СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Мультимедийное приложение к уроку содержит презентацию для сопровождения урока на этапе объяснения нового материала, фрагмент видеофильма  о практической работе учащихся по теме, выполненной ранее подготовленной группой учеников.

 

Цели урока:

 

познакомить с новой для детей величиной – объёмом. показать единицы измерения новой величины и их соотношение развивать  пространственное мышление учащихся. прививать любовь к математике, как науке, объединяющей арифметику, геометрию, алгебру.

 

Просмотр содержимого документа
««Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема»»




«Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объёма»


Урок математики 4 класс


Учебник Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика 4 класс.

УМК «Начальная школа XXI века». Под редакцией Н.Ф. Виноградовой.






Автор: Колёскина Ольга Сергеевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 48.

Методические рекомендации к уроку.


Тема урока: «Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема»


Предмет: математика


Межпредметные связи: геометрия, стереометрия


Класс: 4 класс


Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.


Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный, практическая работа.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Мультимедийное приложение к уроку содержит презентацию для сопровождения урока на этапе объяснения нового материала, фрагмент видеофильма о практической работе учащихся по теме, выполненной ранее подготовленной группой учеников.


Цели урока:


  • познакомить с новой для детей величиной – объёмом.

  • показать единицы измерения новой величины и их соотношение

  • развивать пространственное мышление учащихся.

  • прививать любовь к математике, как науке, объединяющей арифметику, геометрию, алгебру.


Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, доска, комплект мерок в 1см 3 и 1 дм 3 для каждого ученика, комплект единиц измерения объёма – 1 см 3, 1 дм 3, 1 м 3, набор многогранников.


Перед введением темы в классе были сформированы две группы: творческая (3 человека) и исследовательская (2 человека). Группы работали над исследовательским и творческим заданиями.

Исследователи: проверяли вместимость кубометра, выясняли соотношение между единицами объёма

Творцы: создавали модели единиц объёма, вели фотодневник.



Ход урока.

  1. Оргмомент.

Наш урок математики сегодня будет посвящён геометрическим фигурам и телам. Мы познакомимся с новым математическим понятием. О чем пойдет речь, вы узнаете, если расшифруете это слово.

  1. Устный счет

  1. Расшифровка названия понятия. Дети делают вычисления, вписывают в клетки буквы, соответствующие значению ответа примера. На доске в клеточках появляется слово.

  1. 54 : 6 : 3=

2) 9 ∙ 3 ∙ 5=

3) 8 ∙ 3 : 6 =

4) 72 : 9 ∙ 2 =

5) 7 ∙ 2 ∙ 4 =








Учитель. Верно. Сегодня мы познакомимся с объёмом многогранника. Обратите внимание на то, как пишется слово ОБЪЕМ. Какая орфограмма встречается в слове?


  1. Актуализация знаний.

Учитель: Цель нашего урока узнать, что такое объем прямоугольного параллелепипеда. И можно ли его вычислять. Давайте вспомним, что это за многогранник – прямоугольный параллелепипед.


Работа в группах. Каждой группе из предложенного набора многогранников нужно отобрать:

1 группа – прямоугольные параллелепипеды

2 группа – кубы

3 группа - другие четырехгранники.

Учитель: Ребята, верно ли предположение, что куб – это разновидность прямоугольного параллелепипеда?


  1. Объяснение нового материала.

Слайд №2. Мозговой штурм.


  1. Выдвижение гипотезы о том, что объём это величина и ее можно измерить.

Учитель: Ребята, что же такое объём? Ваши предположения.

  • Дети делают предположение, что объём это величина

Учитель: Какие ещё величины вы знаете? Что можно сделать с величиной . Её можно измерить?


Детьми выдвигается гипотеза, что объём – это величина, значит, ее можно измерить.


Слайд № 3. Первичное восприятие .

  1. Что такое объем. Понятие объёма.


Учитель: Предлагаю вам посмотреть на каркасы разных геометрических тел: параллелепипеда, цилиндра, тетраэдра и др.

Как вы думаете, пространство, находящееся внутри каркаса, относится к фигуре или нет?

Учитель: Посмотрите на фигуры, которые вы отобрали. Пространство внутри этих фигуры относится к данным многогранникам?

Верно ли предположение, что объём – это масса тела?. Может быть это длина фигуры? Что же называют объемом?

Вывод. Величина части пространства, занимаемого геометрическим телом, называется объемом этого тела.

Примечание: для большей наглядности можно объяснить детям, что объём это пространство, которое находится внутри геометрического тела.

Учитель: Можно ли измерять объём? Как же нам измерить объем, например, куба.


Слайд № 4. Практическая работа с мерками.

Работа в парах .

Учитель: Сейчас мы попробуем вычислить объем фигуры. У вас на партах есть кубики, это мерки объёма. Дети, предлагаю вам составить прямоугольные параллелепипеды из 3 мерок. Работаем в парах. Один из вас берёт в работу зеленые мерки (1 дм 3), другой составляет фигуру из голубых мерок (1 см 3 )


Результаты работы озвучиваются. Объем зеленого параллелепипеда 3 мерки, объём голубого параллелепипеда тоже 3 мерки.

Учитель: У вас должны были получится фигуры одинаковые по размеру, а получились разные . Может мы ошиблись при подсчете?

Дети высказывают свои предположения, почему так получилось.

Дети делают вывод.

Вывод: размер фигур не совпал, потому что мерки были разные. Вычислять объём таким способом неудобно, можно перепутать фигуры.


Слайд № 5. Продолжение практической работы.


Работа в парах.

Учитель: Дети теперь отложите зеленые мерки и возьмите в работу красные и голубые. Составьте прямоугольные параллелепипеды из 3 кубиков -мерок. (1 см 3 )

Давайте сравним количество мерок и размеры фигур.

Результаты озвучиваются: Объем и красной и голубой фигуры 3 мерки и фигуры одинаковые по размеру.

Учитель: Почему здесь мы получили совсем другой результат.

Дети делают вывод.

Вывод: Такой результат получился, потому что мерки были одинаковые. Вычислять объем одинаковыми мерками точнее.


Слайд № 6. Разные способы подсчета мерок.


Коллективная работа с опорой на экран.

Учитель: посчитайте количество мерок в каждой фигуре на слайде.


(Мерки движутся беспорядочно, считать их таким способом неудобно).

Результаты подсчета озвучиваются: Объём синей фигуры 3 мерки, объём оранжевой фигуры – 6 таких же мерок. Важно сказать ТАКИХ ЖЕ мерок.


Слайд № 7.

Знакомство с единицей объёма – кубическим сантиметром.


Работа по учебнику с. 65.Введение единицы измерения объема – 1см 3 .

Примечание. Важно обратить внимание детей, что кубическим сантиметром называют не куб с длиной ребра 1 см, а объём этого куба.


Учитель: Теперь измерять объем параллелепипеда будем кубическими сантиметрами. Наши маленькие мерки – это и есть кубические сантиметры. Проверьте по линейке, измерив длину ребра куба.

Говорим так: объем голубой фигуры 6 кубических сантиметров, а записывают - 6 см 3. (Запись на доске)


  1. Первичное закрепление.


Слайд № 8. Практические способы измерения объёма.


Работа по учебнику с. 66. №№ 247, 248. С опорой на слайд.

Важно. Показать детям разные способы чтения единиц объема. Объем голубой фигуры – 5 сантиметров в кубе, объём зеленой фигуры - 8 кубических сантиметров.


  1. Продолжение объяснения нового материала.

Слайд № 9. Математический способ вычисления объема прямоугольного параллелепипеда.

Введение формулы для вычисления объёма, чтение формулы и показ ее составляющих.

Работа по учебнику с. 67 № 253. Номер выполняется устно.


Слайд № 10. Знакомство с различными способами вычисления объема.

Учитель: Объем фигуры можно вычислять двумя способами.

Рассмотрение разных способов на слайде.

Учитель: Неудобно всегда с сой носить полную сумку или карман мерок. Как же быть, если надо измерить объём. Что можно предпринять?.

Дети выдвигают предположение, что можно использовать для этого линейку.

Работа по учебнику. С 68 № 255 (1 фигура)

Индивидуальная работа. Вычисление объёма разными способами. На доске задачу решает ученик из исследовательской группы.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Для этой минутки была сделана модель кубометра. Ребята попробовали заполнить ее сначала стульями, потом сами влезли внутрь кубометра. Таким образом тоже пытались измерить объем.


Слайд № 11. Другие единицы объема.

См. учебник с. 67 № 249.

Учитель: На странице 67 дана ещё одна мерка, она равна вашему зелёному кубу – это кубический дециметр. Посмотрите на слайде вы увидите фигуру, которую заполняли стульями. Это кубический метр.


Учитель: подумайте, какие единицы можно использовать для измерения объёма комнаты, шкатулки, упаковочной коробки для телевизора и т.д.



Слайд № 12. Эмоциональная разрядка.

Просмотр фрагмента видеофильма.



Слайд № 13. Соотношение между единицами объема.

Работа в группах.

Можно попросить детей самим подсчитать соотношение между кубическим сантиметром и кубическим дециметром.


Слайд № 14. Повторное закрепление. Игра «Проверь себя»


  1. Домашнее задание. С. 69. № 255 (2 фигура), № 259 (а)

  2. Подведение итогов урока. Игра волшебный кубик. Учитель кидает цветной кубик ребёнку. Цвет грани, которой поймал кубик ребёнок, является цветом вопроса, записанного на доске или на карточках.