда, описанного около сферы равен 216. Найти радиус сферы. ( Слайд 20) Умение вычислять объем прямоугольного параллелепипеда, конечно, пригодится нам в жизни. Давайте посмотрим, где необходимо знание этой формулы. Слайд 22- задача из сферы «строительство» Слайд 23- задача из сферы «сельское хозяйство» Слайд 24 – задача- экспертиза. Ребята, а теперь проверим насколько комфортно дышится нам всем присутствующим в этом классном кабинете. Решим задачу- экспертизу. Классное помещение должно быть таким, чтобы на одного человека приходилось не менее 6 м3воздуха. Какое наибольшее количество человек можно разместить в этом кабинете, не нарушая санитарных правил, если он имеет измерения 9,3м; 6,3м ; 3,5м. Правильное решение проецируется на экране. | Записывают в рабочих листах решение задач. Задача1. V=3*2*5+1*2*3=30+6=36 Задача 2. V = 216 Если в параллелепипед вписана сфера, значит он куб. V куб= а3, отсюда а3= 216. Значит, а = =6, R =3 Ребята записывают данные задачи, производят необходимые вычисления, делают выводы. а=9,3 м, b=6,3м,с=3,5 м V= 9,3*6,3*3,5=205,065м3 N= 205,065:6= 34 человека Вывод: в нашем классном кабинете может комфортно чувствовать себя 34 человека. Сейчас здесь находится 26 человек. |
VIII. Самостоятельная работа (парная работа). | Ученикам предложен математический диктант «Заполнить пропуски. ( Слайд 25) Математический диктант. Заполните пропуски: 1) Равные тела имеют________________ объёмы. 2) Если тело составлено из нескольких тел, то его объём равен __________________ объёмов этих тел. 3) Объем прямоугольного параллелепипеда равен _____________________________ трех его измерений. 4) Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению ________________________________ ____________________на _______________. 5) Объем куба равен ________________ его ребра. 6. Найти объем прямоугольного параллелепипеда с измерениями 6 см, 5см, 3 см._______________________ 7. Во сколько раз нужно увеличить каждое из трех измерений прямоугольного бруска, чтобы его объем увеличился в 8 раз. _______________________________ 8. Найти объем куба, если длина его ребра равна 5м. ___________________________ После выполнения работы ученики обменивается рабочими листами с соседом по парте. Решения с правильными ответами проектируются на экран. ( Слайд 25-26) | Обучающиеся заполняют пропуски в рабочих листах. По окончанию работы меняются рабочими листами, выполняют взаимопроверку, используя презентацию. Выставляют оценку по предложенному критерию. Критерии оценки математического диктанта 5 заданий – «3» 6-7 заданий- «4» 8 заданий – «5»ний- «3» 6 -7 задани5 заданий- «3» й – «4» 8 заданий – «5»
|
IX . Рефлексия. | Наш урок подходит к концу. Сейчас я попрошу заполнить листки рефлексии, из которого мне будет понятно поняли ли вы тему урока и как вы себя чувствовали на нем. ( Слайд 27) Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки. Спасибо за урок ! | Ребята заполняют листок рефлексии Рефлексия урока: Урок | Я на уроке | Итог | 1. интересно | 1. работал | 1. понял материал | 2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал | 3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял | |