Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.
Цель: дать понятие об обобщающих словах, их роли в предложении, научить подбирать родовое слово к ряду однородных членов; объяснить, какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающими словами при однородных членах; развивать умения и навыки работы с однородными членами, устную и письменную речь учащихся; воспитывать культуру речи, умение использовать приобретенные знания на практике.
| | Добрый день, ребята, искренне рада встрече с вами. Я, Ерёмина Любовь Викторовна, учитель русского языка и литературы школы №1. Я вижу вас, ваши имена и рада с вами познакомиться. | 20 сек. |
| | Пусть же первым знаком нашего знакомства станут добрые улыбки. Обменяемся взаимно ими со своими одноклассниками, гостями. Спасибо, надеюсь, что хорошее настроение будет сопровождать нас не только в течение урока. | 22сек. |
| | На столе перед вами листы для работы. Положите их перед собой. | |
| | Сегодня 23 января. По календарю чудес– День зеленого света. | 15 сек. |
| | С красной строки запишите названия тех предметов, явлений, которые возникли в вашем воображении, связанными с этим праздником. | 5 сек. |
| | Записывают дети. | 1 мин. |
| | Обменяйтесь мнениями с соседом по парте. | 2мин |
| | Озвучьте самые интересные, допишите слова, произнесённые одноклассниками, которые показались интересными. | |
| | Спасибо. | |
| | Составьте с ними предложения. Прочитайте их друг у друга. Озвучьте самые интересные. | |
| | Никакой цвет не имеет столько оттенков, сколько Зеленый. Звезды в небе горят зеленым. Воды, в глубине, отливают изумрудом. Солнце, в летний день, окунается в прохладные кущи листвы и сияет спокойным и радостным ободряющим светом. И даже листочек для работы – зелёного цвета. В день зеленого света возможно все! Свет- то – зеленый! А это значит, что можно лететь без остановок, видеть свою цель и добиваться ее! “Куда же мчаться?” – спросите вы. К новым знаниям! | 1 мин. |
| | Прочитайте тему урока. | 0,5 |
| | Что из понятий вам известно? Подчеркните и объясните. Что будет для вас новым или хорошо забытым старым? | 1 мин |
| | Подчеркните это понятие. В чём отличие его от однородных членов предложения? Вернёмся к первой записи. 1 вариант прочитает слова. Какие записанные вами предложения могут быть осложнены однородными членами предложения? 2 вариант. Какие слова могут быть обобщающими словами? | 2 мин. |
| | Работаем в тетради. Сформулируйте цель нашего урока. | |
| | 1. Научиться находить обобщающие слова при однородных членах; 2. Научиться правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; 3. Научиться составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах. 4.Научиться использовать полученные знания в устной и письменной речи | (1 мин) |
| | Добро пожаловать на видеоурок. Прочитайте задание. Что не совсем? при этом заполнив выполнив задание, заполнив таблицу + (знал) ?(объясните) v(новое) | (8 мин.) |
| | Озвучьте её. | (2 мин) |
| | Расскажите друг другу. Оцените ответы своих одноклассников. Кто получил 2,3,4,5? Спасибо. | (2 мин.). |
| | Особое внимание обращаем на обобщающее слово. Какую шпаргалку для урока можно сделать? Нарисуйте её. Обменяйтесь мнениями. Теперь посмотрите на доску и прокомментируйте. Что это означает? | (1 мин) |
| | Совместное составление алгоритма однородных членов с обобщающим словом и постановки знаков препинания. Чтобы правильно поставить знаки препинания, необходимо 1. найти – однородные члены предложения; 2. установить границы смыслового отрезка – однородных членов предложения; 3. выявить наличие обобщающего слова; 4. определить место обобщающего слова; 5. выбрать нужные знаки препинания. | (1 мин) |
| | Итак, какие 3 главные схемы мы должны сегодня научиться составлять? | |
| | Надеюсь, что знания помогут вам успешно справиться с практической работой. Работаем по цепочке. Читаем предложения и объясняем знаки препинания. Читаем по цепочке выразительно текст, и объясняем постановку знаков препинания, находим соответствие с предложенными схемами. От прилагательного «зелёный», возникшего от общеславянского zelb , образованы слова: «желтый», «золото», «злак». Зеленый цвет посылает массу самых разнообразных сигналов: спокойствие, радость, восхищение. Автомобилисты знают, как легко и приятно ездить, если впереди приветливо мерцают зеленые огни светофоров. Странствующим и путешествующим, отчаянным и не очень - всем сопутствует удача в День зеленого света. Самые важные и основные вещи: утреннее небо, деревья, весна, свобода, надежда и радость - зеленого цвета. Сопоставьте со схемами. | |
| | Откройте листочек, проверьте составленные схемы, оцените свои ответы. | |
| | Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений. Ничего откладывать нельзя ни праздник ни воскресную прогулку. И в безнадёжном дожде и в одуряющих запахах тления и в сморщенных от дождя сыроежках во всём есть своя прелесть поздней осени. Всё волновало нежный ум цветущий луг луны блистанье в часовне ветхой бури шум старушки чудное преданье. Весёлое пение жаворонков на рассвете и звонкое журчание ручейка раздольные мелодии и мощь органных аккордов всё доступно этому волшебнику в руках искусного мастера. Музыка это разум воплощённый в прекрасных звуках. Деревья, травы, кусты все золотисто зеленело и лоснилось под тихим дыханьем теплого ветра. | |
| | Релаксация. Добро пожаловать в страну Зелёного света . | 1, мин |
| | Сегодня можно всё! Даже экспериментировать! Приступаем к работе по группам. Прочитайте выразительно текст. 2 группа готовит выразительное чтение текста и отвечает на вопросы. Вопросы для обсуждения: • Как вы думаете, что подбирала с песка старушка? • Какое чувство вызывают у вас люди, похожие на эту старушку? 3 группа дополняет текст обобщающими словами и однородными членами предложения. Что изменилось? 4 группа пишет продолжение рассказа, используя обобщающие слова и однородные члены предложения. 5 группа – Ответить на вопрос: «Какое отношение к теме («День зелёного света») нашего урока имеет этот текст?», составляет пожелания для присутствующих после прочтения текста, используя обобщающие слова и однородные члены предложения. 1 группа. Составить текст со словами, которые мы записали в самом начале урока (ассоциации, связанные с «Праздником зелёного света»), используя схемы однородных членов предложения и обобщающего слова. Семья_____ проводила выходной день на пляже. Дети________ купались в море и строили зáмки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и порванной. Она_______ что-то бормотала про себя, подбирала с песка какие-то предметы и складывала их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. | 5 мин. |
| | Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли поранить себе ноги. | |
| | Чего так не хватало людям; благородства. Наверное, они не читали персидской поэзии. А я вам напомню: Слепую прихоть подавляй, и будешь благороден. Калек, слепых не оскорбляй – и будешь благороден, Не благороден, кто на грудь упавшему наступит, Нет, ты упавших поднимай – и будешь благороден. | |
| | Пусть в жизни всегда будет момент для счастья, повод для улыбки и время для мечты! | |
| | «Помни, что если ты можешь сделать хорошее дело, оказать любовь кому-нибудь, то надо делать это сейчас, потому что пройдет случай и не возвратится. Жизнь коротка, и потому будем торопиться радовать сердца наших спутников в этом коротком переезде! Поспешим быть добрыми!» Л.Н. Толстой | |
| | Домашнее задание: Знать схему правила. Решение тестовых заданий на листах. | |
| | Рефлексия: перечитайте цель урока, либо «Паучок», либо | |
| | В народе говорят, что человек, когда он что-то доброе свершает, то свой живой, свой человечий век, не менее, чем на год продлевает, а потому, чтоб жизнь не подвела, и чтоб прожить нам более столетья, шагайте, люди, избегайте зла, и помните, что добрые дела – вернейшая дорога в долголетье. Спешите делать добрые дела, не бойтесь выглядеть чудаками! | |
| | Примите в подарок шарики, ведь праздник продолжает радовать вас и ваших друзей. Ведь завтра уже 24 января – другой праздник - http://www.kalen-dar.ru/calendar- день примерки морозного кружева! Спасибо всем! | |
| | | |
Зелёный свет. Разг. Свободный путь, возможность беспрепятственного осуществления чего-л.
Давать/ дать зелёный свет кому, чему. Разг. Позволять или способствовать беспрепятственному осуществлению чего-л. /em Компании был дан зелёный свет на постройку спортплощадок. Из речи транспортников. Мокиенко 2003, 101.
Давать, дать зелёную улицу кому, чему. Создавать, создать особо благоприятные условия для продвижения кого-, чего-л.
Давать/ дать зелёный свет
кому, чему. Разг. Позволять или способствовать беспрепятственному осуществлению чего-л. /em Из речи транспортников. Мокиенко 2003, 101.
«Помни, что если ты можешь сделать хорошее дело, оказать любовь кому-нибудь, то надо делать это сейчас, потому что пройдет случай и не возвратится.
Жизнь коротка, и потому будем торопиться радовать сердца наших спутников в этом коротком переезде!
Поспешим быть добрыми!»
Л.Н. Толстой
Никогда нельзя отказываться от мечты!
Мечты питают нашу душу, так же, как
пища питает тело. Сколько бы раз в
жизни нам ни пришлось пережить
крушение и видеть, как разбиваются
наши надежды, мы все равно должны
продолжать мечтать.
Тестовая работа
1 вариант
Обведите кружками номера предложений, в которых при однородных членах есть обобщающие слова. Знаки препинания не расставлены.
Все в картине И. Левитана «Озеро. Русь» солнце ветер несущиеся облака пронизано ощущением счастья.
Иногда художник откладывал кисти вставал смотрел отойдя на несколько шагов на свою работу.
Ослепительно белые корабли синяя вода яркие солнечные блики огромные баржи с товарами все это создает на полотне "Свежий ветер" радостное впечатление движения, жизни, наполненной трудом и смыслом.
Художник вдыхал густой хвойно-томительный запах красок с наслаждением чувствовал жажду работы.
2. Обведите кружками номера предложений, в которых нужно поставить двоеточие.
Для пейзажиста в этот момент не существовало ничего, кроме отражавшихся на полотне церкви берега речного простора.
Внимание художника привлек неброский волжский пейзаж серое небо затянутое тучами скромная церковь небольшой городок раскинувшийся на берегу рыбачьи лодки.
Этот простор эта звенящая тишина волжского вечера напомнили ему многое а именно и горечь детства и первое приобщение к природе и туманные мечты о творчестве.
Лиловая туча ползущая из-за горизонта синий лес вдали водная гладь переливающаяся желтой фиолетовой и голубой красками ярко-зеленая трава залитая водой все это тщательно выписано художником на картине «Разлив».
3. Обведите кружками номера предложений, в которых ставится и двоеточие, и тире.
Поездки в другие страны Финляндию Францию Швейцарию Италию Левитан считал напрасной тратой времени, ему милее была неброская красота русской земли.
Людей на полотнах Левитана заменили леса и пажити туманные разливы и нищие избы России, безгласные и одинокие.
Все на этом полотне избы пожухлая трава нежная березка ветви кустов и деревьев кажется погруженным в спокойный сон.
В пейзаже «Над вечным покоем» перед нами открывается грандиозная панорама высокий мыс бескрайние просторы озера и огромное небо с грозовыми облаками.
4. Расставьте знаки препинания.
Всем и неброской красотой и проникновенной лиричностью и умиротворяющим покоем привлекают картины И. Левитана.
"Вечерний звон" "Над вечным покоем" "Золотая осень" "Большая дорога" "Сумерки. Стога" "Озеро. Русь" эти картины отражают размышления пейзажиста о смысле жизни.
Во всех осенних пейзажах И. Левитана передана печаль сыплющихся листьев загнивающих трав тихого гудения пчел предзимнего солнца едва заметно прогревающего землю.
Создавая свои картины художник стремился передать самые сокровенные мысли о месте человека в мироздании о его сложных и противоречивых отношениях с миром.
Милым казалось художнику все и леса и речушки и одинокие стога сена в пустынных вечерних полях освещенных мутной луной.
Тестовая работа
2 вариант
1. Обведите кружками номера предложений, в которых при однородных членах есть обобщающие слова. Знаки препинания не расставлены.
Художник вдыхал хвойно-томительный запах красок с наслаждением чувствовал жажду работы.
Внимание художника привлек неброский волжский пейзаж серое небо затянутое тучами скромная церковь небольшой городок раскинувшийся на берегу рыбачьи лодки.
Более ста полотен И. Левитана как-то «Золотая осень» «Осень» «Туман. Осень» «Осенний день. Сокольники» «Вечерний звон» запечатлели поэтические картины русской осени и донесли до нас чувства художника.
Картины Левитана теснейшим образом связаны с переживаниями человека воздействуют на чувства людей.
2. Обведите кружками номера предложений, в которых нужно поставить тире.
Лиловая туча ползущая из-за горизонта синий лес вдали водная гладь переливающаяся желтой фиолетовой и голубой красками ярко-зеленая трава залитая водой все это тщательно выписано художником на картине «Разлив».
Этот простор эта звенящая тишина волжского вечера напомнили ему многое а именно и горечь детства и первое приобщение к природе и туманные мечты о творчестве.
"У омута" "Вечерний звон" "Над вечным покоем" "Март" "Золотая осень" "Большая дорога" "Сумерки. Стога" "Летний вечер" "Озеро. Русь" все эти картины отражают размышления И. И. Левитана о смысле жизни.
Картины Левитана не ошеломляют глаз, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов знакомых рек и проселков.
3. Обведите кружками номера предложений, в которых ставится и двоеточие, и тире.
Всем и неброской красотой и проникновенной лиричностью и умиротворяющим покоем привлекают картины Левитана.
Детали картины И. Левитана «Озеро. Русь» солнце ветер несущиеся облака пронизаны ощущением счастья.
Во всех осенних пейзажах Левитана передана печаль сыплющихся листьев загнивающих трав тихого гудения пчел и предзимнего солнца едва заметно прогревающего землю.
Милым казалось художнику все и леса и речушки и одинокие стога сена в пустынных вечерних полях освещенных мутной луной.
4. Расставьте знаки препинания.
Иногда художник откладывал кисти смотрел отойдя на несколько шагов на свою работу.
Ослепительно белые корабли синяя вода яркие солнечные блики огромные баржи с товарами все это создает на полотне "Свежий ветер" радостное впечатление движения, жизни наполненной трудом и смыслом.
В пейзаже «Над вечным покоем» перед нами открывается грандиозная панорама высокий мыс бескрайние просторы озера и огромное небо с грозовыми облаками.
Все на этом полотне избы березка расположенная в центре картины ветви кустов и деревьев пожухлая трава кажется погруженным в спокойный сон.
Людей на полотнах Левитана заменили леса и пажити туманные разливы и нищие избы России, безгласные и одинокие.